Не Рубите, Мужики!
Мода на экологию в современном мире – это порождение фантазии человека, которого только что клюнул жареный петух. Лет сорок тому назад мысль о том, что в один прекрасный день нефть иссякнет, занимала лишь вконец ненормальных футурологов, а понятие «озоновая дыра» относилось к области сугубо абстрактных понятий типа «зеленые человечки с Марса».
Скажем дружное спасибо техническому прогрессу. Благодаря кое-каким технологиям у жителей Земли появился реальный шанс позеленеть в кратчайший срок и без братской помощи внеземных цивилизаций. Популярностью «экологически дружелюбных» трендов мы обязаны именно тому, что масса народа наконец-таки врубилась: апокалипсис может быть построен и в отдельно взятой стране. Отличный повод совместить приятное с полезным – многие eco-friendly идеи существенно , дешевле или остроумнее, чем их энергозатратные и коптящие небо аналоги. Не говоря уже о том, что с их помощью в новом столетии тебе предстоит решать капитальную задачу – как не раздестроить хотя бы то, что нам досталось в наследство от экологически безграмотных предков.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЕДА
Ни для кого не секрет, что перед употреблением вся наша пища где-то росла или от кого-то бегала. Так вот, чтобы заслужить почетное звание экологической, будущая еда должна была рассекать или колоситься в совершенно определенных условиях. Не имеющих ничего общего с теми, в которых произрастает все, что ты ел сегодня за обедом.
Для начала контролю подвергаются, так сказать, природные кондиции. Окружающий воздух должен быть чистым, то есть все земли в радиусе шестидесяти километров от крупных городов вылетают из производства эко-еды автоматически. Земля, на которой будет зреть съедобное, должна быть неизбалованной химическими удобрениями и пестицидами в течение пары десятков лет как минимум – в пролете территории бывших колхозов и совхозов, в подкормку пойдет только экологически чистое натуральное дерьмо. Далее фильтруется, например, состояние мельницы, где из зерна делают муку, состояние складов, где она будет храниться, и пекарен, где будет выпекаться хлеб. Все прочие ингредиенты которого, помимо муки, также должны проходить такую же проверку. Только тогда продукт получит статус «органик» и будет реально полезным для здоровья, а не адской смесью из бензоата натрия, ароматизатора, идентичного натуральному и красителя E412.
Та же самая история и с мясными деликатесами. Их должны растить в том же духе, что и двести лет назад: в деревянном курятнике или стойле, с подстилками из свежей соломы, кормить только натуральными продуктами без генетически модифицированных добавок. Кстати, любая генномодифицированная еда экологически безвредной не может быть по определению – побочные эффекты от ее упитывания известны только крупным корпорациям, придумавшим технологию модификации, и о них по понятным причинам ты не узнаешь никогда в жизни. Дальше животине причиняют телесные повреждения, несовместимые с жизнью, но тоже экологически чистым способом. Если речь идет о курице, то не электрошоком, отчего мясо потом будет жестким и невкусным, а природоохранным топором, причем желательно так, чтобы курица ни о чем не догадалась. Полученный результат подается в лучших парижских ресторанах за бешеные деньги.
Несколько слов о приготовлении органической пищи. Любителям сложных блюд нечего делать на экологической кухне. Поскольку главный ее принцип – кухня есть продукты, а повар должен только убрать все лишнее и не испортить то, что уже имеется в наличии. Все готовится простейшим образом, без соусов и наворотов, иногда практически без огня, чтобы сохранить нетронутыми витамины, минералы и прочие энзимы. В этом европейская биокухня солидарна с японскими примочками вроде суши из сырой рыбы и макробиотической еды из натуральных компонентов, коричневого риса, бобов и свежих овощей.
Ну, и конечно, приготовься к тому, что за экологически дружелюбную еду тебе придется выложить процентов на пятьдесят больше, чем за обычную, недружелюбную. Хотя, если посмотреть на это дело с другой стороны, разница между eco-friendly пищей и фаст-фудом примерно такая же, как между «Панасоником» японской сборки и пластмассовым чудом под названием «Powasonik», собранным в часы досуга усталыми китайскими крестьянами.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЖИЛЬЕ
Есть милая игрушка – герметически закрытый аквариум, в котором живут водоросли, планктон и маленькие рыбки. Растения выделяют воздух для рыбок и планктона. Рыбки размножаются в ограниченном количестве и питаются планктоном. Дохлых переваривают микроорганизмы. И так, пока не надоест.
На самом деле это идеальная модель экологического дома. Который отличается от обычного тем, что резко уменьшает нагрузку на окружающую его природу. Футуристы называли дом «машиной для жилья», но пока что по степени полезности для флоры и фауны современное градостроение сравнимо разве что с выхлопом танкового дизеля УТД-600. Экодом – это совсем в другую сторону.
