Земной путь глава 32

32
   Сергей негодовал. А что должен чувствовать человек, чью веру растоптали, причем растоптали те, кто был призван ее защищать и проповедовать? Если нет защиты в Церкви, то где она вообще есть? Кто защитит паству Христову?
   - Да и наша православная церковь поступила ничуть не лучше! – продолжал Сергей. – Начать хотя бы с того, как она становилась в России. Князь Владимир принес на Русь чуждую иноземную веру. Веру, о которой никто на Руси ничего не знал, Русь тогда была языческая. И вот в эту чуждую веру князь Владимир силой обращал население. Силой крестил народ.
   А разве можно силой крестить человека? Что такое крещение, само по себе? Совершая обряд Крещения, человек, как бы изгоняет из себя дьявола, отрекается от дел его, и впускает в себя духа святого. А народ гнали силой, заставляли совершать обряд, который у людей ассоциировался с чем-то очень страшным. Люди слезы лили, с жизнью прощались, считали, что на смерть идут.
   Да разве можно подобным методом христианство насадить? Нет, и еще раз нет! Христианство должно быть проповедано, и тот, кто после это будет согласен его принять, тот и должен креститься. А иначе это будет простой обряд, сам по себе ничего не значащий. Разве русские люди после такого крещения стали христианами? Разве Русь на протяжении всего этого тысячелетия была христианской? Да, формально так оно и было. Строились церкви, соборы, но душа человека разве изменилась? Она так и осталась языческой. Этому было подтверждением то, что в княжеской Руси были сплошные междоусобицы, кровавые междоусобицы. Формально все князья были христианами, но на деле-то они всю свою жизнь занимались братоубийством. Город восставал на город, княжество на княжество. Последствием этого было монголо-татарское иго. Разве татары были лучшими воинами, чем древние русичи? Нет! И числом они были не так многочисленные, как это преподносит легенда. Причина их победы над Русью заключалась в раздробленности нашей родины на отдельные княжества, взаимной ненависти людей и князей друг к другу, подлости и предательстве. Так о каком же христианстве на Руси может идти речь! Лишь когда на Руси появился первый царь, сумевший объединить под свое правление все княжества, то только тогда Русь стала достаточно сильна для того, чтобы оказать отпор внешнему врагу.
   И все эти митрополиты и епископы, по большей части, враждовали между собой. Писали доносы, подсиживали друг друга. Всем им хотелось обладать властью над другими людьми. И все старались держаться поближе к царской власти, поскольку все они зависели от нее.
   А расколы? Почему церковь распалась на современную православную церковь и на старообрядческую? В чем причина раскола? В том, что одни крестятся двумя пальцами, а другие тремя, и службы проводят по-разному? Да разве же это должно быть причиной для раскола! Да еще такого яростного и продолжительного, длящегося уже несколько веков. Разве христианство сводится к тому, сколькими пальцами нужно накладывать на себя крестное знамение? Это же всего лишь обряд, а суть христианства совсем в ином. И единственным результатом всех этих внутрецерковных распрей явилось полное обезбоживание людей. Слабость христианства в его дроблении. Дошло до того, что люди стали стыдиться открыто называть себя христианами. Понятие «христианин» ассоциируется у людей с понятием «отсталость». Христианство разрушило само себя. Взять хотя бы тех же Никона и Аввакума, ставших причиной распада православия на современное и старообрядческое. Они просто не смогли ни понять друг друга, ни договориться между собой. В результате оба обвиняли друг друга в ереси. А после смерти обоих врагов причислили к лику святых. Никона причислила современная православная церковь, а Аввакума старообрядческая. И теперь люди сегодняшнего дня не могут понять, как же это так, оба канонизированы, оба святые.
