Брамани деви даси жена Гангадхары даса

(ИЗ СЕРИИ ЖЕНЩИНА И РЕЛИГИЯ)
В доме Оксаны и Станислава пахнет благовонием, звучат мантры, положенные на современную музыку. Оксана, одетая в сари, встречает меня у порога и провожает в комнату, где находится алтарь, а на нем небольшие, сантиметров двадцать, статуэтки божеств. Станислав, выглянув поздороваться, вновь исчезает на кухне. Обычно приготовление еды в семьях кришнаитов (они называют пищу «прасад» – милость Господа, а себя преданными Господу) – забота женщины, но сегодня, так как Брамани (это духовное имя Оксаны) занята гостьей, эту обязанность выполняет глава семейства.
- Духовное имя преданные Господа получают при посвящении, после того, как дают обет духовному учителю следовать четырем регулирующим принципам, - начала рассказ хозяйка дома. – В чем они заключаются? Мы отказываемся от употребления в пищу мяса, рыбы, яиц, лука, чеснока; не употребляем никаких наркотических и одурманивающих средств, включая даже такие слабые, как чай, кофе и сигареты; не вступаем в половые отношения вне брака; не участвуем в азартных играх.
- Как вы пришли к сознанию Кришны?
- Еще со школы я постоянно испытывала духовные метания, не знала, какую профессию выбрать, поэтому после школы поступила, лишь бы поступить. Но  оказалось, что  в техникуме нашла себя, закончив его с красным дипломом, устроилась в проектный институт. Поначалу работа нравилась, а через год опять почувствовала душевное беспокойство. Подумала, что оно пройдет, если продолжу учебу в институте. На какое-то время, но не надолго, увлеклась учебой, а потом  вновь пришло чувство, что чего-то не хватает. И только после того, как познакомилась и стала общаться с преданными, моя душа перестала метаться.
 -Тогда и познакомились со Станиславом? 
- В то время он был учеником монаха – у нас их называют брахмачари – и уже восьмой год жил в  храме (ашраме), усиленно изучая литературу, проповедуя, распространяя книги.  Духовное имя мужа – Гангадхара, что означает - тот, кто поддерживает воды Ганги   (по преданию Ганга нисходит   с небес, и, чтобы ее воды не разрушили Землю, господь Шива – это одно из воплощений Господа, принимает Гангу на голову, а потом она стекает на землю)
- Из-за чувств к вам Станислав оставил монашество?
- В наше время брахмачари, в основном,  проходят в храме ученичество, после чего  возвращаются к мирской жизни, которая является следующим, более сложным  этапом духовной практики, поскольку в монашестве ничто не мешает изучать книги, общаться с божествами. В миру же надо заботиться о семье, содержать ее, постоянно проявлять смирение и терпение. Дальше, когда в жизни уже все устроится, когда вырастут и встанут на ноги дети, мужчина  может совмещать семейную жизнью с проповедничеством. И только пройдя эту ступень, он может стать саньяси – духовным учителем, отказавшист от всего мирского и посвятив себя исключительно проповеди.
- И вы морально готовы к тому, что ваш муж когда-нибудь может оставить семью, детей?
- Все в жизни происходит само собой. Но даже если мой муж решит посвятить себя проповедованию, а я буду против этого, он не может уйти из семьи. К тому же, он должен обязательно поставить детей на ноги, оставить сына, который будет заботиться о матери. Вообще женщина  в ИСКОН – это наша организация – всегда находится под защитой. Маленькая –  под защитой отца или старшего брата, а после замужества – под защитой мужа.
- Говорят, что у вас есть школы для будущих супругов?
- Школы как таковой нет, но существует практика общения с семейными людьми. Если ты хочешь быть богатым, ты общаешься с богатыми, перенимаешь у них опыт. Если ты хочешь научиться фигурному катанию, тебе необходимо заниматься с тренером, точно также и здесь. Если ты хочешь быть счастлива в семейной жизни, посмотри, как живут счастливые семейные пары. Помню случай, поразивший меня. Перед Новым годом - я уже пришла к сознанию Кришны - попала в гости в супружеской паре, исповедующей это же учение. У хозяина дома порвались кантхималы (бусы из кусочков священного дерева туласи, которые обязательно носят кришнаиты. Оксана говорит, что когда личность покидает тело, посланники с адских планет не приходят за теми, кто носит кантхималы. Авт) и его супруга бросила все и пошла их собирать. Это был для меня наглядный пример, того, как женщина заботится о муже и что она получает взамен. А взамен она получает  моральное и материальное удовлетворение.
