Шепард Фэйри. Смотри И Повинуйся

ПОСЛАНЕЦ ШЕПАРД ФЭЙРИ И ЕГО ПОСЛАНИЕ

Потре****ская философия западного мира основана на нехитрой аксиоме. Любой обмен информацией с окружающими в идеале должен сводиться к купле-продаже или ее результатам. Мы продаем свои знания и свое время в обмен на развлечения, эмоции и комфорт.
В такой системе ценностей каждое наше действие по умолчанию обязано приносить прибыль в той или иной форме - от денег и вещей до морального удовлетворения. Именно поэтому поступки людей, движимых иными, нежели жажда наживы, интересами, немедленно воспринимаются толпой как посягательство на основы мироустройства. Особенно, если это - эстетические высказывания. Шепард Фэйри, продолжающий семнадцатый год подряд уличную герилью под коуднэймом "Гигант Андре", определенно знает в них толк.

FAIREYTALES

В истории Шепарда Фэйри и его городского искусства очень много "пост". Он пост-конструктивист? Безусловно. Шепард неоднократно публично признавался в любви к русскому конструктивизму - Татлину, Лебедеву, Черемных. Его креативы - это пост-граффити? Не исключено, если обозвать так все расплывчатое многообразие масс-культуры, связанное с уличным вандализмом над частной собственностью. Особо продвинутые приплетут еще и постмодерн с его стремлением к анонимной деконструкции. Несомненно одно: многое изменилось с того момента, как студент Род-Айлендской школы дизайна создал свою первую наклейку.

Шепард Фэйри:

Люди, посещавшие школы искусств, достаточно образованы. Они в курсе того что происходит вокруг них. Конечно, это не "голубые воротнички", едящие после работы ужин перед телеком. Они больше всех подвержены негативному влиянию рекламных изображений - и вдруг появляются бессмысленные картинки, не заставляющие тебя ничего покупать, и которые не несут политическую пропаганду. Вот кому мое творчество приносит наибольшее удовольствие.

Итак, шел 1989 год. Мающийся от безденежья чел по имени Шепард устроился подрабатывать в скейт-шоп. Делал футболки с рок-группами, фотокопировал постеры. У автомата, продающего газировку, тусовались локальные скейтбордеры. Автомат назывался "Team Shed", и кое-кто из скейтеров потихоньку начал так называть и свою тусовку - "Команда под навесом". Пока однажды лидер тим-шедов Эрик Пупеки (это фамилия такая) не заказал у Фэйри партию футболок с логотипами "The Clash". Дальнейшие события никакого отношения к футболкам с Джо Страммером не имели, но именно в этот момент Шепарда озарило.

Шепард Фэйри:

Я увидел объявление рестлинг-шоу с участием борца по имени Гигант Эндрю и его портретом. "Этим стоит заняться! Он такой уродливый, просто чума!" Я решил, что стоит перевести это ужасное лицо из категории отстоя в категорию крутизны. Чтобы порадовать друзей-скейтеров, или типа того. Эрик, правда, не въехал, что и зачем я хочу сделать, я пытался ему объяснить: "Давай превратим "Команду под навесом" в "Отряд Эндрю"!" Несмотря на то, что Эрик так и не принял моего предложения, я нашел свой путь!

Шепард немедленно сгенерил стикер с полюбившимся ему фэйсом и подписью "У Эндрю есть отряд". Следующие несколько дней он тщательно вандалил продакшн на рампы скейт-парков, на дорожные знаки и вообще везде, куда доставала рука. Последовала немедленная реакция: скейтеры, рок-фэны, графферы и даже цивильные люди пытались сорвать наклейку, чтобы повесить у себя дома или прилепить на бампер своего гроба на колесах. Хотя, конечно, мало кто понимал, what it"s all about.

КОНЦЕПТ

Шепард Фэйри был далеко не первым из тех, кто начал портить городские пейзажи наклейками. Желающих оставить объяву о предстоящем концерте своей группы или прославить в веках крутизну некоей шайки графферов хватало в Провиденсе и без него. Что именно произошло в тот день, автор понял существенно позже.
Вот примерный ход его мыслей. Масса людей занята тем, что проституирует на своем искусстве. Меняет свой талант на наличные деньги, создавая рекламу и саморекламу, продвигает брэнды, промывающие народу мозги для извлечения прибылей из наших с вами карманов. В то время, как идеальный художник творит просто так, в силу своей склонности, бессмысленно - с точки зрения дельцов-галеристов. Как писал почти современник и земляк Фэйри, бунтарь-приколист Эбби Хоффман, "революция ради ада революции". Стикер с Гигантом Эндрю иррационален - он такой, каков есть потому, что так захотелось его создателю, только-то и всего.

