Маленькие стеклянные шарики

Это было время, когда школьники еще носили школьную форму и портфели за спиной. Коричневые платья с белыми манжетами и воротничками, косички и бантики в головах девочек  делали их такими хорошенькими. А мальчишки носили синюю форму, которой сносу не было, а на левом рукаве была пришита красно – желтая нашивка с изображением книги.
Это было время, когда еще были октябрята и пионеры. В школе, на каждом этаже были дежурные из числа старшеклассников с красными повязками на руках,  на переменах девочки прыгали на скакалках и через резиночку, мальчишки играли в пятнашки и все вместе играли в стеночки, в школьных гардеробах сидели бабушки – гардеробщицы, и  была бесплатная продленка. По весне или осенью на школьном дворе мы играли в «Алибабу» или в «Море волнуется раз».
Это было еще счастливое время для нас.

Училась я в большой и красивой школе, Чтобы войти в нее, нам нужно было открыть три большие деревянные двери с вставками из цветного стекла, здесь были большие гранитные лестницы с  дубовыми периллами, на которых мы катались почти каждую перемену, а учителя и дежурные ловили нас, ругали, и мы обещали, что никогда больше не будем делать этого … до следующей перемены; огромный холл с цветным кафельным полом на первом этаже, по которому мы любили скользить, и паркет на остальных этажах, который всегда пах мастикой. Здесь были больше окна, отчего в коридорах всегда было светло.


В нашей школе часто происходила какие-то события, которые будоражили всех ребят, именно ребят, и о которых учителя только лишь догадывались или вообще не знали, а точнее не обращали на это внимания.
 Например, жвачка! Это была необыкновенная диковина! До появления этой диковины, единственной нашей жвачкой был гудрон, который мы отковыривали от огромного куска валявшегося на школьном дворе, и от которого зубы наши были черные. Мы жевали его, не смотря на запреты учителей. И за два года, умудрились съесть почти треть этого огромного куска.
А самыми любимыми и популярными жвачками были «Турбо» и «Дональд’с» и не потому, что они были вкусными, а потому, что во-первых, из них можно было надувать огромные пузыри, а во-вторых, заветные вкладыши с изображениями красивых машин и сюжетами Диснеевских мультиков, о которых мы еще ничего не знали, но за эти красочные картинки мы готовы были отдать что угодно. Мы копили эти вкладыши, играли на них. Хитрые мальчишки умудрялись так ловко обыгрывать друг друга, что после проигрышей происходили масштабные драки! Иногда даже с кровью.
Но все это появилось немного позже.
 А одним из первых событий, по своей масштабности сравнимое с жвачкой в моей жизни стали маленькие стеклянные шарики…

Начался новый учебный год, я перешла в третий класс. Я  уже была октябренком и на моем школьном переднике красовалась маленькая красная звездочка с маленьким Лениным в центре. Правда я не совсем понимала, что это значит, но ощущение какой-то ответственности она придавала, и еще желание быть послушной, прилежной, опрятной. В первое время, когда мы приходили в школу после каникул, все мы были послушные и прилежные,  выглаженные и причесанные, дневники наши не были еще испорчены тройками, двойками и замечаниями учителей, написанными красной пастой; в пенале лежали аккуратно заточенные карандаши и новые несгрызленные ручки.
Но, через несколько недель, все снова вставало на круги своя…