- Получается, женщина должна отодвинуть свои интересы на второй план, побороть гордыню, и по первому зову кидаться выполнять просьбу супруга?
- Сложно сказать так вот однозначно – «по первому зову». Когда интересы в семье общие, цель одна, мужчина не станет требовать больше, чем  женщина может дать   или должна делать по предписаниям. Когда есть знания о твоем положении и обязанностях в семье, легко удовлетворять потребности супруга.
- Какие у вас обязанности в семье?
- Если перечислять по приоритетам, то есть божества, за которыми я должна ухаживать.. Есть муж,  за которым я также должна  ухаживать, затем дети, к тому же я еще и работаю (Оксана по профессии – бухгалтер, Авт).  На практике на первом месте  стоит муж. Затем, если есть маленькие дети - дети. И лишь после этого божества, а за ними - все остальное.
- (я откровенно удивлена) На первом месте – муж?
- Именно так. Муж – для женщины - это как бы Бог. И если она полностью соблюдает дхарму – свой долг, то находится под защитой дхармы. Есть интересная притча. В дом за милостыней пришел священник. Женщина пошла собирать для него подаяние, а в это время вернулся муж. Женщин стала кормить супруга. Священник ждет. Муж захотел прилечь, женщина ему постелила. На него садились мухи, она отгоняла их. А священник все ждет, хотя внутри у него кипит от негодования. И вот, когда стемнело, и муж отпустил жену,  женщина закончила собирать подношения. Когда она вынесла его священнику, тот хотел испепелить ее взглядом (раньше люди, занимающиеся отрешенной духовной практикой, имели мистические способности), но у него ничего не получилось, потому что женщина находилась под защитой долга, выполненного перед мужем.
- Каковы же ваши обязанности перед мужем?
- Их не много. В доме должно быть убрано, приготовлена еда, пахнуть благовонием, а я должна улыбаться.
- Улыбаться?  Это тоже ваша обязанность?
- (смеется) Нет! Просто мой муж всегда говорит, что ему нравится, когда я в хорошем настроении. Но если вдуматься, то улыбку действительно необходимо включить в обязанности женщины, ведь дом для мужчины – это крепость, место, где он должен отдыхать, забыв о проблемах.  Если же жена будет выглядеть замученной и уставшей, он не сможет думать об отдыхе. Конечно, в жизни не всегда все бывает гладко, особенно когда есть маленький ребенок, но к идеалу нужно стремиться.
Я знаю, о чем говорю, ведь это мой второй брак. Первый муж, после того, как мы поженились, сказал мне: «Давай ты будешь заниматься духовностью семьи, а я - ее материальным обеспечением». Но духовное устремление у супругов должно быть общим, иначе произойдет то, что произошло в нашей семье: я погрузилась в духовность, пыталась читать круги, несколько раз ездила в храм – все это  раздражало моего мужа и у него стал пропадать интерес ко мне.
- Выходит, религия разрушила вашу первую семью?
- Грубо говоря, да. Но если меняемся мы и наше окружение «тянет» на эти перемены, оно тоже меняется и идет с нами дальше. Если этого не происходит, нам посылаются новые люди.
- Как родители отнеслись к тому, что вы стали последовательницей сознания Кришны?
- Мама долго сопротивлялась. У нее были страхи, что  я попала в секту. После развода с маленьким ребенком я жила вместе с ней. Она очень болезненно воспринимала, что и дочка стала вегетарианкой. Но ничего, выросла с меня ростом – вполне нормальный, здоровый ребенок. На каком-то этапе, когда мама убедилась, что ничего плохого со мной не происходит, успокоилась, даже стала более ответвленной христианкой, говорит, что благодаря мне, теперь чаще посещает православную церковь.
- Кто в вашей семье отвечает за воспитание детей?
