Там где центр мира

Там где центр мира

Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё!

В октябре - ноябре 2008 года произошло событие, которое нельзя не освятить, а кроме меня это сделать не кому. Поэтому пока ещё не всё забыл, берусь за перо, а точнее жму на клавиши.

Часть I. «Астана – духовный центр мира»

Так называлась рабочая конференция Всемирного Форума Духовной Культуры (ВФДК) приходившая 20го октября 2008 года в Астане. Предвижу сарказм по поводу столь громкого названия, но хочу сказать, что главный организатор этого форума –  сенатор РК Толеген Мухамеджанов, в полной мере осознают всю абициозность такого заявления и в самом деле хочет, чтобы ВФДК, который пройдёт в Астане в 2010 году, сделал это заявление реальностью.
Приглашение на рабочую конференцию пришло в сентябре, когда Учитель собирался, после не простой, долгой и плодотворной практики в Индии, посетить Украину. Сэнсэй с радостью откликнулся на приглашение и изменил свои планы. Мало где организовываются такие форумы и продвигаются такие идеи. Такой шанс упускать было нельзя.

Хлебосольная Столица

Утром 19го октября я встречал Учителя и его ближайшего ученика Сергея Коростелёва в аэропорту Астаны. Но их вывели через VIP зал, о чём Сергей сообщил мне по телефону. Оказывается их встречал помощник Мухамеджанова и я едва успел подсесть к ним в иномарку. Интересно, что из Алматы Учитель с Сергеем летели на одном самолёте с моим другом Вадимом Цель, он их даже угостил кофе в аэропорту южной столицы. По пути помощник Мухамеджанова показывал достопримечательности Астаны. Этот город учителю показался странным творением в пустыне (об этом он нам сказал позже). На его вопрос кто главный архитектор Астаны помощник Мухамеджанова очень серьёзно ответил, что им является президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев.
Иномарка привезла нас ко входу в президентский пятизвёздочный отель Риксос. В холе было всё шикарно. Помощник сенатора был немного озабочен моим присутствием и расслабился, когда узнал, что я не претендую на место в этом Отеле, более того учитель сказал, что они с Сергеем могут разместиться в одном номере – это совсем успокоило молодого чиновника. Мы поднялись на лифте к номеру Сэнсэя. Здесь было всё как положено. Учитель сразу же отправился в ванну, я немного пообщался с Сергеем. Затем их с Учителем пригласили на обед - я остался, так как не входил в список. Но в моём распоряжении остались некоторые пищевые запасы сделанные Сергеем, а он, надо сказать, человек очень запасливый. Так что я голодным не остался. После возвращения Учитель лёг отдыхать, а Сергей собрался принять ванные процедуры, я же с ними распрощался, пожелав приятного отдыха, и отправился на место своего расположения. За день до этого я приехал в Астану из Караганды и остановился на квартире у друзей моего друга – Вячеслава и Лены Узбековых, они музыканты и преподают в местной консерватории. Первый раз я был в гостях у них в декабре 2003 года по пути в Украину. Я тогда с двумя друзьями ехал из Бишкека с Шарирой Будды. Теперь это был мой второй визит в их гостеприимный дом.


Неожиданная радостная встреча

За ужином мы мило беседовали с Вячеславом и Леной. Зазвонил мой мобильник.

- Здорово Лёха, это ты! – услышал я.
- Здравствуйте, вообще то я Алексей, а с кем я говорю?
- Это твой одноклассник Аскар!