   И вот, кстати, еще одна вещь, которую я никак не могу понять. Зачем это нужно, вообще кого-то канонизировать. Ведь в заповедях прямо сказано: «не сотвори себе кумира». А это значит, что нельзя поклоняться никому и ничему, кроме Господа Бога. Так откуда же пошла эта традиция; причисление кого-то к лику святых? Не есть ли это самое настоящее идолопоклонство? Церковь утверждает, что нет. Святые, мол, являются лишь посредниками между людьми и Богом. Считается, что их молитвы быстрее дойдут до Бога, чем наши. Но откуда это известно, что «святые» действительно таковы, какими их преподносят? Как человек может быть святым? Да человек не способен на это! По своей природе неспособен. В человеке сидит первородный грех, который не позволяет ему стать равным Богу. Именно из-за этого первородного греха Адам и Ева были изгнаны из рая. Они не могли уже в нем оставаться. Они стали одержимы этим грехом, который закрыл для них духовное общение с Богом, испортил их сущность, и превратил из богоподобных людей в обычных. Они были изгнаны на землю, туда, где жилище дьявола. И не может человек, который рождается во грехе, и которому все время нашептывает греховные помыслы дьявол, быть святым.
   Но если даже предположить, что такое возможно, что да, человек способен стать святым, тогда почему же в каждой концессии свои святые. Почему в католичестве, старообрядчестве и православии свои святые? И ни одна церковь не признает святых, канонизированных другой церковью. Как же так, ведь святым человек может быть только перед Богом, а значит, если он, в самом деле, добился святости, то он должен признаваться всеми церквами, поскольку он святой от Бога. А этого вовсе не происходит. Получается, что человек является святым не перед Богом, а перед церковью! Другими словами его просто назначила святым церковь, к которой он принадлежал. А это уже политика, не имеющая отношения к реальной святости. Зачем это нужно? Зачем вводить людей в заблуждение? Ведь подобная политика только отвращает людей от Христа. Настоящий святой должен признаваться всеми религиями, всеми церквами.
    И зачем это нужно, кого-то возвышать над другими? Ведь если человек действительно вел благочестивую жизнь и угодил Богу, то Бог его и так прославит. Он даст ему такую жизнь в раю, что никакие земные почести с сравнятся с нею.
   А если же нет? Если умерший сам находится на перепутье, и нуждается в людских молитвах? Каково будет ему, когда вместо молитв за свою душу, он будет получать восхваления от людей, как святой. Не сотвори себе кумира! Говорят, что происходящие чудеса подтверждают святость умерших. И в то же самое время сама церковь учит: «Не прельщайтесь чудесами. Ибо множество будет ложных чудес, которые будут исходить не от Бога, а для прельщения людей».
   Сказано: «Господу Богу одному поклоняйся». А церковь, со временем, фактически, заменила учение Иисуса Христа учением святых. Прямо говорится, что учение церкви опирается на учение святых отцов. И получается, что учение самого Иисуса Христа отодвигается на второй план, остается лишь его имя. Что же это за подмена происходит? Стоит только заглянуть в пророчества святых, чтобы увидеть, что они противоречат друг другу. Один святой и пророк пророчествует одно, другой совсем другое. Один учит понимать учение Христа так, другой совсем иначе. Я однажды заговорил на эту тему с одним священником, и он мне сказал, что книги, продающиеся в церковной лавке вообще читать нельзя. Все эти жития, все эти учения так называемых святых, все они от лукавого. Читать можно только Евангелия, а все эти толкования являются людскими мудрованиями. Читал я как-то об одном известном и почитаемом русском святом. Я не хочу очернить его или бросить тень, я вполне допускаю, что он был гораздо выше любого из нас. Но о нем были сказаны такие слова: «Он даже мысли ни одной греховной не допускал, все его мысли были с Господом». Да откуда же кому-то стали известны его мысли? Кто сумел их прочесть? Может быть, как раз наоборот, он был постоянно одержим этими мыслями. Другое дело, что он боролся с ними, и не поддавался на греховный соблазн. Он выстоял! В это я могу поверить. Но в то, что он не грешил даже в мыслях, извините, в это я не верю. Человек родился во грехе, человеческая природа греховна. Не может человек быть чистым в своих помыслах совершенно. Не может!
   И все эти жития святых состоят на девяносто процентов из вымысла. Я много размышлял на эту тему, и пришел к выводу, что житие человека вообще не возможно написать. Его можно только выдумать. Попробуйте послать какого-нибудь журналиста к своим родственникам или соседям, для того чтобы он собрал материалы о вашей жизни. Много они расскажут правды о вас? Да ручаюсь, все их рассказы будут на девяносто процентов состоять изо лжи. Никто никогда не скажет ни о ком правды, поскольку ее просто не знает. И не может знать. Сосед, враждебно настроенных против вас, обольет вас грязью, таких небылиц про вас расскажет, что вы в обморок упадете. Ближайшие родственники, хорошо к вам относящиеся, постараются все ваши отрицательные черты опустить, и облагородить вас. И в том и в другом случае все будет ложью. Даже вы сами никогда не расскажете о себе полной правды. Во-первых, никто никогда о себе не захочет говорить плохо, а вторых, человек не знает полной правды о себе сам. Он не может понять сам себя, понять свои помыслы, свои желания, не понимает, чего он хочет, и к чему стремится.
