Дурак на холме - мудрец или глупец?

Вчера в ЖЖ своего совсем нового френда stmd (хороший, кстати,  журнал - живой и крепкий) прочитал запись-размышление о сути понятия "дурак". Стал писать комментарий, но неправильно его отослал. И это было, видимо, знаком. Дело в том, что комментарий вышел неплохой. Поэтому во второй раз я решил набрать его в своем ЖЖ, - пусть и другие почитают.

Итак, исходная посылка: человек смотрит, и уже долго смотрит фильм, сознавая при этом, что фильм дурацкий, т.е. снят для дураков. И тут вспыхивает в человеке думка тревожная: а что, если происходящее сейчас с ним, - не что иное, как подтверждение точности адресации произведения?

Восстанавливаю свой комментарий по памяти, добавляя к нему много чего еще.

Слово "дурак" и схожие с ним формой слова с оновой d*_ae_r_ae_g*_ae на восточных языках, в т.ч. на тюркских, в частности  - на турецком,  имеют своим значением и такое понятие как "остановка". Иосиф Бродский, которого к поклонникам Востока не отнести никак (да и жару он, по причине слабого сердца, не любил), попав в Стамбул, отметил (не без злорадства), что слово означенное было раскидано по всем всюдам стамбульским, красуясь на каждой табличке у остановок общественного транспорта. Но Иосиф особой эдукацией не страдал, чутьем больше брал, талантом своим огромным. Посему и неведомо было ему, что, скажем, молдавский воевода Дурак (персонаж вовсе не вымышленный) самоназывался с чувством глубокого удовлетворения, сознавая при этом, что смысл его прозвания - то, что на современном арго звучит как "тормоз". А вот и вопрос для "что-где-когда": почему молдавскому воеводе Дураку своя фамилия со значением "остановка" нравилась? Время пошло...

"... Где дураком-остановкой быть почетно? Там, где движения - хоть залейся. Взять хотя бы автоинспектора, а то и таможенника. Но ведь воевода-то автоинспектором быть никак не мог!  Почему не мог? Мог, да еще как мог! Только тормозил он не жалкие "мерсы", а караваны, - я, как одессит и Борис Бурда, точно знаю, что вся знать молдавская, как и тюркская, на караванных путях сидела и  имела на этом приличную копейку. - Бамм-мм! Отвечает Борис Бурда, отвечает и приносит победу знатокам!"

Ну, а теперь давайте теперь порассуждаем без суеты. Ведь тема "дурак-остановка - негатив это или позитив?" того стоит.

Здесь можно запустить "Fool on the hill" Beatles. Я даже как-то перевел ее: "Катятся дни, а он на холме, с дурацкой ухмылкой, сидит - спокоен вполне..."
Так вот, слушая этот меланхоличный, возможно, самый красивый на свете гимн дураку-царю покоя, вокруг которого вертится мир, подумаем, а есть ли альтернатива этому упоительно-пассивному созерцанию, явно восточного толка? Кстати, действительно восточного: я заглянул в "Википедию" и узнал, что Поль Маккартни связывает героя этой песни с супер-йогом Махариши, человеком, который, судя по перечню его трудов, знает решительно все (хотя, возможно, ему составит здесь конкуренцию наш человек из Кемерово).

  Но не стоит думать, что примат покоя и примат движения - это извечные доминанты Востока и Запада. Нет, - на Востоке есть и Дао , и Де Дао, также, как на Западе - Правда и Стыд (это, по Платону, "дары Зевса" которые люди получили после даров Прометея). В обеих парах первое - это мудрость как инициация движения, творческого, углубляющего гармонию мироздания, второе - мудрость как, напротив, осмысленное прекращение движения (прежде всего своего собственного действия) в результате осознания его разрушительности или его бесполезности, тщетности. бессмысленности.

