2. Страшный обман

Случалось ли вам когда-нибудь беспомощно врать в совершенно безнадёжной ситуации? Врать, когда вы заведомо знаете, что враньё ваше будет непременно раскрыто? Мне доводилось…
Это случилось, когда я учился в последнем классе начальной школы. Тогда это был четвёртый класс. После нас долгие тридцать лет начальная школа была трёхлетняя. Мне же посчастливилось быть младшим школьником на год больше, а также учить арифметику до шестого класса. Мне и сегодня до боли сердечной жалко маленьких первоклассников, ищущих какой-то загадочный икс для ёжика. Я ему в первом классе искал яблоки и грибы.
Не помню точно, что мы изучали на том уроке, наверное, историю родной страны. Сравнивали прошлое и настоящее. Лидия Ивановна предложила сделать два макета: один – это что-то очень древнее (говорю же: точно не помню), другой – современный посёлок. Такой должен был быть замечательный посёлочек. Домики ухоженные, с телевизионными антеннами на крышах. Дороги ровные. Вдоль дорог – линии электропередач, деревья. Ну, и всякое такое, чтобы показать, как замечательна жизнь сельских тружеников. И что меня дёрнуло вызваться сделать этот макет, не пойму до сих пор. Никто меня не принуждал, нужны были только добровольцы. Лепщик из пластилина (а макет надо было изготовить непременно из пластилина) я, надо прямо сказать, никудышный. Хотя возиться с пластилином я очень любил. Возможно, именно это подстегнуло меня скорее всех поднять руку и опередить других желающих отличиться.
От одного такого урока истории до другого была целая неделя. Как говорится, времени у меня было предостаточно – вагон и маленькая тележка. Но это, очевидно, и стало во многом причиной дальнейших событий. Я совершенно забыл о взятом на себя обязательстве. Ни в будние дни, ни в выходные я ни разу не вспомнил о замечательном современном посёлке из  пластилина. Каково же было моё удивление, когда Лидия Ивановна на уроке спросила меня о поделке. Мне бы сказать сразу, что я не сделал. Не смог, мол, не сумел. Но я настолько был застигнут врасплох, что не нашёл ничего другого, как сказать, что забыл макет дома. Не знаю уж, как я выглядел в этот момент, но Лидия Ивановна приняла совершенно неожиданное для меня решение: она отправила меня домой, хотя и знала, что это займёт достаточно много времени, потому что я жил не рядом со школой. Мне бы здесь и признаться в обмане, так нет - я пошёл за мифическим пластилиновым посёлком. Лечу домой словно на крыльях. Какие-то фантастические проекты проносятся в моей голове, будто и вправду что-то ещё можно решить. Дома я беру пластилин и начинаю делать из него разноцветные кубики. Домики, наверное. Мне ужасно страшно возвращаться в школу. Скомкав всё в одну общую кучу, прибавляю ещё какого-то материала, точно не помню какого, ведь всё уже словно в нереальной жизни. Я словно вижу теперь всё происходящее со стороны. Главным действующим лицом стал другой мальчик. Он придумывал историю о том, как торопился на урок, как споткнулся и упал с разбега на землю. Сильно упал. Но то, что ушибся, это не страшно. Он не от этого так сильно плачет. Он плачет оттого, что всем телом упал на свою замечательную поделку и всю её переломал до неузнаваемости.
Появился я в классе весь перепачканный, в слезах, с куском бесформенного разноцветного пластилина на картонке. Я пересказал придуманную историю. Я не надеялся на то, что моё сочинение будет принято за чистую монету. Более того, я был уверен, что Лидия Ивановна уже знала точно, что я вру безбожно. Она приняла странное для меня решение. Она дала мне в помощь одноклассника, одного из лучших лепщиков среди нас, и мы делали макет не только до конца этого урока, но и весь следующий. Получилось неплохо. Макет потом долго стоял на полочке позади учительского стола вместе с другим, изображавшим древнее поселение человека.
Лидия Ивановна ничего мне не сказала, хотя я потом долго, даже очень долго ждал, что она обязательно что-то скажет. Я же соврал, и она знала это. Я был уверен, что знала. Да и все в классе легко догадались. Но раз учительница не нашла нужным обсуждать эту тему, никто и не настаивал на другом варианте. Так я и остался со своим враньём один на один. На всю оставшуюся жизнь.


Рецензии
Удивительная учительница. Сумела дать такой нравственный урок. А ведь если бы она начала разоблачать вранье, стыдить, вряд ли мальчик запомнил бы эту историю на всю жизнь. Разозлился бы поначалу, а потом и забыл. Прощение иногда тяжелее нести, чем наказание.

Эстерис Ээ   29.03.2009 16:26     Заявить о нарушении
Да, наверное. Это можно оценить только через сравнение. Интересно, возможно ли такое в современной школе?

Сергей Попа   29.03.2009 18:37   Заявить о нарушении