   Из всего этого напрашивается только один вывод: написать житие невозможно. Нет такого источника информации, который бы смог рассказать полную, абсолютную правду. Нет такого свидетеля, который бы описал весь путь человека от его рождения до его смерти, все его помыслы, мысли и желания. Вот и получается, что любое житие – это, в первую очередь, просто легенда, обрастающая мифами.
   И если даже допустить мысль о том, что может существовать человек, который бы не грешил, и всю свою жизнь вел бы в соответствии с заповедями, вел бы благочестивую жизнь, то о таком человеке никто бы никогда ничего не узнал, поскольку такой человек себя бы не афишировал. О нем бы никто ничего не мог бы сказать, ни соседи, да и никто иной.  Такой человек просто бы жил в уединении в своем доме, работал, трудился, молился, но никогда бы ничего не делал напоказ. Ни один журналист, ни один сочинитель о нем бы никогда не проведал, и никогда бы не смог ничего написать. Настоящие святые всегда будут сокрыты от людей.      
   А в средние века едва ли не каждый второй князь был канонизирован. А стоит заглянуть в биографию всех этих князей, как волосы дыбом встают. Всю жизнь они занимались братоубийством, междоусобицами, душегубством и развратом. А после смерти их причисляют к святым. За что, за какие заслуги? А лиши за то, что они при жизни храмы построили, да митрополитам большие деньги дали. Вот и вся их святость. Любой желающий может заглянуть в их биографию, и любой будет, в лучшем случае, полон недоумения от всего этого. Так зачем же людей в соблазн вводить?
    И может быть, это и было одной из причин революции семнадцатого года? Может быть, церковь отвратила от себя население, озлобило его, преподавая извращенного Христа. Ведь церковь уже тогда погрязло в самодовольстве. Духовенство заботилось о своем благополучии, и не верила, что может произойти революция, наивно полагая, что если довольно жизнью оно, то довольны жизнью и все остальные. Но оказалось, что не тут-то было.
   А может быть, гонения на церковь произошли потому, что Русь была насильно крещена? Никто Христа принимать не хотел, никто по-настоящему не понимал, что оно в себе таит. Христос так и остался тайной для русского человека. Христианином нельзя сделать человека силой. Может, оттого и ответили на силу силой? Силой Христос был навязан, силой и изгнан. Ведь Русь так и не стала христианским государством по образу жизни. Может, оттого Господь и попустил уничтожение храмов, что не нужны они были народу, ненавистно им было учение Христово? Ведь если бы народ был христианином, разве произошла бы революция? Революционеры-то не с Марса прилетели, они вышли из простого народа, из русского народа. Наслушались западных лживых учений, лживой пропаганды, и объявили войну Богу. Революция означала ни что иное, как отречение от Иисуса Христа. Не даром же уже тогда в двадцатые годы памятник Иуде поставили. Что сие могло означать, кроме как предательства? И народ изменился не в одно мгновение, он уже давно был таким, давно чувствовал отчуждение от Христовой веры.
   Но истинное-то разложение началось не с народа, а началось с церкви. Духовенство само было чуждо христианскому образу жизни. Оно заботилось лишь о своем благополучии, а опасности революции не видело. Более того, именно из духовенства вышли многие революционеры, в том числе самый страшный тиран и богоборец Сталин. О чем это говорит? Чему же учили в семинарии, если из нее выходили революционеры. Не потому ли Господь решил наказать нашу церковь такими страшными гонениями, что она первой отказалась от него. Под внешним почитанием, она скрывала полное равнодушие к учению Христа, дробилась на части, все более и более предаваясь еретическим учениям. В этом я вижу коренную причину упадка нравов и богоотступничества, в этом вижу причину революции и гонений на Церковь. 


Рецензии