Уго Чавес против наркосиндиката

Уго Чавес, 52-й Президент Боливарианской республики Венесуэла, перевёл под контроль правительства аэропорты, автострады, морские порты, изъяв их из руководства глав местных администраций. Повод: наркотрафик и контрабанда под вывеской морских перевозок… Губернаторы этих территорий –представители оппозициии.
Чавес сообщил, что в  Маракаибу и другие порты, имеющие стратегическое значение, будут введены дополнительные военные подразделения для контроля над этими гаванями будут отправлены в ближайшие дни.
 Евроньюс, 19.03.2009

Уго Чавес.

 Ранние годы
Уго Рафаэль Чавес Фриас родился 28 июля 1954 года в городе Сабанета в венесуэльском штате Баринас, в многодетной семье школьных учителей. Его предок по материнской линии был активным участником Гражданской войны 1859—1863 годов. Выступал на стороне либералов, сражался под руководством народного вождя Эсекиеля Саморы. Прадед прославился тем, что в 1914 году поднял антидиктаторское восстание. Оно было жестоко подавлено. У него родились две дочери, одна из них Роза, бабушка Уго Чавеса. Мать Чавеса надеялась, что сын станет священником, а сам он мечтал о карьере профессионального бейсболиста. Увлечение бейсболом Чавес сохранил до сих пор. В детстве он хорошо рисовал, и в двенадцать лет получил свою первую премию на региональной выставке. В 1975 году в звании младшего лейтенанта окончил Военную академию Венесуэлы. По имеющимся данным, также учился в Университете имени Симона Боливара в Каракасе.

Чавес служил в воздушно-десантных частях, и красный берет десантника впоследствии стал неотъемлемой частью его образа. В 1982 году (по другим данным — во время учебы в академии) Чавес основал с сослуживцами подпольную организацию COMACATE (аббревиатура, составленная из первых и вторых букв в названиях средних и младших офицерских чинов). Позднее COMACATE была преобразована в Революционное боливарианское движение (Movimiento Bolivariano Revolucionario), названное в честь героя латиноамериканской войны за независимость Симона Боливара.


[править] Февральский путч 1992 года
Неудачная экономическая политика породила всеобщее недовольство, с проявлениями которого правительство боролось силовыми методами. В этой обстановке возникли различные политические течения, как правого, так и левого толка, началось брожение в вооруженных силах. В 1990 и 1991 ширились антиправительственные выступления, достигшие кульминации во всеобщей забастовке 7 ноября 1991. Воодушевленные общенародным подъемом, патриотически настроенные элементы среди младших офицеров сплотились под руководством подполковника Уго Чавеса. 4 февраля 1992 Чавес возглавил неудавшуюся попытку государственного переворота.[2]

4 февраля 1992 г. армейские колонны под командованием Уго Чавеса вышли на улицы столичного Каракаса. Повстанцы заявляли, что планируют не захват власти, а ее реорганизацию и создание Учредительной Ассамблеи, где были бы реально представлены все группы венесуэльского общества, вместо традиционного двухпалатного парламента, отражавшего интересы только коррумпированных правящих групп. Мятеж поддержала часть среднего офицерства и солдат. В заговоре участвовало 133 офицера и почти тысяча солдат, не считая множества гражданских. Верховное командование поспешило заявить о поддержке президента и отдало приказ о подавлении мятежа. Столкновения продолжались до полудня 4 февраля. В результате боев, согласно официальным цифрам, погибло 17 солдат, более 50 военных и гражданских получили ранения.[3]

В полдень 4 февраля Уго Чавес сдался властям, призвал своих сторонников сложить оружие и взял на себя всю ответственность за подготовку и организацию этой операции. В момент ареста, транслировавшегося в прямом эфире, подполковник Чавес заявил, что он и его товарищи складывают оружие исключительно из-за того, что на этот раз им не удалось добиться поставленной цели и чтобы избежать продолжения кровопролития, но их борьба будет продолжена. Чавес и ряд его сторонников оказались в тюрьме.


[править] Начало политической карьеры
После того как Чавес провел два года в тюрьме он был помилован президентом Рафаэлем Кальдера в 1994 г. Сразу же по освобождении создал «Движение V республика». В декабре того же года впервые побывал на Кубе. Выступая в Гаванском университете, он огласил свои революционные принципы, впоследствии воплощённые им в жизнь. В то время Уго Чавес находился под идеологическим влиянием аргентинца Норберто Сесесоле, который и убедил его обратить внимание на идеи ливийского лидера Каддафи. Через много лет — в ноябре 2004 — Уго Чавесу будет вручена в Триполи Международная премия имени Муамара Каддафи за вклад в защиту прав человека. Будучи на посту президента республики Чавес прославился тем, что вопреки эмбарго против Ирака отправился в эту страну, дабы лично встретиться с Саддамом Хусейном. Тем самым он стал первым главой иностранного государства, который встречался с Саддамом Хусейном после иракской агрессии против Кувейта в 1990 году.

