Фундамент и корень

В комнате стоял гул от повышенных голосов. Один из художников представил на суд других мастеров свою новую картину, и теперь, стоя в холодном поту, смотрел остановившимся взглядом куда-то в одну точку, под градом критики и противоречивых советов…

Мастер, которого ученики за глаза называли «Философ», смотрел на художника с сочувствием и пониманием. Он помнил попытки показать свои творения, злобные реплики в адрес того, на что он потратил столько сил, постоянные попытки других научить его, что нужно делать…Он знал, что сейчас чувствует художник…

Дождавшись секундной паузы, он обратился к остальным, похвалив удачные стороны картины. Потом, бросив в сторону оцепеневшего художника одобрительный взгляд, молча вышел на улицу.

Один из критиков бросился за ним, и, догнав его на улице, схватил за руку. Мастер вопросительно посмотрел на него.
- Что с тобой? Зачем ты ушел? И зачем ты ему врал? Ты, что не видишь, что в его работе полно несуразностей?
- Это вопрос спорный, - холодно ответил мастер. – А вы используете то, что вам не нравится для того, чтобы выплеснуть собственную злость. Сейчас, когда вокруг все только и знают, что все рушат, пытающимся что-то создать, не время жалить друг друга. Друг друга надо поддерживать.
- Ты не прав, - попытался поспорить художник. – Мы хотим помочь ему. Вот, смотри, - он показал рукой на садовника, который обрезал сухие ветки деревьев в саду, мимо которого они проходили. – Хороший садовник всегда обрезает ненужные ветки, чтобы они не мешали дереву.
Мастер мельком взглянул на садовника, потом перевел взгляд в другую сторону. Какой-то мальчишка пытался сорвать с дерева длинную ветку. Ветка сопротивлялась, и лицо мальчишки перекосилось злобой. Мастер подошел к мальчишке и что-то ему сказал. Сначала на лице мальчишки вспыхнула досада, но, слушая мастера, он постепенно отпустил ветку и, вздохнув, поплелся прочь.
Мастер вернулся собеседнику.
- Когда вы критиковали картину, вы были похожи не на мудрых садовников, обрезающих ненужные ветки и помогающих дереву, а на озлобленных мальчишек, которые ломают здоровые ветки, причиняя дереву боль. Только мальчишки это делают потому, что пока не научились управлять своей яростью, а вы это делаете из злости, которую не можете в себе укротить. – Слова мастера прозвучали сухо и жестко.

Он пошел к своей мастерской, в которой его ожидали ученики.
«Какое счастье, что в моих учениках нет такой злобы, и они стараются друг другу помогать», - подумал мастер, вспомнив доброжелательные лица своих учеников, старавшихся относиться друг к другу бережно. Неожиданно странное недоброе предчувствие сдавило его сердце. Не понимая в чем дело, он открыл дверь мастерской…

Над одной из работ трудились двое учеников. Обычно они тихо советовались друг с другом и мастером, но на этот раз все было иначе. Один из них, с раздражением глядя на друга, громко жаловался на него остальным ученикам. Оторвавшись от своих работ, ученики с молчаливым удивлением смотрели на двух друзей, и ничего не могли понять. Мастер несколько минут слушал досадные упреки, потом взглянул на второго ученика. Тот молчал, глядя в пол, затем поднял глаза, и мастер увидел, что они наполнены невыносимой болью.

Ученик, жалующийся на друга, не сразу понял, что мастер вернулся. Увидев своего учителя, он на секунду умолк, потом, поколебавшись, попытался рассказать мастеру о том, что произошло между ним и другом.
Мастер перебил его:
- Почему ты мне об этом рассказываешь при всех?
Ученик растерялся.
- Над этим произведением вы работаете вдвоем, – продолжил мастер. - Вполне понятно, что между вами возникают разногласия. Непонятно другое: зачем ты выставляешь их перед другими? Если между вами возникла преграда, вам нужно думать, как устранить ее, а не тратить время на взаимные обвинения.

Нити в узоре переплетаются и поддерживают друг друга. Камни в постройке дополняют и поддерживают друг друга. Партнеры в танце поддерживают друг друга, и, если один из них оступается и сбивает волну танца, хороший партнер поддержит его, а при публике, для которой они этот танец исполняют, не обмолвится и словом упрека. Возможно, этот упрек и прозвучит, но он будет скрыт от чужих ушей.

Все ваши споры и разногласия, все ваши совместные поиски составляют основу для вашего будущего творения, как фундамент составляет основу для дома, как корень дает начало растению. Судьба фундамента и корня – быть скрытыми от чужих глаз. Строящийся дом окружают забором, скрывая от зевак процесс его создания. Корень прячется в земле, и одному Создателю известно, какую борьбу внутренних сил и энергий он скрывает.
Также и ваши споры и разногласия должны быть скрыты от чужих глаз. Как корень растения, как фундамент дома. А тем, кто будет смотреть на ваше творение, достаточно видеть истину, которая родится в вашем споре, но не сам спор…

Мастер умолк и посмотрел на второго ученика. Тот смотрел на него с немой признательностью. Этого взгляда было достаточно, чтобы они поняли друг друга.
Позднее, этот ученик и мастер вели долгие беседы, но они никогда не обсуждали тот момент, когда их взгляды встретились и они поняли друг друга без слов.

Притихший ученик, кидавшийся обвинениями, молча вернулся к своему другу. Остальные продолжили свою работу. Они по очереди подходили к мастеру, делились своими мыслями, спрашивали совета.
И только в углу двух поссорившихся друзей была тишина.

Когда они представили на суд остальных свое новое совместное творение, они смотрели друг на друга с дружелюбным пониманием и благодарностью. От прежней боли и раздражения не осталось и следа. Единственное, что бросало тень, на их лица, - это усталость, но это была усталость изможденного путем странника, который падал с ног от пройденного и испытанного, но глаза которого светились счастьем и гордостью человека, достигшего цели и нашедшего то, что он искал.

Мастер вздохнул с облегчением. 


Рецензии