Начнем с того, что современные архитекторы начинают применять все больше экологических примочек в обычных, неконцептуальных проектах. Американское исследование Green Index, проведенное компанией Autodesk, показало, что популярностью пользуются высокоэкономичные системы отопления, кондиционирования и вентиляции, рационально расходующие электричество и тепло. Например, когда сброс канализации производится не в городской сток, а в станцию водоочистки в подвале, где живут поедающие всякий отстой микроорганизмы. После чего вода возвращается обратно с приличным питьевым качеством. Воздух кондиционируется, очищается и подогревается или охлаждается, смотря по времени года, так что открывать окна, чтобы увеличить процент кислорода в комнате, нет нужды. Заодно перестает залетать всякая дрянь с улицы. В общественных местах сенсорные автоматы выключают свет с одиннадцати вечера до шести утра. Тепло от кухонных вентиляторов и плит собирается экономайзерами и возвращается в отопительный цикл. В доме работает микротурбина на натуральном газе, которая вырабатывает электричество, а тепло от нагрева греет горячую воду. В целом современный экологически правильный дом похож на звездолет: экологическая система практически замкнута, ничьи отходы не поступают извне, и, что особенно приятно, не отправляются за борт.
Экодомом в полном смысле слова такую конструкцию назвать тяжело, поскольку энергопотребление жилища имеет отрицательный баланс. Существуют более радикальные проекты, типа домов нулевого энергопотребления фирмы Isomax, построенных по принципу «вся крыша – солнечный коллектор, весь фундамент – тепловой аккумулятор». Экодом не должен использовать невосполнимые источники энергии, такие, как нефть, газ, ядерная энергетика, для его строительства должны использоваться местные малозатратные ресурсы, которые, в случае чего, можно было бы и утилизовать не отходя от кассы. Как водится, у красивой теории есть и недостатки: экодом бессмысленно строить севернее широты, за которой невозможно обеспечить солнечное отопление дома из-за недостатка солнечной энергии. Хотя и использование водно-ветряных энергоресурсов вроде бы пока никто не запрещал – дело тормозится только низким КПД солнечно-ветряных устройств. Впрочем, если уже сегодня начать пользоваться такими домами там, где солнца хватает с избытком, одно это уже сильно бы помогло ограничить атмосферный выхлоп – одновременно со счетами за электричество.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФЭШН
Экологически продвинутая мода – это не акции прямого действия оголтелых фэнов живой природы, поливающих краской норковые шубы. Хотя и это, наверное, неплохо и действует на общественное сознание сильнее, чем двадцать восемь разговоров о том, как нехорошо убивать животных ради забавы. Но под eco-friendly fashion понимается не геройство отдельных храбрых, которому мы, конечно же, поем песню, а попытки деятелей модной индустрии создать модные линии, при производстве которых не будут использоваться загрязняющие природу технологии. Как показала практика, гораздо проще было бы внедрять моду на нудизм, поскольку окраска тканей или плакирование металлических застежек и пуговиц – основа современной одежной индустрии, – как раз и являются теми самыми вредными производствами.
Первыми за внедрение эко-моды взялись дизайнеры из Esprit, в 1992 году создавшие «Ecollection» – линию одежды из небеленого хлопка с латунными молниями ручной работы и пуговицами из орехов и дерева, также расписанными вручную. Как говорилось в рекламе, выручка от продажи коллекции должна была поступить в фонд спасения лесов Амазонки. Но на этом пути деятелей от природоохраны поджидали две крупные проблемы. Во-первых, ручная работа – это дорого и неэффективно, проблему надо решать в массовом порядке. Во-вторых, не всякий, даже сильно продвинутый по Гринпису, чел способен носить майку грязно-бурого цвета из неотбеленного хлопка, в то время, как его друзья тусуются в белых и отбеленных.
С другого конца зашла датская компания Novotex, производящая good goods – хорошие (в данном случае, с точки зрения их экологической чистоты) товары. Деятели субсидируют плантации, где хлопок растят без дефолиантов и пестицидов, собирают вручную и обрабатывают без применения формальдегида. Единственный этап, на котором используются вредные химикаты – окраска маек, после которой ядовитые отходы тщательно деактивируются. Небезызвестная фирма Levi’s специально культивирует дикорастущие виды растений, из которых получается химически нейтральная краска для джинсов.
Еще одним признаком экологического переворота в сознании модельеров стали резкие перемены в выборе материалов. Стелла Маккартни при подписании контракта с Gucci отдельным пунктом оговорила, что не будет использовать натуральную кожу и мех. В шестидесятых одежда из нейлона, акрила, полиэстера и прочих синтетических волокон воспринималась как запредельно-футурологическая и безумно модная. Сегодня она же ассоциируется с бедностью и дурновкусием, а на подиумах снова появился лен, конопля и другие естественно произрастающие материалы. В моду входят вещи, сделанные из вторсырья, вроде бумаги из макулатуры, patchwork-одеял из лоскутов или джемперов из переработанной шерсти, косметика, изготовленная без тестов на животных, гаджеты для экономии воды или электричества. Примерно в этом же направлении движутся многочисленные западные вегетарианские сообщества, пропагандирующие отказ от мясного из любви к животным. Или из ненависти к растениям.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МУЗЫКА
Сразу перечислим все, что таковой не является ни в коем случае. Во-первых, все коллективы с названиями типа «Аццкая Сотона» и песнями вроде «Возьми топор, убей заразу». К ним прочно примыкает всевозможный индастриал, хардкор, нойзкор, да и вообще любая музыка, производящая насилие над ушами ее слушателя. Либо своей экстремальной громкостью, либо подборкой тембров, либо человеконенавистническими текстами, либо, в конце концов, тем, что она не является экологической по определению.