Шепард Фэйри:

Я высоко ценю свою анонимность. В этом есть тайна, которая заставляет людей говорить о том, что я делаю. Все понимают смысл рекламных объявлений - например, если кто-то видит плакат группы BLACK FLAG, то понимает, что они скоро будут играть у него в городе. В случае с Андре понимать просто нечего, и это стимулирует ваше воображение!

Тем временем, продолжая свое нехитрое занятие, Шепард начал понимать, что его почему-то сильно невзлюбили многие деятели контркультуры. Одним не сильно нравилось, что Фэйри варьировал Гиганта то в образе Джина Симмонса из KISS, то Джима Хендрикса - это правильно понималось рокерами как издевательство над их идолами, давно превратившимися в брэнд. Других раздражало то, что Шепард использовал в своих работах коммунистические и тоталитарные образы, вроде Ленина, Мао Цзедуна, Че Гевары или коммуниста с винтовкой - по сходным мотивам. Третьи не понимали в образах Фэйри ровным счетом ничего, кроме того, что над ними и их образом мыслей цинично издеваются. Те, у кого в голове не умещалось, что кто-нибудь способен на бесцельную и не приносящую дохода порчу стен, бесились больше всех.

Шепард Фэйри:

Когда я клеил постер, ко мне подвалил парень и спросил: "Что это?" Я спросил его: а как он думает, что это? Он начал твердить что раз я клею, то мне и объяснять. Я сказал, что меня просто попросили это приклеить. Он не поверил, начал кричать что я вру, что, я знаю и обязан ему объяснить. Он почему-то стал похож на загнанное в угол животное. Я спросил его, что он думает по поводу рекламы, телевидения, MTV, и не задумывался ли он над тем, как людьми манипулируют и промывают им мозги. Тогда он рассвирепел, начал тыкать мне в грудь пальцем и кричать что это у меня промыты мозги, что я чертов придурок с промытыми мозгами. Он реально начал наезжать на меня. Если люди чего-то не понимают, они этого боятся!

ПОДЧИНЯЙСЯ!

Все это логично привело к трансформации изначального замысла. С 1995 года изображение Гиганта Андре на постерах стало сопровождаться краткой надписью "Obey" - "Подчиняйся" или "Повинуйся", кому как больше нравится. Этому способствовало увлечение автора книгами Джорджа Оруэлла и образом тоталитарного идола по имени Большой (в русском переводе - Старший) Брат из романа "1984". Идея, заложенная в "Obey"-концепцию, состояла в том, что многие люди недовольны жизнью, но всегда идут по линии наименьшего сопротивления. Саркастический призыв к подчинению должен выбить зрителя из колеи. Еще один скрытый смысл изображенного - Большой Брат следит за нами. Все мы находимся под тотальным надзором, и с этим тоже надо что-то делать.

Шепард Фэйри:

Вы видели фильм Джона Карпентера "Они живут"? Если нет - обязательно достаньте где-нибудь! В этом кино герои выступают против скрытых посланий, содержащихся в рекламе: "Повинуйся", "Потребляй", "Смотри телевизор и спи". Меня сильно радует идея, что нужно приложить усилия, для того, чтобы понять это послание. Мое любимое место - когда главный герой видит на деньгах скрытую надпись: "Это - ваш бог!"

Конечно, даже в самых радикальных теориях есть и овраги, и подводные камни. Проповедник антибрэнда "Obey" и чистого искусства сам не прочь заняться коммерческой деятельностью и намыть денег за свои труды. Хочется думать, что зарабатывание финансов так и останется для создателя "Гиганта Эндрю" средством, а не целью. Пока что Фэйри честно зарабатывает на жизнь, ваяя дизайн банок и обложек для индустриальных гигантов вроде Pepsi и Universal Pictures, выставляя копии своих работ в музеях и продавая мерчандайз собственного изготовления. Что еще раз доказывает грустную мысль о том, что побег из Матрицы невозможен, и ничто не продается в обществе потребления так хорошо, как дозированный бунт против общества потребления. И это, разумеется, всего лишь еще одно послание, которое мы можем прочесть в работах Шепарда Фэйри.

Журнал "Хулиган", сентябрь 2006.


Рецензии