За всё нужно платить

«Бесплатным бывает только
сыр в мышеловке».

За всё нужно платить.
Абсолютно логичным будет спросить: «Почему я должен платить за всё, что я делаю, что покупаю, о чем думаю?» Дело не в том, что человек должен платить. Это происходит порою, а точнее чаще всего, без его на то воли и желания. Разве политики знают, что разгоняя облака над городом перед парадом, в области идут проливные дожди? Скорее всего, они просто не задумываются об этом. Разве человек, совершая действие, хочет последствий? Только тех, которые будут ему выгодны, а те, которые приведут к чему-то плохому, он может и старается предотвратить, но это не всегда получается.
Не стоит придумывать иллюзий, подстраивать свою жизнь под мой текст. Но имеет смысл задуматься: «А действительно ли я всё просчитал, действительно всё будет так, как я того жду и желаю?»
Приведу наглядный пример. Человек курит, задумываясь лишь о том, чтобы удовлетворить иллюзорную потребность, ограничить работу мозга, постараться отрешиться от проблем. Но разве всегда он обращает внимание на последствия своего утоления желаний? Часто ли он думает о том, что его легкие перестают нормально функционировать, его мозг теряет крупицы драгоценной памяти, организм получает, пускай незначительную, дозу радиации? Нет, об этих последствиях своих действий человек не заботится. Он делает и считает, что получает, лишь то, что хочет. Пускай такая глобальная проблема, как загрязнение окружающей среды, его мало волнует, но уродование собственной жизни путём мимолетного наслаждения я считаю абсурдным.
Пускай мне на это ответят: «Я пью, курю, принимаю наркотики лишь потому, что это помогает мне забыть проблемы, сконцентрироваться, а о последствиях я знаю». Это иллюзия. Проблемы не покинут человека, если на них на мгновение забыть, а вред, наносимый организму, будет ужасающим, и знание о последствиях не поможет их предотвратить.
Вывод следующий: человек платит здоровьем за мгновение блаженства. Хочет он этого? Конечно, нет. Если хочет, то это уже больной человек. Его психика нарушена, а воля сломлена.

Можно понять смысл обмена товара на деньги. Это неотъемлемая часть современной жизни. Если бы не был денежной системы, разве могли бы жить люди в наше время, в нашей стране, в нашем обществе? Нет. Люди сражались бы за ресурсы, не было бы соблюдения прав и свобод человека. Они бы еще больше забывали о последствиях войн, насилия, преступлений.
Кстати, о войне. Почему в 50-80ые годы не началась Третья Мировая Война? Почему не случилось ядерной катастрофы? Почему люди смогли избежать миллионы и миллиарды жертв? Потому что вовремя задумались о результате всего выше перечисленного. Вовремя одумались, вовремя пришли к компромиссу. Вовремя осознали, что плата слишком высока, что игра не стоит свеч, что смерть не стоит жизни.
За любое своё решение, за каждый сделанный выбор, за всякое совершённое действие человек платит результатом, последствиями.
Вот я ставлю горячую кружку чая на стол. Чем, вы спросите, я плачу за это? Возможно, влажными кругами на месте этой чашки. Возможно, прожигаемым деревом стола. А может быть, и просто усилием, которое я делаю, чтобы поставить чашку на стол или поднять её.
Возникает следующий вопрос: «Может я мирюсь со всеми затратами, которые делаю ради достижения цели? Может я готов заплатить за эти действия?»
Я согласен, что многие цели являются стоящими потерь, затрат, последствий. Покупка шикарного дома, стоит затраченных на это денег. Замечательно сыгранная свадьба окупается радостью на лицах гостей и вашей памятью, о счастливом моменте. Но стоит ли уголёк на конце сигареты и дым, выдыхаемый изо рта, который приносит вред не только вам, но и другим, мимолётного забвения? Если вы ответите да, я вынужден буду с вами не согласиться.
За развитие, за получение знаний человек тоже платит.
Порой плата выражается в зарплате школьных учителей или преподавателей вузов. Но чаще всего она заключается в незнание других или вреде всему живому.
За прогресс люди платят невосполнимым потенциалом природы. Потребляя электроэнергию, используя нефть и газ, перерабатывая металлы и руды, человечество загрязняет окружающую среду. Многочисленные озоновые дыры, смена сезонности (ранняя зима и позднее лето) – всё это деньги, которые люди платят за продукт, в виде механизмов, энергии, средств передвижения, зданий. Мирится ли человечество с такой потерей? До сего момента я не могу сказать, что долг природе был отдан с процентами.  Кое-где борются с загрязнениями рек, водоёмов, с браконьерством. Но не столь активно, как того, возможно, хотелось бы.
Вы спросите: «Может тогда и вовсе стоит отказаться от прогресса? От достижений науки?» Нет. Люди, изобретшие паровой двигатель, телефон, станковое производство, туже микроволновую печь, заплатили своим временем, усилиями, средствами за прогресс. Разве имеем мы право оставить их жертвы без внимания? Нет. Тем более, прогресс способствует развитию общества. Я не говорю, что нужно выбросить свой сотовый телефон, излучающий электромагнитное излучение, вредящее организму, перестать пользоваться автомобилем. Просто нужно найти компромисс между загрязнением окружающей среды и пользой от этого загрязнения.