  Возвращаясь к "дураку-остановке", заметим, что тут ему будут соответствоать Де Дао и Стыд. Рассмотрим поподробней Стыд - более близкую нам  -  западную -  реализацию понятия. Тут надо напомнить, что дары Зевса были посланы людям, чтобы те смогли жить в городах, т.е. чтобы успешно сосуществовать в одном составном поселении, быть частями одного социального организма, не будучи при этом связанными родовыми узами. Так вот, если Правду понимать здесь как осмысленное, целенаправленное движение, то понятно, что без противодействия со стороны Стыда-остановки такое проживание невозможно. И действительно, -  правда, как говорится у каждого своя, - поэтому каждый род, нет, - клан (употребим этот термин, чтобы усилить намечающуюся параллель с современным положением дел в наших социальных организмах) будет тянуть общий воз в свою стихию, и остановить это лучше всего может Стыд. Именно он заставляет человека, чересчур увлекшегося своей Правдой-движением, сказать себе "Стой, дурак!", что, как мы уже знаем, одно и то же.

Отступ.
Можно рассмотреть и другие реализации понятий "покой" и "движение", например, из западных - хорошо известную германо-скандинавскую триаду "Тор - Один - Тюр". Знаком этой триады можно следующее троистое сооружение.
Во-первых, это пара столбов, каждый из которых можно считать символом стабильности, покоя. Можно сказать и пара "дураков, глупцов" - на германских языках слова с основой t_ae_r обозначали понятия "столб", "ворота (как пара столбов" и "глупец" (сравн. с совр.нем. tor = ворота; глупец).
А вот в середине между "торами" покоя уже не было, -  здесь помещалась та или иная реализация идеи движения. Это могла быть связка-дорога, т.е. все движение (тогда один "тор" соответствовал началу движения, а второй - концу). Это мог быть один перегон, часть движения - от "тора до тора","от дурака до дурака", "от болвана (каменного или деревянного) до болвана" - если столбы стояли на "проторенном" пути (аналог - "столбовая" дорога). Если же столбы были опорами ворот, то тут движение понималось как проход между ними.

И все эти формы движения в германо-скандинавской мифологии олицетворял бог необычайно динамичный и в то же время являющийся носителем мудрости - "серединный" Один-Вотан. Два же других, "крайних" божества триады - Тор и Тюр - очень близки между собой и символизируют, скорее, не кинетическую, а потенциальную энергию, а в смысле разумных качеств, то если не глупость, то бесхитростную простоту.

Итак, как видим, здесь мудрость четко ассоциируется с движением, а недалекость - со статичностью. Это и неудивительно. Трудно найти более динамичную традицию, чем традиция неуемных мореплавателей-викингов, которые, конечно, были законодателями всех мод в германо-скандинавской ментальности раннего средневековья.

Конец отступа.

Вобщем, выходит, что позитив и негатив нужно искать не в мобильности или в статичности самих по себе, а в их соответствии состоянию мира вокруг того, кто совершает выбор. Поэтому (возвращаясь к парам Запад-Восток, динамичность-статичность) есди в какие-то времена на Востоке состояние тамошнего мира требовало больше покоя, чем движения, а на Западе (как в случае с викингами) - наоборот. то в равной степени были проявлением мудрости и восточная статичность, и западный динамизм.

На этом можно было бы и закончить, но явно повисает и требует ответа неразрешенный вопрос: а существуют ли какие-то более абстрактные понятия, чем "покой" и "движение", пользуясь которыми можно конструктивно описать ситуации, в которых мудрость означает прежде всего покой или же, напротив, движение?

Существуют. Этими понятиями есть соотношение между количеством объектов в окружающем мире и количеством связей между ними. Если связи между объектами практически отсутствуют, т.е. все объекты независимы друг от друга, то эти объекты, если природа их одинакова, а среда достаточно однородна, будут вобщем-то сильно схожими меж собой. Тогда мудрец в таком мире, познав его однородную сущность, говорит себе - нет смысла блуждать, если глазам твоим открывается одно и то же. Вот тогда-то покой и становится проявлением мудрости. И мудрость эта полна печали.


Рецензии