Таких сюрпризов жизнь мне ещё не преподносила. Мы договорились встретиться на улице через час. Я не знал, как пройдёт эта встреча. Мне казалось, что нас уже мало что объединяет. На улице мы даже не узнали друг-друга. Но мобильная связь и тут нас выручила. Аскар не ожидал увидеть меня в таком «прикидке» (я как всегда был в монашеской одежде). А я не ожидал увидеть его таким солидным мужчиной. Мы рассказали друг другу о себе и поехали к нему домой на его иномарке. Он после школы закончил институт на юриста, пытался работать в налоговой полиции, но это оказалось ему не по нутру. Начал пробовать себя в бизнесе. В конце концов, организовал в Астане единственную на весь этот регион картографическую фирму и дела пошли в гору. Он вывез своих родителей из нашего хиреющего села в районный центр Атбасар, помог своим братишке и сестрёнке начать маленький бизнес в Астане. Они сейчас так и живут втроём в недавно купленной Аскаром квартире. Был момент когда мой друг чуть всё не потерял – на него стали делать наезды через государственные органы чтобы отобрать лицензию и фирму, но он откупился, отдав всё что у него тогда было. В тот момент он сильно запил, но со временем взял себя в руки и теперь совсем не пьёт и не курит. Сейчас и не наезжают – президент мораторий на проверки объявил. Только за это Аскар горой стоит за Назарбаева и старается не касаться политики. В нашем селе почти никого не осталось, наша река Ишим (наше село расположено прямо там где эта река круто поворачивает на север) уже почти пересохла и сильно загрязнена (думаю из-за Астаны расположенной у её истоков), снега зимой теперь бывает мало (раньше надувало в вровень с коньками крыш, а теперь сугробы едва выше заборов – признак явного изменения климата). Нашел меня Аскар через интернет. Он дал задание своим сотрудникам найти меня в «Одноклассниках», так они вышли на моего брата, а от него узнали мой телефон. Аскар звонил мне пару месяцев на казахстанский номер, но я не отвечал, так как был в Кыргызстане, но потом всё сложилось самым чудесным образом. Дома у Аскара только закончился ремонт и мебель он не завёз ещё, а теперь из-за финансового кризиса с этим делом придётся подождать. Его сестрёнка и братишка встретили меня тоже радушно.  Мы вместе поужинали и Аскар отвёз меня к «Титанику» (так прозвали дом, в котором получили квартиру Узбековы) около 11 ночи. Встреча с другом была очень тёплой и радостной. Это настоящее чудо. Если бы не эта конференция  мы бы возможно вообще не встретились. Одним словом - чудесный закон причинно-следственных связей в действии.   

День конференции

Конференция проходила в конференц-зале отеля Риксос. Выступления многих я пропустил, так как по заданию Сэнсэя множил одну из его лекций, которую он раздавал участникам форума. В частности я не присутствовал при самом начале и зашел когда Кобзон заканчивал своё выступление. Потом были формальные выступления представителей сената и ассамблеи народов Казахстана. Потом дали слово Учителю

Выступление Сэнсэя – курганы как символ изначальной культуры Евразии

Его речь выгодно отличалась от всех других выступлений. Он говорил не по бумаге, энергично, эмоционально, красноречиво и конкретно. Учитель указал на культуру курганов как на историческое свидетельство существования древней духовной культуры, которая объединяла кочевников Евразии от Балкан до Японских о-в. Это доказывает идентичность материальной культуры курганов на всём этом пространстве. Это подтверждает, что их строили люди, говорившие на разных языка, разной этнической принадлежности, но у них было одно общее мировоззрение. В то время не было никакой империи и ни какой политической власти, которые бы административно контролировали всю эту необъятную территорию. Единственное, что объединяло людей, живших тогда на этих обширных пространства – это общая духовная культура. Именно она и стала праматерью всех существующих поныне религий и духовных течений. Центром же этой древней Евразийской духовной культуры была Центральная Азия, в частности её степи. Поэтому у Астаны есть все права на то чтобы стать духовным центром мира. Далее Сэнсэй указал на то, что буддизм тоже своими корнями уходит в эту древнюю евразийскую духовную культуру. Имя самого Будды – Шакьямуни, означает – Сакский Святой. А самые почитаемые в буддизме священные сооружения Ступы или Пагоды, в которые закладываются мощи – шарира Будды – это ничто иное, как модификации древних сакских курганов. Поэтому было бы логично ознаменовать возрождение евразийской духовной культуры, которая сможет вновь объединить все религии и учения, возведением Ступы – Кургана Мира в Центральной Азии.
Жалко перевод был, мягко говоря, не удовлетворительный. И где они только берут таких переводчиков для синхронного перевода. 