На парламентских выборах в ноябре 1998 поддержавшая Чавеса коалиция Патриотический полюс в составе его Движения Пятая Республика (ДПР), Движения к социализму (МАС), партии Родина для всех, Коммунистической партии Венесуэлы и других групп, набрала около 34 % голосов и завоевала 76 из 189 мест в Палате депутатов и 17 из 48 мест в Сенате.


[править] Переворот
На протяжении 2001 противостояние между президентом Чавесом и его противниками из среды старых элит нарастало, и в следующем году вылилось в открытую конфронтацию. Противники президента инициировали национальную забастовку, в знак солидарности с руководством и сотрудниками государственной нефтяной компании, которые протестовали против назначения президентом Чавесом новых членов совета директоров. Обстановка серьезно обострилась после того, как крупнейшие профсоюзные и профессиональные объединения Венесуэлы заявили о превращении 48-часовой всеобщей забастовки в бессрочную. 16 апреля 2002 года на площади Марафлорес в Каракасе произошли вооруженные столкновения между противниками и сторонниками Чавеса, в результате чего погибло более 60 человек, а 18 апреля начался военный мятеж. Группа военных во главе с мэром Каракаса А.Пена и командующим сухопутными войсками Э.Васкесом попыталась свергнуть У.Чавеса. Путчисты арестовали президента и вывезли его в неизвестном направлении. Генерал Лукас Ринкон Ромеро известил страну, что Чавес подал в отставку. Заместитель министра безопасности, командующий национальной гвардии генерал Альберто Комачо Кайрус заявил, что правительство президента Уго Чавеса «не способно управлять страной» и отстранено от власти, а страна находится под контролем национальных вооруженных сил. Выступая по местному телевидению, генерал Комачо Кайрус возложил на свергнутого президента ответственность за кровопролитие при подавлении крупного антиправительственного марша протеста.

На пост временно исполняющего функции президента мятежники выдвинули президента ассоциации промышленников и предпринимателей Педро Кармона. Он распустил парламент, приостановил работу генерального прокурора и государственного контролера, а также отменил принятое в годы президентства Чавеса законодательство, перераспределившее часть национального богатства в пользу малоимущих. США приветствовали переворот. Однако большая часть армии осталась верна президенту, к тому же на улицы вышли многие сотни тысяч его сторонников, которых мобилизовали «Боливарианские комитеты», преимущественно в бедных кварталах городов. Они требовали освободить арестованного президента, которого мятежники двое суток держали на отдалённом острове, и вернуть ему власть. Кармона отказался возглавить страну, а путчисты, побоявшись наказания, доставили арестованного ими президента в президентский дворец. Военный переворот провалился с триумфом для Чавеса. В результате контрпереворота Чавес вернулся к власти; его ведущие противники были арестованы. Церемония повторного вхождения в должность Уго Чавеса, которая прошла в президентском дворце «Мирафлорес» в Каракасе, транслировалась по телевидению. Чавес сказал, что не ожидал вернуться в свой кабинет так быстро, и что он даже начал писать стихи, однако не успел закончить свою первую поэму. В своем заявлении, которое было выдержано в примирительном тоне, Уго Чавес объявил об отставке членов совета директоров государственной нефтяной компании, которых он сам же назначил ранее.

Через несколько месяцев 6 октября президент Венесуэлы Уго Чавес заявил, что его спецслужбы предотвратили попытку государственного переворота в стране. «Мы предотвратили путч, я в этом практически не сомневаюсь», — заявил Чавес на собрании мэров и губернаторов в Каракасе. Президент сказал, что в заговор были вовлечены видные представители оппозиции, а также военные, которые уже пытались свергнуть Уго Чавеса в апреле нынешнего года. Незадолго до этого спецслужбы Венесуэлы провели обыск в доме бывшего министра иностранных дел страны Энрике Техеры. В этом доме, как заявил президент, были найдены доказательства заговора. Обыск был проведен после того, как верные нынешнему президенту военные побывали на встречах оппозиции в доме бывшего министра. Однако Техера отверг все выдвинутые против него обвинения.


[править] Вновь на президентском посту
Провал апрельского переворота не положил конец политическому кризису в Венесуэле. В течении года оппозиция, воспользовавшись нарастанием экономических трудностей и инфляции, организовала четыре всеобщих забастовки против правительства президента Чавеса. Крупнейшая из них началась в начале декабря 2002 и продолжалась более 2 месяцев. Организаторами протестов выступили лидеры профсоюзной Конфедерации трудящихся Венесуэлы и политический блок «Демократическая координация». Они требовали отставки Чавеса и проведения референдума о его президентстве. Но и эта забастовка (как и предыдущая, в октябре 2003) закончилась провалом. 15 августа 2004 по требованию правой оппозиции состоялся референдум о досрочном отзыве Чавеса с поста президента. Против отзыва проголосовало 59.10 % пришедших на участки избирателей.