- В основном – я. До пяти лет дети в семье должны быть царьками. Наказывать их бесполезно. Они нуждаются в любви и внимании. После этого у них наступает период ученичества,  они становятся солдатами и должны выполнять указания родителей. И если для совсем маленьких детей абсолютный авторитет – мама, то после пяти лет они начинают обращать внимание на папу. Поэтому очень важно, чтобы женщина слушалась мужа. Ребенок, подрастая, начинает отмечать, на кого смотрит мама. Если мама смотрит на папу и слушается папу, ребенок делает для себя вывод, что и ему надо слушать папу. Потом он пытается понять, на кого смотрит отец, кто для него авторитет и видит, что отец смотрит на духовного учителя.  Потом ребенок анализирует -  на кого смотрит духовный учитель – духовный учитель смотрит на Бога. По этой цепочке ребенок и приходит к религии, к духовным ценностям, к Богу. В пятнадцать-шестнадцать лет он должен стать вашим другом. Воспитывать в этом возрасте детей уже не имеет смысла.
- Оксана, на третьем месте  у вас – Божества. Как вы за ними ухаживаете?
- Если мы хотим побольше узнать о Боге, мы должны  читать о нем и  общаться с ним, как с человеком. У нас не те глаза, чтобы Господь приходил и на короткой ноге с нами разговаривал. Домашние божества очень милостивы. Они принимают столько внимания, сколько я могу им дать. Этот стандарт ставит муж. Лучше начинать с маленького и постепенного его увеличивать. По утрам я обязательно их бужу, читая специальные мантры. В это время они находятся за зановесочкой. Разбудив, предлагаю водичку, листики туласи. Туласи – это священное дерево, без которого Господь ничего не принимает…
- Все это выглядит странно, как детская игра в куклы… Чем же вы их кормите?
- Сладостями, которые готовлю на несколько дней, и тем, что потом едим сами.
-  Вы ставите эту еду перед божествами. Что после этого делаете с ней?
- Забираем себе на стол. Мы едим то, что нам дает Господь, поскольку все принадлежит ему. Если мы берем еду, не предложив ее прежде ему, то, можно сказать, воруем у Господа пищу, а это повлечет за собой наказание.
- А почему, укладывая божества спать, вы задвигаете им зановесочки?
- Мы относимся к Божествам, как к личностям. Если в доме есть маленькие божества, их даже укладывают в кроватки. Мы их купаем, переодеваем в разные одежки, украшаем. В храме, например,  прежде чем зайти в алтарь,  звонят в колокольчик. А те, кто постоянно общаются с божествами, различают их настроение, знают, понравилась им еда или нет, хотят ли они надеть ту одежду, которую им предлагают.
- Когда я была в вашем храме, мне сделали замечание, посоветовав отрастить волосы.
- Длина женских волос – это здоровье мужчины. Обрезать волосы без разрешения мужа не рекомендуется. Волосы должны доходить до сердечной чакры.
- Оксана, что означает знак, нанесенный у вас на переносице?
-  Этот знак называется тилака и он наносится глиной со священных рек на двенадцать чакр на теле женщин, мужчин и детей – на те места, где проходят энергетические каналы. Даже если тилаку вытереть насухо, ее защитный эффект сохраняется. А вот если смыть водой, то он исчезнет.
- Расскажите о вашей одежде
- Сейчас я одета в сари. (В гардеробе у последовательницы сознания Кришны не менее шести сари – это шесть метров любой ткани. Два раза подряд, не постирав, одно и тоже сари надевать нельзя. Авт). Мы носим гопидрез – это юбка и шарфик, и пинджаби – это штанишки и удлиненная кофточка.
- Ограничены ли  в рамках семьи у преданных Господу сексуальные отношения? У православных, например, во время поста обязательно воздержание, а у вас?