Окончание конференции

Слова Учителя были встречены овацией. Затем выступала знаменитая переводчица Корана Валентина Порохова. Она тоже выступила свободно и легко. Что соответствовало её внешности русской пожилой интеллигентной дамы даже не прошлого, а скорее XIX века. Она говорила о том, что Коран не поощряет убийств и религиозного фанатизма, приводя в доказательство цитаты из главной книги мусульман. Цитаты были стихотворные и знала Порохова их наизусть.
Далее было выступление Дастана Исламовича Сарыгулова – с которым мы познакомились после тюльпановой революции в 2005 г. Он тогда занимал пост госсекретаря Кыргызской Республики и сразу же захотел встретится с Сэсэем после того как ознакомился с его лекцией «Роль Центральной Азии в XXI веке». Дастан Исламовичь читал по бумаге быстро и сухо, но содержание как всегда было интересным. Он говорил о родстве корней Кыргызов и Казахов и о том что они исходят из Тенгрианства – мировоззрения которое может помочь спасти мир от последней катастрофы которая уже началась.
Выступление опоздавшего из-за встречи с Назарбаевым Олжаса Сулейменова я опять пропустил – нужно было ещё размножить копии лекции Сэнсэя. Для этого я опять побежал в бизнес-центр отеля. Цены здесь конечно поражают. Ксерокопия и распечатка стоит в 10 раз дороже чем обычно. Хорошо хоть работающие там девушки сделали скидку и это получилось дороже только в 6 раз.
На перерыве основные гости обедали за шикарным столом в ресторане отеля. А я в числе гостей не главных был отвезён на автобусе в расположенный неподалеку ресторан. Здесь всё было как в обычном дорогом ресторане очень помпезно, но в любой рядовой кафешке Бишкека еда вкуснее. Сколько это стоило в Астане остаётся только догадываться. На еду организаторы не скупились.
После перерыва половины участников конференции не стало и Сэнсэя с Пороховой пригласили сесть по обоим сторонам от Мухамеджанова и Кобзона. Ушли самы почётные гости в том числе Сулейменов, верховный муфтий, митрополит, кардинал и верховный раввин. Представители духовенства Казахстана даже не выступили. Вероятно чтобы дать возможность выступить всем главным гостям. Среди таковых кроме Сэнсэя и Пороховой и Кобзона был глава солидного индийского ВУЗа – милый седой дедушка во френче с сопровождавшей его пожилой индианкой, остальные были представители науки, культуры и образования из России. Среди которых был так же наш друг Тимур из Москвы. Именно через него был приглашён Сэнсэй. С ним поддерживает связь Пюрвеев Джангар Бадмаевич – калмыкский деятель культуры, на которого нас вывел Мурат Ауэзов – один из самых видных деятелей культуры Казахстана. Тимур только слушал, а Пюрвеев выступал последним и на его выступлении почти все включая сидящих на самых почётных местах так утомились что уже не могли удержаться и дружно задремали. Итоговое слово было за Мухамеджановым. Эта конференция была главным событием дней духовного согласия проводящихся в Казахстане вот уже несколько лет подряд. Главный организатор призвал всех начать дружно готовиться к Всемирному Форуму Духовной Культуры, который пройдёт в Астане в 2010 году.
Все начали расходиться. Учитель пообщался с индийцами на им любимом хинди. Потом мы поднялись в номер и вчетвером смотрели Евроньс – прямую трансляцию заседания еврокомиссии. Выступал Саркози. Его манера выступления (мимика и жестикуляция) показалась нам уморительной. Тимур и Сэнсэи тут же стали пародировать президента Франции. Мы с Сергеем просто умирали со смеху.

Вечер в центре мира
 
К вечеру всех пригласили в Университет им. Гумилёва на концерт Кобзона. В Холе главного здания университета мы сфотографировались с его директором, Сулейменовым и Мухамеджановым около каменной стелы Культегина. Она стоит в центре, а по периметру расположены экспонаты и стенды повествующие о времени великого тюркского каганата.
Зал был забит студентами. Гости конференции сидели в первых двух – трёх рядах. Кобзон пел живым голосом под окомпонимент пианиста игравшего прямо на сцене. Все дружно хлопали. Но, честно говоря, я был рад, что мне позвонил Аскар и пригласил  встретиться. Кобзон молодец, но мне больше по вкусу Виктор Цой – боян моего поколения. Я попрощался с Сэнсэем и Сергеем (Тимур сидел в стороне) и после любимой не только мной песни «Облако» я вышел из зала.
Аскар подобрал меня и мы заехали за его девушкой – Асель. Она милая и раскованная дама, на редкость добродушная. Поехали в тихое кафе и поужинали. Аскар вспоминал такие подробности нашего детства о которых я совсем забыл. Он до сих пор помнит всё до мелочей. Потом мы съездили к Бай-тереку. Это своеобразная визитная карточка Астаны – сооружение символизирующие священный тополь, мировое дерево тюркских преданий. Оно стоит в центра главного архитектурного ансамбля столицы и похоже на гигантский Чупа-чупс. Ночью Бай-терек мигает в такт множеством разноцветных огней. Мы как и положено сфотографировались перед ним на память. Это потребовало некоторых усилий - дул пронизывающий ветер и мы продрогли пока, наконец, не получился удачный дубль.
На обратном пути мы поговорили с Аскаром о духовном пути. Похоже эта тема ему тоже небезынтересна.
Как я узнал позднее Сэнсэй, Сергей и Тимур в это время были на шикарнейшем  во истину царском застолье, устроенном в честь гостей конференции.