Самый простой тест музыки на эко-пригодность – крутить ее своим домашним животным или, что еще более гуманно, комнатным растениям. Как это ни забавно звучит, но под спокойную и гармоничную музыку зерна прорастают быстрее, растения лучше развиваются и обильнее плодоносят. Если через три дня после прослушивания оной кактусы засохли, а Бобик сбежал из дома в космическое пространство, значит, проба на экологическую пригодность завалена. Опытным путем установлено, что лучше всего воздействуют на живых существ, например, записи Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Робертино Лоретти. Отличный пример экологической музыки – народная музыка любой национальности, поскольку она аккумулирует в себе опыт множества поколений, выбиравших для себя в музыке то, что оказывает на человека наилучшее влияние.
Лет двадцать-тридцать назад музыканты вроде «экологического джазмена» Пола Уинтера или группы «Oregon» скрестили современную музыку с естественными звуками природы, вроде шума дождя, ветра, шелеста листьев и травы. Эта музыка и получила название «экологической» в ее нынешнем понимании, когда звуки природы не просто украшают мелодию, а являются важной частью передаваемых ею образов, сами выполняют музыкальную функцию. Главные представители эко-музыки сегодня – японец Kitaro, американец Кевин Керн, русские композиторы Дмитрий Покровский и Энджлайт, индус Бхаскар Чандаваркар, группы «Delerium», «Era», «Enigma», поздние «Tangerine Dream».
Еще одна разновидность эко-музыки – new age, «духовный» синти-поп, пропитанный оккультизмом и любовью к природе. Нью-эйдж – любимое музыкальное сопровождение различных сект недеструктивной направленности, в которых проповедуется любовь к ближнему, слияние с космосом и прочая невыносимая легкость бытия. Предтечей new age был придуманный экспериментатором Брайаном Ино эмбиент, синтезаторная музыка, в которой неторопливо переливались похожие друг на друга красивые клавишные пассажи. Позже эту идею взяла на вооружение фирма Muzak Incorporated, создающая фоновый эмбиент для проигрывания в аэропортах, залах ожидания, универмагах, лифтах и прочих местах скопления людей. В принципе, экологически чистой является любая музыка, слушать которую легко и приятно, поэтому easy listening – тоже в какой-то степени экологический продукт. Ну и, конечно, непревзойденным по мощности шедевром природоохранной музыки до сих пор остается песня «Издалека долго течет река Волга» в исполнении Людмилы Зыкиной.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЕКС
Да-да, это как раз то, о чем ты только что подумал. Конечно, в технику самогО процесса господа экологи при всем желании не смогли бы внести никаких новшеств, как говорится, секс – он и в Африке секс. А вот в обстановку, сопутствующую занятиям любовью, можно внести ряд поправок, которые, конечно же, помогут сохранить Землю чистой для будущих поколений.
Во-первых, любиться лучше при выключенном свете, чтобы не тратить лишний раз невосполнимые запасы Земли, расходующиеся на производство электричества. Если ты собираешься делать это при свечах, свечи должны быть из натурального воска, а не из сомнительного парафина или стеарина. Все, чем ты будешь кормить свою подружку, не должно содержать трансгенных компонентов. Кремы и гели не должны быть произведены на вазелиновой основе, поскольку препарат негативно влияет на слизистую оболочку. Это же относится ко всяким секс-игрушкам, которые ни в коем случае не должны быть изготовлены из поливинилхлоридосодержащих (еле выговорил!) субстанций. Общаясь друг с другом в ванне или под душем, следует помнить, что чистая вода в современном мире – это роскошь, а не средство для развлечения. Кровать должна быть маркирована буквами FSC, означающими, что продукт сделан из древесины, полученной экологически чистым путем, а вы не приняли участия в варварском истреблении тропических лесов. Кстати, нижнее и постельное белье должно быть из природных дикорастущих материалов – льна, хлопка или конопли, о чем ты узнаешь по маркировке «hemp».
Тем же, чьи жизненные приоритеты устремлены в обратном сексу направлении, будет небезынтересно узнать, что в Южной Африке недавно открыли производство экологически дружелюбных гробов из дешевой древесины деревьев-сорняков. Они просты в изготовлении, дешевы в производстве, и, самое главное, способствуют защите окружающей среды. По-моему, вполне достойный гаджет для того, кто понял, что Земля – наш общий дом, а деньги нельзя есть.
Журнал "Хулиган", декабрь 2006.
Свидетельство о публикации №209032300111