Был обычный учебный день. Утром я пришла в школу и, открывая одну дверь за другой, я заметила, что в проходе между дверей по полу ползают мелкие первоклашки. Потом я вошла в холл и увидела, что еще человек десять ползают по полу и что-то собирают в свои маленькие ладошки. Сняв пальто, и натянув на ноги сменку, я тут же присоединилась к ним. Не просто же так столько народу ползает по полу с таким интересом? Я долго всматривалась в пол и в трещины кафеля, но ничего не видела, тогда я подползла к одному мальчику и спросила, что он ищет. Он посмотрел на меня как-то ревностно и нехотя протянул мне руку, и я увидела в его ладошке горсточку маленьких стеклянных шариков. Они были такие кругленькие, маленькие, красивые, как бусинки, а внутри каждого шарика виднелись пузырьки. Мои глаза загорелись так, будто это были… нет не бриллианты, о них я тогда мало что знала, будто это были волшебные звездочки.
- где ты нашел их?! – с восторгом спросила я мальчика.
- ну вот здесь на полу, их много – ответил он.
Я стала еще тщательнее вглядываться в пол и вдруг… нашла!
Я долго рассматривала в руке этот шарик, пока не зазвенел звонок. Я сжала его в руке и побежала в класс. В классе я обнаружила, что не я одна уже «заражена» этими стекляшками. Еще половина класса рассматривала их и бурно рассуждала, откуда они могли взяться. Весь урок мы сидели как на иголках, мы не могли дождаться перемены, чтобы снова броситься на пол в коридоре и разыскивать в щелях кафеля и паркета, под плинтусами и под батареями, эти заветные шарики.
К концу дня, по полу ползала почти вся школа, ну кроме учителей и старшеклассников конечно. Но они были настолько недосягаемы для нас, что мы даже не обращали на них внимания, тем более взоры наши были устремлены в пол.
Учебный день закончился. Большинство ребят родители забрали из школы, но некоторые оставались на продленку, в том числе и я.
Продленка – самое любимое время, после того как все уроки были сделаны мы начинали играть в прятки или в пятнашки, в нашем распоряжении была целая школа и даже четвертый этаж, на котором учились только старшие классы, а мы бывали там крайне редко, только на продленке. Этот этаж казался нам чем-то запретным, что принадлежит только взрослым. Вечером там всегда выключали свет и мы бегали по этому темному коридору воображая, что мы в замке Синей Бороды. Но это было в остальное время, а теперь продленка – это период когда только мы, те самые несколько ребят, чьи родители работают допоздна, можем спокойно ползать по всей школе и собирать шарики. И никто нам не помешает и нам больше достанется. В тот день я набрала очень много шариков. Я принесла их домой, бережно вымыла, пересыпала в стакан (получилось аж полстакана)  и рассматривала их весь вечер. Я мечтала о том, чтобы сделать из них бусы.
Прошло несколько дней, а страсти все не утихали, по школе поползли слухи, что шарики эти откуда-то принесли старшеклассники, а нашли они их на помойке недалеко от какого-то химического завода, и что они вообще радиоактивные. Но нас это ничуть не останавливало. Учителя уже не знали, что с нами делать, мы вели себя вполне спокойно, не бегали не прыгали не катались на периллах, просто половина школы ползала по полу.
И вот однажды, кто-то из ребят крикнул, что сейчас парни из десятого класса будут рассыпать эти шарики на четвертом этаже, и что у них целых два  мешка. В этот момент мы забыли про все на свете: про то, что скоро прозвенит звонок на урок и про то, что младшим классам вообще нельзя ходить на четвертый этаж. Огромной кричащей гурьбой мы кинулись на четвертый этаж, каждый из нас бежал по лестнице, что есть сил, боясь опоздать, коротенькими ножками мы пытались перешагивать через две ступени лестницы, наши сердечки бились от неумолимой жажды обладать этими стекляшками.
Вот он, четвертый этаж. В самом центре стояли два высоких мальчика из старших классов, а вокруг них толкались мы - малыши, протягивали к ним руки и что-то кричали. Мальчики смеялись, а один держал на вытянутой руке целлофановый пакет, наполненный этими «радиоактивными шариками с помойки». Вдруг он крикнул:
- Готовы!?
Мы в один голос закричали «ДААааааа!!!»
И в этот момент он разорвал пакет, и на пол посыпалось огромное количество шариков, они с треском раскатывались в разные стороны. Мгновение, и вся наша толпа оказалась на полу. Я почти ничего не видела. Я лишь водила руками по полу и загребала эти шарики в подол платья. А хитрые старшеклассники стояли над нами и громко смеялись… Некоторые предусмотрительные ребята принесли пакеты, таким образом им удавалось набрать больше шариков. Вдруг ко мне подползла подружка и сказала:
- давай загребать вместе, так больше получится, а потом разделим пополам.
Так мы и сделали.
На другом конце нашей живой кучи послышались визги, началась драка между девочками. Не обращая на них внимания и на то, что во всю звенит звонок, мы неистово продолжали собирать шарики, так, будто от них зависела наша жизнь. Набрав полные подолы, мы с подружкой поняли, что нам хватит, да и отобрать могли. Мы стали выбираться из толпы. Я  обнаружила на коленке дырку, платье мое было грязное, а у подружки расплелась одна косичка, и оторвался манжет. К этому времени, к нашей куче стали подбираться учителя…
На продленке мы с подружкой честно поделили «нашу добычу» пополам.
Я была счастлива! Здесь уже был не один стакан шариков.


На следующий день, на полу в школе мы почти ничего не обнаружили лишь несколько шариков, да и то в самых труднодоступных углах.
А еще через несколько дней об этом нашем «заболевании» все забыли, и мы снова превратились в нормальных детей, которые ходят и бегают по школе на двух ногах и катаются на периллах.
Я долго не могла найти применения этим маленьким стеклянным шарикам, которые достались мне с такими эмоциями. В них не было дырочек, чтобы сделать бусики, их невозможно было никуда приклеить, потому что они сразу отваливались. Каждый вечер я рассматривала их, с удовольствие перемешивала их рукой, ощущая приятную прохладу стекла. Потом мама переложила их в картонную коробку и поставила на шкаф.

Много лет они пролежали в этой коробке, пока однажды, разбирая старый шкаф я не обнаружила эту коробку. Сначала я аккуратно потрясла ее и услышав стук шариков, поторопиласть открыть ее. Они лежали на дне коробки и я опустила в них руку ощущая такую же прохладу стекла, как и детстве. А потом я выбросила их...


Рецензии