Дружеская поддержка

На следующий день в полдень я прибыл из прежнего своего места пребывания в Риксос. Сэсэй, Сергей и Тимур уже выносили вещи. Нам пришлось с час дожидаться в холе отеля приезда Аскара. Я  в предыдущий вечер рассказал ему о том, что нашим нужно будет сменить место пребывания и он вызвался помочь. С утра ему нужно было попасть в офис, который находиться за городом и поэтому он задержался. Аскар отвёз нас в дешевую (смотря с чем сравнивать, по сравнению с «Риксосом» ну очень дешовую), но довольно приличную гостиницу не далеко от своего дома. Он нас разместил, заплатил за номер на сутки и заказал нам обед. Вот настоящий друг. Сделав такое подношение, мой одноклассник умчался обратно за город.
После обеда я встретился в ближайшем кафе с Альмирой – дочерью Сарсенгалы Сембаева из Усть-Таловки. Это село где похоронены мои родители. Последние годы жизни они провели там, потому что туда их перевёз мой старший брат. Он женился на уроженке этого села и она его переманила сюда. Я ездил в Усть-Таловку навещать родителей и брата. Познакомился с семьёй Сембаевых и они стали для меня как родные. Не часто можно встретить таких простых, открытых, добрых, честных, приветливых, жизнерадостных, спокойных и по настоящему духовных людей родившихся в одной семье. Альмира одна из 7 детей Сарсенгалы. Она заочно окончила эконамический в Астане, работая нянечкой и теперь ждёт хорошего назначения.

Университет Гумилёва

Вечером к гостинице куда нас привёз Аскар подъехал минивен из университета Гумилёва. Туда пригласил Учителя сам глава этого учебного заведения, после того как услышал речь Сэнсэя на конференции.  Поэтому то мы остались в Астане ещё на один день.
В университете в педагогическом корпусе нас радушно приняли преподаватели. Затем один из них – историк беседовал с Учителем всё оставшееся время до лекции. Его интересовало как японцы смогли после чудовищного поражения выйти в мировые лидеры и победить коррупцию. Сэнсэй сказал что главная причина в характере людей. Его соотечественникам свойственна самоотверженность ради общего дела и искренность с благородством взращивавшиеся издревле и позволившие преодолеть все трудности.
Наконец мы прошли в зал. Как только мы зашли заиграл ансамбль казахских народных инструментов. Музыка была жизнеутверждающая и торжественная. Зал был полон студентов. Сэнсэй с Сергеем прошли на сцену и сели в президиум. Рядом с ними сидел зам директора. Музыка стихла. Учитель встал и поклонился музыкантам в национальных костюмах. Раздались овации.
После вступления зама выступил Тимур. Он представил Сэнсэя и немного рассказал о том что, значит Ступа, так как Учитель был приглашён как главный инициатор Фонда Пагоды Мира в Москве.
Наконец заговорил сам главный виновник торжества.       
 
Лекция Сэнсэя - барабан как символ изначальной духовности Евразии

Сэнсэй начал с молитвы под звуки барабана. Потом он рассказал легенду о том как барабаны вернули солнечный свет на землю. Согласно этой японской легенде владычица солнца Аматэрасу обиделась на небожителей и людей и спряталась в пещере. Мир погряз во мраке нескончаемой ночи. Тогда небожители и решили применить уловку, чтобы выманить владычицу солнца из её убежища. Они начали весело петь танцевать и шутить под удара барабанов. Звуки барабанов и весёлый гомон донеслись до слуха Аматэрасу. Ей стало интересно и она немного отодвинула скалу закрывавшею вход в её пещеру. Из щели появился солнечный свет. Так она обнаружила место своего пребывания и титаны тут же отодвинули скалу и мир снова освятило солнце. Эта легенда показывает то какое значение предавали в древности барабанам. Именно звуки барабанов способны пробудить самую глубинную природу просветления исконно свойственную всему и вся во вселенной.Далее Учитель говорил о том что значит быть истинным лидером страны и народа. Истинный лидер это тот кто готов пожертвовать всем ради благополучия и пробуждения своего народа и всего мира, он является прежде всего духовным лидером ведущим за собой с помощью мудрости и видения достигаемых путём духовной практики. Именно такими лидерами были вожди скифо-саков погребённые в древних курганах и именно такие лидеры нужны Центральной Азии сегодня чтобы показать всему миру выход из глубокого кризиса современной цивилизации.

