Слушается дело, или суд над русским языком

               
Одноактная пьеса на очень современную тему из цикла «О, Великий, Могучий!»

                Протокол № 1
Судебного разбирательства по обвинению гражданина Русского Языка в незаконном проживании на территории суверенного государства.



                Действующие лица.
Крапкина, судья.
 
Дармоедов-Пикарский, прокурор.

Антоним-Причастный, адвокат.

Обвиняемый, гражданин Язык Русский.

Свидетель, Мова Украiнська.

Сниданочкина, секретарь.

Группа поддержки прокурора.

Судебные заседатели.

Свидетели.

Зрители.   
               


                СЦЕНА ПЕРВАЯ
( зал судебных заседаний, входит секретарь)               

СЕКРЕТАРЬ.   Встать! Суд идет!
СУДЬЯ.            Прошу садится. Ввести обвиняемого. (Охрана вводит
                Гражданина Русского Языка).
               
Слушается дело по обвинению гражданина Языка Русского  в незаконном проживании на территории независимого государства, а также пагубного влияния этого господина на умы не совсем сознательной части населения этого же государства. Дело рассматривается в народном суде под председательством судьи Крапкиной, судебных заседателей Кавычкиной и Бричкиной, обвинение поддерживает старший советник юстиции прокурор Дармоедов-Пикарский, защита поручена адвокату Антониму-Причастному. Подсудимый, есть ли у вас отводы по составу суда?
РУССКИЙ ЯЗЫК.  Нет.
СУДЬЯ.  По обвинению?
РУССКИЙ ЯЗЫК.  Нет.
СУДЬЯ.  По защите?
РУССКИЙ ЯЗЫК.  Нет.




                СЦЕНА ВТОРАЯ
               
СУДЬЯ.  Начинаем заседание. Подсудимый, вы ознакомились с обвинительным заключением?
РУССКИЙ ЯЗЫК.  Да! Но считаю все это выдумкой, которая и ломаного гроша не стоит.
СУДЬЯ. Позвольте нам решать, что стоит, а что нет. А вас прошу впредь отвечать только на мои вопросы. Фамилия, имя, отчество?
РУССКИЙ ЯЗЫК.  Язык. Русский. Литературный.
СУДЬЯ.  Год рождения.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 1820.
СУДЬЯ.  Кто были ваши родители?
РУССКИЙ ЯЗЫК.  Преподобные  Кирилл и Мефодий.
СУДЬЯ.  Есть родственники за границей?
РУССКИЙ ЯЗЫК.  Есть.
СУДЬЯ.  Где?
РУССКИЙ ЯЗЫК.  В России, Белоруссии, Чехии, Словакии, Болгарии, Польше,,Сербии, Черногории.
СУДЬЯ.  С какой целью были заброшены на территорию иностранного государства?
РУССКИЙ ЯЗЫК.  Это моя Родина! Здесь проживали мои далекие предки: Церковно-славянский и Старославянский Языки.
ПРОКУРОР.  Я протестую! Никогда территория Украины не принадлежала  москальским  мовам! Она принадлежит только мовi солов*iнiй. ( по взмаху руки прокурора встает группа поддержки с плакатом  «москальскiй мовi ганьба».)
АДВОКАТ.  Позвольте, господин Судья.
СУДЬЯ.  Пожалуйста.
АДВОКАТ.  Достопочтимый прокурор, наверное, забыл, что корни моего, как вы называете, москальского подзащитного и вашей, как вы считаете, соловьиной, - одни и те же. Я даже возьму на себя смелость утверждать, что русский язык и украiнська мова – родные брат и сестра..
ПРОКУРОР.  Я протестую. У нашоi  рiдноi  мови не может быть родственников на скамье подсудимых, следовательно, адвокат лжет! (по взмаху руки прокурора группа поддержки кричит: «Ганьба!» Прокурор самодовольно улыбается)
                СЦЕНА  ТРЕТЬЯ

СУДЬЯ.  Возвращаемся к делу. Подсудмый, как вы можете обьяснить следующий факт: скоро будет 15 лет, как вы лишились прописки, как с позором были изгнаны из западных областей Украины, вас почти прогнали из центра. Какими наркотиками вы подкармливаете несознательную часть Востока Украины, если пользуетесь у нее такой завидной популярностью?
РУССКИЙ ЯЗЫК.  Потому что я не только Язык Русский Литературный. Я Великий Язык! Такой же Великий, как и моя сестра Украiнська Мова. Мною восхищались  Пушкин и Лермонтов, Толстой и Некрасов, Державин и Гоголь!
ПРОКУРОР.  Я протестую! Гоголь – писатель украинский  и к Московии не имеет никакого отношения!
АДВОКАТ.  Вношу справку: 90 процентов всех своих произведений Великий Гоголь писал русским языком!
ПРОКУРОР.  Ось до чого довели клятi москалi, що наш Микола забув  рiдну  мову!
СУДЬЯ.  Подсудимый, продолжайте.
РУССКИЙ ЯЗЫК.  Территория, на которой мы с вами находимся, никогда не была чисто русской или чисто украинской. Здесь мирно уживались русские Бунин и Чехов, Горький и Булгаков с украинцами Сосюрой и Шевченко, Сковородой и Лесей Украинкой.
АДВОКАТ.  Позвольте справку: украинца Шевченко выкупили из рабства русские Брюллов и Жуковский, а русского Пушкина неоднократно спасали от полицейского произвола как в Одессе, так и в Киеве его украинские друзья.
СУДЬЯ.  Спасибо. Подсудимый, продолжайте.
РУССКИЙ ЯЗЫК. Благодаря мне были написаны гениальные произведения, которые вошли в сокровишницу  Мировой литературы. Чего стоит только один «Евгений Онегин»!
ПРОКУРОР.  А, це як один клятий москаль старушку вбив…
АДВОКАТ.  Поражаюсь, господин прокурор, вашей начитанности!

                СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ

СУДЬЯ.  Переходим к опросу свидетелей. Пригласите свидетеля!
               (входит свидетель Украiнська Мова)
                Фамилия, имя, отчество?
СВИДЕТЕЛЬ.  Мова. Украiнська. Лiтературна.
СУДЬЯ.  Вы должны говорить суду правду, только правду и ничего кроме правды. Клянитесь!
СВИДЕТЕЛЬ.  Клянусь!
СУДЬЯ.  Вам знаком обвиняемый?
СВИДЕТЕЛЬ.  Да.
СУДЬЯ.  При каких обстоятельствах вы с ним познакомились?
СВИДЕТЕЛЬ.  Это мой самый близкий родственник.
ПРОКУРОР.  Я протестую! Свидетельница невменяема! Я требую экспертизы! (по взмаху прокурора группа поддержки скандирует: «Ганьба!»)
СУДЬЯ.  ( советуясь с заседателями) Протест отклонен! Свидетель, продолжайте.
СВИДЕТЕЛЬ.  Мы с моим братом всегда жили в мире и согласии. Меня часто ссылали на каторгу, на мое имя накладывали запрет. Я не всегда была в чести у власть  имущих. Но мой брат никогда меня не предавал! У меня с ним много общего, и нам нечего делить!
СУДЬЯ.  Как складывались ваши отношения в последние годы?
СВИДЕТЕЛЬ.  Никак не складывались! Моего брата объявили вне закона на большей части Украины…
СУДЬЯ.  Вы считаете это несправедливым?
СВИДЕТЕЛЬ.  Не только несправедливым. Я считаю такое решение ПРЕСТУПЛЕНИЕМ!
ПРОКУРОР.  Я протестую! Свидетель не в своем уме! Ее подкупили!
СУДЬЯ.  Протест отклонен. Вопросы к свидетелю.
АДВОКАТ.  Нет.
ПРОКУРОР.  Нет.
СУДЬЯ.  Вы свободны. Пригласите следующего свидетеля.(Входит свидетель).Фамилия, имя, отчество.
СВИДЕТЕЛЬ.  Запрещайко Гнат  Мартынович.
СУДЬЯ.  Вы должны говорить суду правду, только правду и ничего кроме правды. Клянитесь! (свидетель кланяется). Не кланяйтесь, а клянитесь! (свидетель крестится). Где и кем работаете?
СВИДЕТЕЛЬ.  В министерстве образования главным специалистом!!!
СУДЬЯ.  Ваше образование.
СВИДЕТЕЛЬ.  Два курса ПТУ. Учился на каменщика-штукатура. Три курса техникума по специальности «повар-кондитер» и сычас учусь заочно в институте целлюлозно-бумажного направления.
СУДЬЯ.  Вы знакомы с обвиняемым?
СВИДЕТЕЛЬ.  Знаком.
СУДЬЯ.  При каких обстоятельствах познакомились?
СВИДЕТЕЛЬ.  Мене как-то у министерстве сказали: «Гнат, ты як главный специалист, гони оцю москальску отродию у шию!» Так я ото и погнав!
ЗАСЕДАТЕЛЬ.  Скажите, свидетель, а какое же преступление совершил обвиняемый, за что так попал в вашу немилость?
СВИДЕТЕЛЬ.  А мене як-то у школi москалi набили морду за то, шо я iм не дав свого сала, i от тодi я усэ свое зло вiддав на цього москалика!
ПРОКУРОР.  Вот истинный герой и пример для подражания! Браво!
СУДЬЯ.  У адвоката есть вопросы к свидетелю?
АДВОКАТ.  Есть.
СУДЬЯ.  Пожалуйста.
АДВОКАТ.  Достопочтимый Главный специалист! Что вам говорят такие имена, как Баратынский, Радищев, Фет, Рылеев?
СВИДЕТЕЛЬ.  Рылеев-це агроном з мого села, а тiх жидiв не знаю!
АДВОКАТ.  Вопросов больше не имею.
СУДЬЯ.  Спасибо, свидетель, вы свободны.

