Практика

Мой прадед, земский врач,  дед, моя мать, и вероятнее всего , и более дальние родственники,  были врачами. Вопрос о выборе профессии для меня, не возник в нашей семье. Мне заранее был уготовлено это , надо сказать незавидное поприще.  Мне, молодой и неискушенной , так казалось, в то далекое время.  Отец , в  прошлом офицер НКВД, проголосовал за, и я подчинилась, зная его крутой нрав.  Правда медицина мне нравилась. Меня , на все лето ,из пыльной Москвы, отправляли к бабушке в деревню, в Тамбовскую область.- Степь, да степь кругом, путь далек, лежит - Так пел мой отец, который приезжал следом за мной, и, пропустив стаканчик бабушкиного самогона, сваренного из сахарной свеклы, запевал эту песню, голосом похожим на голос знаменитого Шаляпина. Стекла в маленьких окошках, нашей избы, чуть позвякивали, а я затыкала свои уши, указательными пальцами.
 
Природа в нашей деревне не баловала пышной растительностью. Буераки, с выгоревшей от солнца ржавой травой, да пруд, где мы, ребятишки, купались вместе с гусями, которые  , были в основном кусачими. Они гонялись за нами, вытягивая серые длинные шеи. Прихватив, какого-нибудь зазевавшегося подсаненка, крупный гусак трещал своим хриплым голосом на всю округу, мол, попался, вот я тебе.

 После дождя чернозем, словно одевал наши босые ноги,  в хромовые сапожки, по щиколотку , и мы тащились домой, залезали в бочку с водой, чтобы отмыть ноги, да вечером умчаться на танцы в клуб, в соседнюю деревню, за три километра. По дороге в клуб, я собирала травы, ромашку васильки, что росли во ржи, тянувшейся вдоль пыльной дороги. Много наберу, а потом экзамен, какая трава от чего, бабушка у меня строгой учительницей была.
Ну, так вот, поступив в институт по вышесказанной профессии, я попала , можно сказать в школу злословия. Таких примочек, среди студентов- медиков, вряд ли где услышишь.- Что же мы с тобой не поделили, разорвав ребенка пополам - Пел один старшекурсник, весело подмигивая мне. Или анекдоты, типично медицинские. Спрашивает преподаватель студента - Любишь медицину, предан ей - Студент отвечает - Да, конечно, предан беспредельно - Тогда засунь препарируему  палец в анус, и оближи - Студент сделал все как надо. - Эх ты, дурак - Сказал преподаватель,  какой палец совал, и облизывал, а , я,  совал указательный, а облизывал безымянный, а ты, дубина, один и тот же. За профессионализм пять, а за смекалку, два.

Особенно у меня хорошо шла дисциплина, потологоанатомия. Преподаватель Мария Васильевна, приметила меня, и полюбила своей искренней  любовью. В морге, на практике, она ставила около себя маленькую деревянную скамеечку, рядом с каменным столом, где ожидал своей участи труп,  и пальцем подзывала меня к себе. Указав на скамеечку, она безапелляционно, заявляла  - Танечка, вставай сюда, рядом со мной, будешь ассистировать.  Девчонки, подталкивая меня, ехидно улыбались – Иди, Марвас  зовет - Марвас была высокого роста, массивная ее фигура , была заметна, еще издалека, когда она семимильными шагами, направлялась в анатомичку. Ее огромные руки, покрытие рыжими волосами, приводили в трепет ни одного студента. Марвас занималась в  драматическом  кружке при местном ДК, где играла роль жены городничего в «Ревизоре». Не смотря на ее внешность ,в  артистизме , Марвасу  отказать было нельзя. Она громовым голосом,  отдавала приказания, словно на сцене, Большого театра,  какой-нибудь нерадивой  прислуге. Например - Панкратова, марш сюда, взвесь печень, заваливай обратно – Так,  Марвас  широким жестом,  вскинув свою  длань ,давала понять Панкратовой, о своих намерениях. Тем временем,
Я,  забиралась на скамейку, и тут начиналась работа не для слабонервных. Марвас, огромной лапой брала скальпель. Она надрезала кожу на затылке у покойника, затем стаскивала ее с черепа, набрасывая на лицо несчастного. Казалось, что кровавая тряпка, закрыло его  черты, захватив часть шеи. Затем, она вскрывала черепную коробку, каким-то жужжащим инструментом, вытаскивала мозг, и взвешивала его. – Что скажешь, Танечка - Спрашивала Марвас меня, елейным голоском. Я , вздохнув, отвечала - Мозг в норме, не увеличен, есть некоторые отклонения, мелкие сосуды имеют небольшие надрывы, похоже на инсульт головного мозга- Марвас, сияла. – Уже пять, продолжим - Она снова брала скальпель, немного углубив в тело, там где начинается хрящ, соединяющий части грудной клетки, это почти около горла, Марвас резко чиркала , потом вела скальпель до брюшной полости. Тело как бы распахивало грудь, и уже не было видно человек это , или жестокая картина вскрытия. Справа и слева, окровавленные ребра, лица не видно, а остальное под белой простыней.      Тогда мне было чуть легче. Я не видела человека, а видела месиво, которое было предназначено для работы. – Вот , смотри , и диагностируй- Марвас, обращалась только ко мне. Я начинала работать. – Бычье сердце, сильно увеличено вправо, рыхлое, пара инфарктов, сосуды разорваны, печень, небольшой цирроз, много соединительной ткани, в желчном пузыре камни. Марвас, вырезала желчный пузырь, и извлекла из него приблизительно пятнадцать желтых как янтарь камушков, приличной величины. Панкратова Танька, заверещала - Ой, Мария Васильевна, отдайте мне их на память, они такие красивые – Марвас с отвращением посмотрела на Таньку – Да бери, вечно ты все дерьмо собираешь - Танька быстро схватила камушки, и сунула их в карман белого халата.
Моя подруга Ленка, увидев это, поползла по стене анатомички, и свалилась на пол .- Вот , опять, дайте ей нашатырю, как она только работать врачом будет, да еще хирургом, не представляю- Возмутилась Марвас. Девчонки вывели Ленку в коридор, она долго нюхала нашатырь, и терла ваткой, свои виски.

Танька Панкратова не боялась покойников, она могла зайти в анатомичку совершенно спокойно - Ну, здорово жмурик, как дела, что представился - При этом она брала покойника за руку, и дружески пожимала ее. Танька могла погладить его по волосам, рассмотреть зубы, наклониться над лицом, что и как, проверить, и  в других местах. Мы сторонились ее, считая не совсем здоровой.
Мария Васильевна готовила себе смену, она задавала мне на практике всякие каверзные вопросы, на которые я отвечала без запинки. Наконец, Марвас изрекла - Тань, ты талантливый диагностик, у тебя будущее, оставайся работать со мной в морге, скажу тебе по секрету, золотое дно, всем  хитростям, я тебя обучу, будешь мне достойной сменой, а , подумай-  Я думать не собиралась , работа в морге, ну уж нет, трупный запах, после анатомички, еще,  долго  преследовал меня. Его забыть трудно, сладковатый, с примесью тухлинки, и крови. Нет, это не для меня . Единственное, что я извлекла полезного, из этой практики, знание того, что человек не может умереть от одной болезни, минимум от пятнадцати, но это узнаешь лишь тогда, когда залезешь во внутрь, в самые дебри,  нашего бренного тела.


Рецензии