Последние сутки в Астане

После лекции нас радушно проводили. Сэнсэй с Сергеем и Тимуром поехали на том же мини-вене в гостиницу, а я отправился с Альмирой на остановка автобуса. Она была рада, что поприсутствовала на лекции и даже сфотографировалась с Учителем. Я проехал с Альмирой до её остановки и попрощался с ней. До «Титаника» было не далеко и я прогулялся по ночной Астане.
На следующий день я подарил Узбековым нарисованную на кануне мной на память для их сына картинку « Будда играющий на флейте» и отправился к Сэнсэю. Мы на такси поехали с багажом во всё тот же отель «Риксос». Там в фойе у нас была назначена встреча с Мухамеджановам. Сенатор пригласил нас на кофе и очень радушно побеседовал с Учителем. Он рассказал о том с чего он начал развивать идею торжества духовной культуры в Казахстане. Первым его шагом стал съезд Духовного Согласия в Алматы в 1992-ом году. Это действительно было грандиозное событие, которое с воодушевлением вспоминают все кто в нём участвовал. Потом он провёл огромный благотворительный обед для неимущих за который был отмечен личной благодарностью Назарбаева. Теперь Толеген Мухамеджанович надеется провести в 2010 году на глобальном уровне Всемирный Форум Духовной Культуры в Астане и надеется, что Сэнсэй поможет ему привлечь как можно больше духовных лидеров на этот форум. Учитель заверил его в своей поддержке и в свою очередь указал ещё раз, на инициативу постройки Ступы в Казахстане. Мухамеджанов увидел буклет и удивился, что такие знаменитые люди поддержали эту идею, но ничего не сделали в поддержку.  Он сказал, что не любит давать пустых обещаний, но сказал что постарается донести до президента эту инициативу. Единственное чего он боится, что Назарбаев может сказать давайте и тогда придётся срочно искать средства на постройку Ступы. А во время кризиса это будет очень трудно. Он сказал, что два года назад можно было бы без проблем построить Ступу в Астане. А сейчас лучше всего предложить закладку её фундамента в 2010 году во время проведения ВФДК. Мы тепло расстались и он великодушно заплатил за кофе не малую сумму денег.
К автовокзалу нас довёз на машине помощник Мухамеджанова. Причём на заднем сиденье мы уместились вчетвером.
Под сиплые надрывные выкрики посадчиков «Караганда…Караганда…» мы выехали на такси во второй по величине город Казахстана.

Часть II. Как дома

Приехали в Караганду, когда уже было совсем темно. Я вертелся вокруг дома нашего друга Алексея и не мог узнать, где нахожусь. Наконец я позвонил Алексею и он вышел к нам и провёл в свою квартиру. Оказалось, что мы стояли прямо под окнами его дома. Поужинав, мы улеглись спать. Благо у Алексея трехкомнатная квартира и места хватило всем. Утром провели церемонию. Жизнь потекла своим чередом как на всяком Месте Пути. Наш друг Костя помог зарегистрировать Сергея Коростелёва, Сэнсэя мы тоже хотели зарегистрировать, но в милиции сказали, что его уже зарегистрировали в аэропорту. В Караганде у нас появилась возможность готовить самостоятельно и мы стали питаться сангховской кухней пополняя меню корейскими салатами и квашеной капустой. Тимур уехал в Астану в первый же день ему нужно было успеть на самолёт до Москвы. Алексей и Костя сразу же нашли с ним общий язык на почве любви к восточной культуре и расставались как закадычные друзья.

Две лекции

В Караганде Учитель провёл две публичные встречи. Одну в КарГУ на историческом факультете с нашими друзьями и преподавателями. Учитель рассказал о своём видении духовности кочевников Евразии. Он вновь указал на то, что это духовность была праматерью всех религий. Ведь кочевники не просто следовали за стадами. Их вела некая духовная цель. Через странствия они познавали вселенную. И их дух был ни чем иным как путём Бодхисаттвы. Об этом прямо свидетельствуют рассказы эллинских историков о скифах и саках. Повествующие о небывалой самопожертвенности справедливейших и добродетельнейших из людей, отдававших всё своё имущество, тело и жизнь ради брата по духу, ради своего народа. Снова учитель акцентировал внимание, что именно такими должны быть истинные лидеры страны.

Ещё была встреча со всеми желающими в краеведческом музее. Народу набился полный зал. Сэнсэй произнёс вдохновенную лекцию о том что есть истинное знание и видение, что есть просветление. Так же он указал, что для достижение этого состояния самые большие помехи исходят от логики и рационализма. А главное на что нужно опираться – на извечную чистоту являющуюся истинной сутью всего сущего, она будет направлять нас к пробуждению так же как естественное влечение младенца к груди матери. Однако вопросы заданные после этого показали, что не все имеющие уши да услышат.

В свободное время в Караганде Сэнсэй ходил в Интернет-кафе и проповедовал Дхарму своим индийским ученикам по средствам всемирной паутины.

