Мы и наши дети

Мы, взрослые, всегда хорошо  знаем, что необходимо нашим детям. Решаем за них, что они должны делать и чего им делать  не надо, с кем им дружить, а кого обходить стороной,  чем заниматься в свободное время,  что читать.  Мы навязываем им свои представления о том, что хорошо, а что плохо,  что полезно, а что нет. Мы диктуем детям свои правила поведения, заставляем их жить по нашей схеме,  заранее зная, что из них должно получиться, часто вопреки  очевидному:  наши дети  - это не мы. Они другие, и с этим рано или поздно приходится мириться. 
Однажды в редакции журнала «Урал» я присутствовала  при разговоре  двух уральских поэтов: один из них только что выпустил книгу детских стихов, а другой ее прочитал.
Перелистывая странички книжки, «читатель» тыкал пальцем то в одно стихотворение, то в другое и говорил, как они ему понравились. Автору слушать эти похвалы  было приятно,
и это естественно, нет тут ничего  стыдного. Зато меня тогда посетила одна крамольная  мысль, с которой я и начала свои размышления.
Я, как и все мамы, читала своему маленькому сыну книги на ночь. Это были сказки, стихи, рассказы для детей. Но больше всего ему нравилось слушать два произведения: роман Александра Дюма «Три мушкетера» и   литературную сказку С. Мальцева «Зайка Петя и его друзья».
Книгу известного француза я начинала читать сыну раз  двести, но никогда мы не доходили до конца. После  второй или третьей главы сын просил: «  А теперь -  зайку Петю!»
- И что он нашел в этом зайке? – думала я, с содроганием открывая книгу.
Если «Три мушкетера» я перечитывала с удовольствием, то  «Зайку Петю» преодолевала с большим трудом, но сыну эта сказка нравилась,  и я  вынуждена была , засыпая от скуки, шевелить языком и губами. Зато мою любимую «Голубую чашку» Аркадия Гайдара  сын терпеть не мог и все время прятал ее подальше с моих глаз, чтобы я не предлагала  ее послушать.
Не буду утверждать, что книга С.Мальцева написана плохо – совсем нет. Речь о другом: о литературных пристрастиях и вкусах.
О том , что детская литература – это особый жанр, знают все.  Точно так же всем известно, что писать для детей труднее, чем для взрослых. Но что  и как писать – вот вопрос, который касается всех детских авторов.
Почему мы думаем, что детям нравится то же, что и нам?  Мой пример с «Голубой чашкой» доказывает, что это совсем необязательно. Если нам нравятся стихи детского писателя, то это не значит, что они будут интересны для детей и наоборот.
А мы, взрослые, продолжаем подходить к этому вопросу с апломбом знатоков детских душ и навязывать свои представления, о том, что должны или не должны любить наши детишки.
Но с другой стороны, как узнать, что будет востребовано нашими малышами, если не выпустить книжку и не дать ее детям в руки.


Рецензии
В целом я согласен с автором, могу добавить, что приём произведения для детей должны принимать сами дети. А насчёт ГОЛУБОЙ ЧАШКИ я с сыном солидарен))

Сергей Георг Сретенский   11.07.2013 07:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.