«А чем же платит человек за богатую жизнь, за достаток, высокую заработную плату? Или может, он не достоин того, чего добился?»
Достоин. Если он сам прошёл долгий путь от банковского служащего до финансового директора, достоин. Заплатил он за свой успех силами, потраченными на его достижение, временем, нервными клетками, частой усталостью.
«А если не сам? Если шёл по головам?»
Пусть меня обвинят в пропаганде религиозных суждений, но он заплатит за все свои грехи либо в этой жизни, либо после неё. Его будет мучить совесть или бесы Адских льдов. Его настигнет несчастье, или он будет переживать каждое предательство, им совершенное, после смерти.
Кстати, очень интересный вопрос: «А чем люди платят за жизнь?»
Может, мои слова будут звучать банально, но плата за жизнь – смерть. Человеку свойственно умирать, не только потому, что его тело изнашивается, стареет, но и потому что за жизнь нужно заплатить. Я не верю, что смерть – конец. Возможно, это новая глава долгого и толстого романа. И зависеть содержание следующей главы будет от того, как была прожита предыдущая.

За всё нужно платить.
Даже сейчас, набирая этот текст на клавиатуре, я плачу своим временем, усталостью в глазах, моральным истощением. Но цель, которую я ставлю перед собой, стоит моих стараний и усилий. Если я хочу донести до человека свою точку зрения, если я уверен, что она верна и может помочь кому-либо, я готов пожертвовать несколькими часами своей жизни.

«А чем же человек платит за любовь?»
Трудно судить о том, чего возможно, я не знаю. Для кого-то любовь – это расчёт, для кого-то – доверие, а для другого – не более чем страсть. Я же считаю, что за любовь человек платит временем, когда жил без любви, когда не мог дотронуться до того (той), чья кожа кажется нежнее, чей запах – слаще, а слова – мелодичнее.
«А если человек отвергает чужую любовь, ради своей собственной, но более несчастной?»
Стоит задуматься, а соразмерна ли плата за несчастную жизнь жертвам, принесенным любящим, но не любимым человеком. Стоит ли моя любовь, чужой любви? Готовы ли вы наплевать на чувства другого человека? Готовы ли вы сделать несчастным его, ради своих собственных желаний? Продуманы ли все последствия? Не иллюзорен ли результат ваших действий? Истина для каждого своя, потому она и относительна.

Люди платят за всё. Хотят они того или нет, знают или не ведают, мирятся ли с последствиями, считают ли цель стоящей усилий, но люди платят.

«А кому мы платим? Кто устанавливает цену?»
Ответы на эти вопросы, к сожалению, мне неизвестны…
Я смею лишь предположить, что Бог, либо другая Сила, является продавцом наших целей, служит инкассатором наших жертв, палачом наших последствий.

Послесловие

За ложь человек заплатит недоверием. За злую шутку – отмщением или чужой обидой. За сделанный выбор – последствиями. За мимолетное наслаждение – болезнями или усталостью. За смех – слезами.
Выбирайте, с какими последствиями Вы готовы мириться, а с какими нет. За что готовы заплатить. Какая цель будет стоить средств. Чьё несчастье может стоить вашей радости.
Какой выбор Вам сделать, я не скажу. В моей власти лишь указать верный, на мой взгляд, путь. Ваше дело – принять на веру, либо забыть обо всем выше написанном.
В одном я прав: выбор всегда останется за вами и рано или поздно Вы за него заплатите.


Рецензии