Таинство степных гор

Так же мы успели побывать в Каркаралинске и Кенте. Мой друг Владимир (его мать была выслана в 30е из западной Украины а отец Казах) принял нас в Каркаралы. Он со своим сыном свозил нас вначале к озеру санатория «Шахтёр» а потом на Калмыцкий вал. Озеро покорило Учителя. Оно находится в окружении причудливых скалистых гор поросших реликтовыми соснами (такие сосны не где больше не растут и схоронились они со времён ледникового периода) и на его берегах чувствуешь непередаваемый покой. Калмыцким валом называется интересное древнее сооружение протянувшееся на множество километров, представляющее собой огородительный вал или платину от части природного от части искусственного происхождения. Вероятно за этим валом либо оборонялись либо он был сделан для накопления воды. Место это очень красивое – мистическое. Здесь мы провели вечернею церемонию на закате солнца. На ночёвку нас разместили в квартире Джамала, приехавшего сюда из Таджикистана и женившегося на местной девушке. Его супруга отсутствовала и нам было достаточно места в их двухкомнатной квартире. На следующий день мы поехали в Кент – заповедное место. Это горное ущелье посреди степи. Владимир со своим другом Димой отвезли нас в это чудесное место. Там в самом начале ущелья за родником находятся останки буддистского храма джунгарского периода (XVII в.) а в глубине городище бронзового века. Ландшафт здесь по-особому таинственен: скалы, реликтовые сосны, пещеры. Вечером Сэенсэй, Сергей и я остались в соседнем селе в доме гостеприимных хозяев – Айгуль и Сагата, а Владимир с Димой поехали в Каркакралинск. В Кенте мы провели три ночи. Нам была выделена отдельная комната, нам готовили домашнюю вкусную пищу. Погода стояла на удивление чудесная, только на рассвете было морозно и ветрено. По утрам мы встречали с молитвой восход солнца в поле, как раз в то время когда местные жители выгоняли коров в стадо. После завтрака шли в горы. Там мы проводили церемонию на каком-нибудь живописном склоне с красивым видом на ущелье. Потом мы перекусывали, Сэнсэй с Сергеем отдыхали, а я гулял по горам. Вечером после ужина Сэнсэй слушал музыку, Сергей что то писал, а я играл с хозяйскими детьми – мальчиком лет 5ти и девочкой лет 7ми. Они совершенно не знают русский, но мы как то друг друга понимали. В общем мы провели чудесно время в Кенте.
Здесь Учитель вспомнил своё первое сакральное переживание из школьного детства. В Японии детям приходится учиться очень тяжело - много времени уходит на выполнение домашней работы. В свои школьные годы Сэнсэй вставал в три утра чтобы спокойно подготовиться к занятиям. И был у него тогда период, когда он в моменты коротких перерывов откладывал книгу, закрывал глаза и ему водилась всё время одна и та же картина. Как будто он маленький мальчик сидит на лошади, которую ведёт под уздцы мужчина – его отец. Сумерки. Дорогу освещает фонари висящий под шеей лошади. Тишина, слышан только звук шагов лошади и бряцанье её упряжи. Вокруг холмистая степь едва освещённая последними лучами заходящего солнца. И что интересно эта степь удивительно похожа на окрестности Кента. Видеть подобного ландшафта Учителю никогда раньше не приходилось. Именно это повторявшееся в течении нескольких раз видение стало начало духовной трансформации Учителя.
Может Сэнсэй прожил одно из прошлых перерождений на этой земле? Надо сказать, что в пути его часто принимали за местного и заговаривали с ним по-казахски.
На третий день за нами приехал Дима с другом на своей ниве и вечером мы вновь остановились в Каркаралинске у Джамала. Утром следующего дня мы уехали в Караганду. На последней церемонии у Алексея дома собрались все наши самые близкие Карагандинские друзья и новые знакомые. На следующий день мы отправились поездом в Алматы.