- У нас нет длинных постов. Два раза в месяц – на одиннадцатый  день новолуния и одиннадцатый  день полнолуния (экадаши) мы воздерживаемся от употребления в пищу бобовых, так как вместе с ними мы поедаем те грехи, которых даже не совершали.  Во время больших праздников до полудня ничего не едим. В день явления Кришны постимся до полуночи. И одни сутки в году, если мы случайно нарушим какие-то экадыши  постимся, не употребляя даже воду. На определенном, более высоком этапе духовного развития сексуальные отношения между мужчиной и женщиной  служат лишь для зачатия детей. В экадаши и праздники воздерживаемся от секса даже для зачатия детей.  Но если вы не готовы к воздержанию (имеется ввиду как ограничения в приеме пищи, так и сексуальные взаимоотношения, Авт), для вас процесс отречения должен быть постепенным. Бывает, что человек читает круги (каждый преданный  в течение суток должен повторить 16 кругов мантры Харе-Кришна на четках, состоящих из 108 бусинок,  что занимает 1,5-2 часа. Кстати, четки у кришнаитов спрятаны от посторонних глаз в изящные мешочки. У женщин они маленькие, а у мужчин побольше, так как и бусинки на четках у мужчин крупнее, чем у женщин. Авт) , ходит в храм, но от чего-то не можете отказаться, ничего страшного в этом нет. Насильно ограничивать себя нельзя, Надо понять - то, что приемлемо для человека на определенном уровне его духовного развития, то ему и следует делать. Все должно происходить плавно и естественно.
 
Вернулся с прогулки сын Оксаны и Станислава. Ему год и четыре месяца. Время, отведенное на беседу, закончилось. Но, не отведав прасад, я не могла покинуть дом последователей учения сознания Кришны.
- Если человек уходит без угощения, то мы не выполняем долг гостеприимства  - объяснила Оксана.
Как оказалось, у кришнаитов очень много секретов семейного благополучия связано именно с пищей и кухней.  Например, благоприятно, когда женщина месит тесто. Это помогает избавиться от домашних неприятностей. А если она готовит мелкую еду – маленькие пирожки, сладости, - уходит мелочность из взаимоотношений супругов. И самое главное: от чистоты кухни зависит здоровье желудков домочадцев.
К нам присоединился Станислав. Он стал рассказывать об искусстве приготовления пищи, о том, что по вкусу можно определить характер и настроение человека, приготовившего ее. Станислав ненавязчиво и  настолько убедительно связывал  гастрономическую тему с  тонкостям учения сознания Кришны, что и через неделю после нашей встречи, готовясь положить в какое-нибудь постное блюдо чеснок или лук, я  задумывалась, а стоит ли это делать?  Станислав - великолепный проповедник. Во время своего второго посвящения он был удостоенный правом носить священный шнур. Выглядит шнур совершенно не презентабельно, тем не менее, это знак отличия человека, возведенного в ранг священнослужителя – брахмана. Интересно такая подробность – шнур, разумеется,. время от времени необходимо освежать, но снять его с тела нельзя,  прежде чем не будет одет другой.
Пока мы со Станиславом беседовали,  Оксана принесла несколько внушительных кастрюль и поставила  на полочку стенки под алтарем, опустилась на колени, взяла колокольчик и под тихий звон стала читать мантры.  Минут через пятнадцать кушанья, предложенные божествам, перекочевали на наш столик. Это был удивительно вкусный  рассыпчатый рис с овощами, маленькие овощные пирожки, картофель с паниром (домашний сыр) в сметане, запеченный в духовке, фруктовый напиток, салат Оливье, конечно же, без яиц, заправленный майонезом, в котором также не содержалось яиц. Описать прелесть восхитительного десерта – сладких шариков – просто невозможно. Кстати, последователи учения сознания Кришны, во время еды не пользуются вилкой и ножом. Если есть возможность, они вообще не пользуются приборами и едят руками, при этом ни в коем случае не дотрагиваясь до пищи указательным пальцем. Хочу вас заверить - на каждый запрет, на каждое ограничение у  кришнаитов готов аргументированный, исчерпывающий ответ.


Рецензии
ЭТО СЧАСТЬЕ КОГДА МУЖ И ЖЕНА СМОТРЯТ НА ЭТОТ МИР ОДИНАКОВО.

Котова Катя   14.06.2009 16:34     Заявить о нарушении
Я с вами совершенно согласна! Можно не разделять их философию, но позавидовать - точно есть чему!
Катя, спасибо за отзыв.

Ирина Вишневская   16.06.2009 00:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.