                СЦЕНА ПЯТАЯ

СУДЬЯ.  Переходим к прению сторон. Прошу вас, господин прокурор.
ПРОКУРОР.  Уважаемые судьи! Украина – есть  государство независимое, признанное всеми мировыми сообществами. Официальным государственным языком является Украiнська Мова. Никто не имеет права засорять нашу землю разными другими, так называемыми, братьями и сестрами. Никто не разговаривает, к примеру, во Франции на немецком, а в Швейцарии на французском. Было бы смешно открывать в Африке грузинские школы, а в Бразилии еврейские ясли. Я считаю, что на территории Украины москальский язык должен быть забыт и похоронен, а в уголовном кодексе должна быть введена новая статья о запрете Русского Языка. К виновным в нарушении могут быть применены самые строгие меры вплоть до тюремной изоляции. Исходя из вышесказанного  прошу Суд:
1.Считать Русский Язык виновным в незаконном проживании на территории Украины.
2.Назначить Русскому Языку меру наказания в виде выселения его в течение 24 часов из всех мест обитания.
3.Этапировать данный субъект в недружественную нам Россию.
4.Строго предупредить все таможенные службы о недопущении впредь на нашу территорию вражеского каждому украинскому патриоту недружественного языка.
5.Прошу Справедливый Суд прислушаться к моему мнению.
СУДЬЯ.  Благодарю вас, господин старший советник. Слушаем господина адвоката.
АДВОКАТ.  Уважаемые судьи! Перед началом своего выступления хочу внести маленькую ремарку для господина прокурора по поводу упомянутой им Швейцарии. Да знает ли уважаемый страж Закона, что в Швейцарии 3 (три!) официальных государственных языка?! И от этого страна не развалилась, а, напротив, по уровню благосостояния населения занимает одно из ведущих мест в мире. Стало быть, уровень жизни народа отнюдь не в языках, а, по всей видимости, в грамотных специалистах, но, конечно же, не в таких, какого мы имели честь лицезреть и слушать. Что касается моего подзащитного, то правильно сказала свидетель Украiнська Мова: «Издеваться над каким-либо языком - преступление!» Язык - детище народа, а надругание над языком - это надругание над народом! Почему язык, на котором миллионы украинцев сказали первое слово «мама», должен быть лишен свободы выбора - главного параграфа демократического общества ? У коммунистов в недалеком прошлом был лозунг «все для блага человека». К сожалению, лозунг остался лозунгом. Может наше молодое независимое государство прислушается к этому красивому сочетанию слов? А первый кирпичик в этом поставят наши Уважаемые  Судьи, полностью оправдав за недоказанностью вины моего подзащитного.
СУДЬЯ.  Подсудимый, вам предоставляется последнее слово.

РУССКИЙ ЯЗЫК.    У кого-то пусть зубы остры

                Кто топор поднимает с вечера.

                Мы Славяне, братья и сестры!

                И делить нам, представьте, нечего!

                И не все пусть в ладу со мной

                Но живем-то в стране единой.

                Русский я! Я любуюсь собой

                И своею сестрой соловьиной!
               
               
                СЦЕНА ШЕСТАЯ

СУДЬЯ.  Заслушав и обсудив дело о незаконном проживании на территории Украины гражданина Русского Языка, Суд постановил:

« Признать гражданина Русского Языка…» (обращаясь к прокурору)  А вы, как думаете?
ПРОКУРОР.  (обращаясь к адвокату) А вы, как думаете?

АДВОКАТ.  ( обращаясь к прокурору) А вы, как думаете?

ВСЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА . (обращаясь к залу) А вы, как думаете?
               
                ЗАНАВЕС


Рецензии
Хорошая пародия, Владимир! Но печально все это. Вот иллюстрация того, как за короткий срок можно перевернуть мировоззрение народа. Хотя, нужно сказать, что ростки национальной нетерпимости к москалям издавна присущи Украине (особенно Западной). И если бы это происходило только на языковом поле! В пятидесятые годы я работал во Львове и уже тогда от "западэнцив" доставалось (если интересуетесь, приглашаю на мои "От трех до 75"). Теперь по сути пародии. Мне кажется неудачным окончание, противоречащее судебной практике. Судья, когда выносит и зачитывает приговор не советуется с участниками процесса при этом. А еще в порядке шутки у меня есть судебная пародия "Рыжий, рыжий - конопатый" на Стихах). С уважением.

Дмитрий Тартаковский   03.06.2009 16:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Дмитрий, что зашли на мою страничку. Спасибо за теплые слова.
По поводу окончания: у меня сначала созрел именно финал, а потом я под финал написал все остальное. Вы же сами назвали это пародией. А если это так, то я волен обращаться по своему усмотрению.
Но не это главное. Будучи учителем русского языка, я поставил эту пьесу для старшеклассников и учителей-словесников. Представьте, в зале сидят десятки учителей русского и украинского языков. Оправдать русский - навлечь на себя неудовольствие украинцев, осудить русский - то же самое, только наоборот. А так все остались довольны. Хотя умный человек поймет, что автор душой, естественно, за оправдание. Еще раз спасибо. К Вам загляну обязательно!

Владимир Берштейн   03.06.2009 16:54   Заявить о нарушении
Да, Владимир! В подобной ситуации дипломатия необходима.

Дмитрий Тартаковский   03.06.2009 18:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.