Объятья Южной Столицы

Доехали до Южной столицы мы 3го ноября. Там мы остановились в квартире нашей хорошей знакомой - последовательницы Рериха Людмилы Николаевны. На следующий день была встреча в Академии Труда и Социальных Отношений с преподавателями и студентами. Учитель выступая остановился на истории нашего ордена, рассказал о встрече Нитидацу Фудзии с Махатмой Ганди и о возрождении буддизма в Индии, искусственно уничтоженного фанатичными индуистскими властями этой страны, правители-Хинду просто вырвали с корнем память о великом наследии Будды. Это привело страну к катастрофе. Только после обретения независимости от Англии новое народное правительство Индии во главе с Джавахарлалом Неру провозгласило программу возрождения Буддизма. Нитидацу Фудзии был единственным иностранцем в президиуме комитета возглавлявшего эту программу. Далее учитель остановился на глобальном кризисе ставшем следствием близорукой бездуховной политики войн и грабежа проводимой правительствами современных передовых стран. Сэнсэй сказал, что теперь когда коммунизм казалось бы умер, всё что говорил Карл Маркс в «Капитале» стало реальностью. Преподаватели были полностью с этим согласны. Вообще надо сказать, что они по большей части имеют марксистские взгляды. Наследие советского союза ещё живёт. После встречи со студентами было чаепитие с преподавателями.
На следующий день были встречи с друзьями и вечером публичная церемония в Ассоциации Родителей Детей Инвалидов. Сэнсэй всех пришедших учил произносить «Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё!». Потом мы все вместе провели церемонию. В конце Учитель произнёс сердечную глубокую лекцию об Изначальном Духовном Устремлении объединяющем всех странников духа на их Пути. В заключении получилось тёплое и искреннее общение с гостями некоторые из которых знали Сэнсэя ещё с 1994 года. Тогда он с учениками довольно долго пробыл в Алма-Ате по пути в Китай.
6го утром пришёл журналист Искандер Аманжол. Он часто ездил в Афганистан и хорошо изучил эту страну. Кроме этого он побывал во многих странах мира. Его целью как журналиста является донесение достоверной информации и способствование миру и взаимопониманию на Земле. Он взял очень интересное интервью у Сэнсэя. Потом наш новый друг Сергей Новиков свозил Сэнсэя, Сергея и меня к горячему источнику Алмарасан, куда нас пригласила одна Алматинская поэтесса. Источник расположен на берегу горной реки в узком ущелье и представляет из себя железную будку с трубой из которой вытекает горячая сероводородная вода. Место красивое, но не ухоженное. Сюда ходит много людей из города. Вода этого источника оказывает глубокое исцеляющее действие. Дальше наш путь лежал в ущелье Медео. По пути Учитель с Сергеем спали глубоким сном. Вода сделала свою работу.
 Выше знаменитого катка нас ждала в домике селезащитны наша хорошая знакомая – Элеонора. Она здесь работает – наблюдает за уровнем и температурой воды. Но главное для неё здесь духовная работа. Она превратило это место в Храм Матери Мира. Дом был облагорожен, сюда постоянно приезжают ищущие люди. По приезду нас угостили и мы пошли в отменную баню в которой нас хорошенько пропарил супруг Элеоноры. Он тоже удивительный человек – простой, открытый, мужественный и добрый. После бани мы познакомились с дочкой и зятем Элеоноры. После ночлега в этом чудесном горном прибежище расположенном в высокогорном ущелье под сенью вековых Тянь-Шаньских елей, мы погуляли в лесу и с тем же Сергеем, снова приехавшим за нами, спустились в город. Вечером было интервью, которое взяла у Сэнсэя очень вдумчивая латвийская журналистка и встреча с двумя археологами Ренато из Италии и Жан-Марком из Бельгии.