Чавес не раз подвергался острой критике, преимущественно со стороны представителей высших и средних слоёв общества. Оппоненты обвиняют Чавеса в пренебрежении к избирательному законодательству, нарушении прав человека и политических репрессиях, чрезмерной расточительности и фактическом финансировании расходов кубинского государства. Они называют Чавеса «диктатором нового типа». Но несмотря на все это Уго Чавес обладает необычайной популярностью, о чём свидетельствует неудачная попытка отстранения его от власти в апреле 2002 года.


[править] Уго Чавес и «Ось добра»
После неудачного переворота сотрудничество между двумя латиноамериканскими лидерами ещё более укрепилось. Понимая, что им не справиться в одиночку в условиях враждебного окружения, они пришли к выводу о необходимости создания единого антиимпериалистического фронта, способного противостоять «агрессивным режимам» Западного полушария. Уго Чавес пытается создать вокруг Венесуэлы ось государств-единомышленников, разделяющих его революционные боливарианские идеи. Такой режим в последнее время установился в Боливии с избранием президентом Эво Моралеса. В конце 2006 года победу одержали потенциальные союзники Уго Чавеса — Даниэль Ортега в Никарагуа и Рафаэль Корреа в Эквадоре.

Для обозначения союза Венесуэла — Куба — Боливия Уго Чавес в начале 2006 года изобрёл термин «ось добра» — в противовес американской «оси зла». Государства эти сближает не только левая антиимпериалистическая и антиамериканская риторика их лидеров, но и реальная взаимная выгода от сотрудничества: по данным США, Венесуэла ежедневно поставляет на Кубу около 90 тыс. баррелей нефти по льготным ценам — что позволяет Кубе зарабатывать на реэкспорте нефти. Куба, как уже говорилось, направила в Венесуэлу десятки тысяч своих технических специалистов, в том числе около 30 тыс. врачей. Для Боливии Венесуэла является источником инвестиций для разработки газовых месторождений.

В начале июля 2006 Чавес, выступая в качестве почётного гостя на саммите Африканского союза в Гамбии, призвал африканские страны «оказывать сопротивление американскому неоколониализму» и установить более тесные связи между Латинской Америкой и 53 государствами-членами панафриканской организации.

В июле 2006 Уго Чавес совершил поездку по ряду государств, которые, по его мнению, должны стать участниками единого антиимпериалистического фронта — после очередной встречи с Фиделем Кастро, он посетил Белоруссию, Россию (Волгоград — Ижевск — Москва) и Иран (который он посетил уже пятый раз). Первоначально зарубежное турне также включало поездку в КНДР, но впоследствии было решено вместо этого посетить Вьетнам, Катар, Мали и Бенин.

В Иране Уго Чавес заявил: «Венесуэла всегда и везде будет вместе с Ираном — в любое время, в любой ситуации. История показывает, что до тех пор пока мы едины, мы можем противостоять империализму и побеждать его». Это заявление было сделано на другой день после того, как 28 июля пять постоянных членов СБ ООН сделали Ирану последнее предупреждение о необходимости прекратить обогащение урана. Махмуд Ахмадинежад, со своей стороны, ответил: «Я чувствую, что встретил брата и человека, с котором находишься в одном окопе… Иран и Венесуэла стоят рядом и поддерживают друг друга. Президент Чавес является источником прогрессивного и революционного течения в Южной Америке и вносит заметный вклад в противостояние империализму». Уго Чавес был награждён высшим государственным орденом Исламской Республики.

По возвращении Уго Чавес выступил в прямом эфире телепрограммы «Алло, президент!», где проговорил около пяти часов на самые разные темы. В частности, он заявил о намерении создать национальную систему ПВО, которая «прикроет все Карибы». Новая система ПВО позволит отслеживать воздушные цели на расстоянии 200 км и уничтожать их за 100 км до подлёта к территории Венесуэлы.

Чавес выступает как яростный критик экспансионистской политики США и глобализации. 20 сентября 2006 на сессии Генеральной ассамблеи ООН Чавес назвал Буша-младшего «дьяволом». По словам Чавеса, Буш выступал накануне в ООН как «хозяин мира», и мир должен быть обеспокоен таким подходом американского руководства.

 
Уго Чавес, Нестор Киршнер и Лула да СилваВ январе 2007 Венесуэлу посетил президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Ещё в июле 2006 Иран и Венесуэла заключили 29 экономических соглашений, в частности о создании СП в сфере добычи и переработки нефти, а также в металлургии, машиностроении и фармацевтике. Тогда же для финансирования совместных проектов был создан фонд в размере 2 млрд долл. В январе 2007 были подписаны очередные соглашения и Ахмадинежад пообещал в течение 3 лет довести иранские инвестиции в Венесуэлу до 3 млрд долл., а Уго Чавес подтвердил готовность защищать право Ирана на развитие мирных ядерных технологий. Ключевым событием визита стало создание совместного фонда по противодействию политике США. При этом иранский президент заявил: «Мы очень рассчитываем на поддержку всех сил, заинтересованных в Латинской Америке, Азии и Африке». По мнению наблюдателей, Ахмадинежад имел в виду КНР.


Рецензии