Байда на Кубани

                Байда на Кубани

                Тоби, царю, в земли гниты,
         Байди молодому мед-горилку пыты…

Вероятно, трудно найти в кубанской станице коренного жителя, который бы не слышал песню про легендарного казака Байду. Ту самую песню, в которой повествуется о том, как запорожский казак, отказавшийся жениться на султанской дочке, был сброшен по приказу султана на железный крюк, а перед мучительной смертью расстрелял из лука семью османского властителя. Однако мало кто знает, что князь Дмитрий Вишневецкий, являющийся прообразом казака Байды, был на Кубани.
Украинский шляхтич Дмитрий Иванович Вишневецкий родился на Волыни  в начале XVI века. В 1550 г. польский король и великий князь литовский Сигизмунд Второй Август назначил его старостой Канева и Черкас, которые в то время были пограничными городами Литовского княжества.
Видя несчастья, причиняемые татарами украинским селянам, князь Дмитрий стал думать о том, как перекрыть путь крымчакам на Украину. В низовьях Днепра, на острове Хортице, он построил крепость, где и расположился с небольшим казацким отрядом и откуда предпринял поход на татарскую крепость Ислам-Кермень.
Казачья крепость на Хортице просуществовала недолго, так как стала костью в горле крымскому хану, а инициатива Д. Вишневецкого по защите Низовой Украины  не нашла поддержки у польского короля. Лишь со второй попытки при поддержке турецкого флота татарам удалось захватить Хортицу и разрушить казацкую крепость. Несмотря на непродолжительность своего существования, эта крепость сыграла большую роль и стала прообразом Запорожской Сечи.
Полгода, с середины 1553 года по начало 1554-го, Дмитрий Вишневецкий находился на службе у турецкого султана. Снова вернувшись к польскому королю, князь Дмитрий опять не находит у него поддержки в борьбе с крымскими татарами и в 1557 году переходит на службу к московскому царю Ивану Грозному, который доводился ему дальним родственником. По царскому указу Д. Вишневецкий отправляется на Северный Кавказ, где организует несколько совместных казацко-черкесских походов против турецкого Азова. Походы эти хоть и не были удачными из-за недостатка у князя Дмитрия провианта и средств, помощи противнику со стороны ногайцев и своевременного прибытия на помощь осажденным турецкого флота из Каффы, тем не менее, оказали большое влияние на настроения кавказских народов, испытывавших на себе гнет турок и крымских татар.
В феврале 1559 г., когда судьба стратегически важного укрепления  снова висела на волоске, казакам Д. Вишневецкого пришлось снять осаду Азова из-за подхода турецкой эскадры Али Рейса. Наиболее неудачным был третий азовский поход князя. Он состоялся зимой  1559-1560 г.; тогда под стенами этой крепости погибли соратники Д. Вишневецкого – черкесские князья Кансук и его брат. Их головы вместе с головами казацких предводителей были отправлены турецкому султану в Стамбул.
Есть все основания считать, что черкесы, участвовавшие в походах Д. Вишневецкого против турок и татар, в основном принадлежали к племени жанеевцев. Это племя, жившее в низовьях Кубани, долгое время упорно сопротивлялось турецко-татарской экспансии на Кавказе. В 1556 г. они даже завладели турецкими укреплениями – Темрюком и Таманью. Однако спустя некоторое время жанеевцы были выбиты оттуда и оттеснены к Кара-Кубанскому острову, находящемуся на Кубани в районе современного города Славянска-на-Кубани. Некоторые историки склонны видеть в жанеевцах потомков славянского населения Тмутараканского княжества. Об этом племени как о христианском говорили венецианские купцы XV века.
Походы князя Вишневецкого на Азов сопровождались восстаниями жанеевцев на Тамани и попыткою последних захватить Каффу, которая в то время являлась базой турецкого флота в Крыму. Хан Диван в своем письме от 22 Сафира 967 г. (22 ноября 1559 г.) сообщал в Стамбул, что атака была отбита, а в плен к татарам попал черкесский предводитель.
Князь Дмитрий, желая в следующем 1560 г. предпринять широкомасштабную войну против Крыма, отправился в Москву за помощью царя. Но Иван Грозный отказал в помощи Д. Вишневецкому, а ограничился всего лишь тем, что отправил его с православными священниками в Пятигорье. Более того, спустя некоторое время царь Иван оповестил крымского хана о намерении Д. Вишневецкого захватить Азов, чем обрекал того на смерть. В этот раз князь Дмитрий действовал, рассчитывая лишь на собственные средства. Ему удалось собрать достаточно большое войско из запорожских и донских казаков, а также  черкесов. Район военных действий простирался от Буга до Кавказских гор.
Сильные морозы зимой и засушливая весна 1560 г. стали причиной голода на Дону и Украине, что усложнило очередной поход на Азов. В июне этого года Д. Вишневецкий с пятью тысячами казаков выступил против турецкой крепости в устье Дона. И снова на помощь Азову пришла турецкая эскадра с янычарами под командованием бея Каффы. После этой неудачи на Дону Д. Вишневецкий перенес главные военные действие на Тамань. Здесь он вместе с жанеевцами организовал штурм Каффы. По его плану отряд казаков и черкесов, переправившись через Керченский пролив, неожиданно нападает на крепость со стороны моря.
Захватить Каффу врасплох  князю Дмитрию не удалось, так как бей города был предупрежден о штурме шпионами и смог заранее подготовить отражение казацко-черкесского десанта.
Кажется, этим сражением завершилась последняя военная кампания князя Д.И. Вишневецкого на Кавказе. В 1561 г. князь окончательно разорвал свои отношения с московским царем и вернулся на Украину, где король Сигизмунд вернул ему имения, а польский сейм в сентябре 1561 г. встретил рыцаря-защитника христиан продолжительной овацией.
В 1563 г. князь Дмитрий, еще не оправившийся от болезни, отправился с четырьмя тысячами казаков во Влахию, где рассчитывал завладеть престолом. Однако в середине октября того же года пригласившие Вишневецкого молдоване выдали туркам его местонахождение. Схваченные и доставленные  к турецкому султану князь Дмитрий  и еще один польский шляхтич были сброшены с высокой стены, шедшей к Галату, на железные крюки. Шляхтич умер сразу же, а князь Вишневецкий умирал долгих три дня, все время проклиная  турецкого султана и магометанскую веру. По приказу султана князя Дмитрия застрелили янычары из лука. Народная же песня гласит о том, что казак Байда застрелил султана перед смертью. Что ж и в самом деле князю Дмитрию-Байде, вероятно, еще долго жить в народной памяти, освященной крылатой песней.



Рецензии