В Казахстанской Мекке
 
На следующий день мы уже отправились по железной дороге в Туркестан. Дело в том, что в поезде, когда мы ехали из Караганды, Сэнсэй познакомился с юношей Джуамагалы, который пригласил Учителя к себе домой в Туркестан. Учитель сразу же принял приглашение. Его желание поехать туда окрепло, когда он узнал что этот город был столицей Казахских Ханов и там находится гробница самого великого суфия здешних мест - Хаджа Ахмата Яссави. Трёхкратное паломничество к его мавзолею приравнивается одному посещению Мекки.
Ренато с Жан-Марком подсказали нам у кого можно остановиться и мы пробыли в Туркестане трое суток. На вокзале нас встретил Джумагали. Он отвёз нас на такси в свой дом. Отца дома не было. Нас радушно встречали его мама и несколько сестёр. Потом мы с ним поехали по рекомендации археологов размещаться на квартиру. Нас приняли в доме расположенном рядом с мавзолеем. Нам выдели времянку, отапливаемую печкой. Джумагалы провёл нас в мавзолей. Это сооружение было построено Темирланом спустя 500 лет после ухода великого суфия. Оно представляет из себя классическую постройку тех времён подобную архитектурным памятникам Бухары и Самарканда. Во времена Казахских Ханов мавзолей был их резиденцией. В советские времена мавзолей пришёл в упадок и только после развала советского союза его начали восстанавливать. Реставрация ещё не закончена. Рядом находится подземная мечеть. Суфийский орден Яссавийя практиковал громкий зикр в поземных мечетях и в пещерах. В возрасте пророка Яссави в одиночку спустился в поземную келью и не выходил от туда несколько лет - до своего ухода из этого мира.
После обеда мы поехали на машине друга Джумагали к мавзолею учителя Яссави – Арстанбаба. По пути мы посетили музей Отрара – древнего города наместник которого убил послов Чингиз-хана и разграбил его караван.
Вечером мы вновь встретились с латвийской журналисткой Мадлен. Так совпало, что она тоже приехала в Туркестан. Мы поговорили с хозяевами и они выделили ей место в своём доме. На следующий день мы встретили рассвет с молитвой рядом с мавзолеем. Было холодно, но небо было ясным. После завтрака сын нашего хозяина с другом отвезли нас на горячий источник. Это место называется купола. Вода там очень горячая и чрезвычайно целебная. К обеду мы вернулись и поспали – это после горячих ванн святое дело. После отдыха к нам зашла Мадлен. Мы снова мило побеседовали. Затем все вместе поехали в кафе перекусить. Потом Сэнсэй с Сергеем поехали в Интернет-кафе, а я посадил нашу гостью на автобус до Тараза. До нашего места я добрался пешком. Вечером мы провели церемонию не далеко от мавзолея - на холме древней цитадели. Лучи заходящего солнца позолотили глазуревую плитку которой покрыт этот памятник. Было очень красиво.
На следующий день мы снова встретили рассвет и после завтрака, так же с сыном хозяина и его другом поехали к суфиям в посёлок Куш-ата. Там после отечественной войны основал свой центр патриарх ордена Накшбандия. Он был потомком Яссави и вернулся на свою родину из Таджикистана. Сейчас в этом ордене патриарх другой (он живёт в Коканде). Однако этот центр остаётся главной базой ордена. Здесь практикуется зикр в сердце – произнесение имени всевышнего в сознании. Центр расположен в живописном месте рядом с чистой горной рекой. Приняли нас очень гостеприимно. Принимал нас внук основателя центра и ещё несколько мюридов, но только один из них знал русский. Но что бы проникнуться глубиной сосредоточенности этих людей на  духовной практики– язык не к чему. Вообще Учитель высоко оценил практику суфиев. Чего стоит только то что уже столько лет люди почитают ушедшего под землю святого, память о котором сильнее чем о всех приходивших после него завоевателях. На куполе его мавзолея запечатлены арабской вязью его вызывающие почтение изречения «Кто познал себя – тот познал Бога», «Войди в обитель Бога, служи ему и обретёшь его».
В ханаке нас напоили чаем с водой из святого Мекканского источника Зам-Зам, угостили лепёшками и топлёным маслом собственного производства и сказали, что будут рады снова нас принять. Провожала нас вся община (человек 10), оставившая для этого работу. Память об этой встрече и сейчас согревает сердце.
Затем мы сразу направились в Укуш-ату. Это место расположено в начальных отрогах гор Каратау. Здесь бежит горная река и растут деревья. После голой абсолютно плоской степи это производит сильное впечатление (хотя на Учителя большее впечатление произвела местная степь – такой обширной, пустой и абсолютно плоской равнины он ещё никогда не видел). Главная достопримечательность здесь - мавзолей Укуш-аты. Этот человек по преданию, которое нам тут же рассказали, был единственным кто поцеловал печать пророка на спине Мухаммеда. В эти края он пришёл как воин за веру и его убили во время намаза, иначе с ним просто не возможно было справиться. Но голова его чудесным образом попала в Мекку и захоронена там. Надгробье его поражает своей длинной (по легенде он был гигантского роста). Мне кажется, что это пример выродившегося поклонения статуям Будды лежащего в Паринирване. Они тоже обычно поражают своей длинной. В Укаш-Ате господствует ортодоксальный ислам  и мы себя не чувствовали так комфортно как в Куш-ате. Мы решили найти место для вечерней церемонии. Для этого мы поднялись на гору. Здесь были остатки кургана и множество маленьких пирамид из камней. Но заснеженных гор было не видно и звуки барабанов беспокоили бы местных людей. Мы решили отъехать до места где бы не было людей и были бы хорошо видны заснеженные вершины Каратау. Проехав какое то время мы достигли нужного места и начали ходить по кругу ударяя в барабаны и произнося «Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё!». Наконец на востоке появилась полная луна напротив заходящего на западе солнца. Ради этого особого космического момента мы искали это место и это была кульминация нашего путешествия. Впервые в Каратау звучала О-Даймоку и происходило это в особый момент единения солнца и полной луны.
На следующий день утром у мавзолея Яссави мы проводили полную луну и встретили солнце. И в то же утро сели на поезд до Алматы.

Это счастье - следовать за таким Учителем

В Южную столицу мы вернулись через день утром. До вечера мы отдыхали, а потом поехали на встречу в Объединение Молодых Профессионалов Казахстана. Ведущий их дискуссионного клуба Галым узнал о приезде Учителя. Последняя книга Сэнсэя произвела на него сильное впечатление. Поэтому он решил организовать встречу с Учителем. Его организация показалась Сэнсэю очень важной. В ней занимаются созиданием и просвещением гражданского общества не на словах, а на деле. Свою позицию они выражают девизом «Думай, Действуй, Живи». Людей пришло не много, но встреча получилась содержательная – люди собрались интересные.
На следующее утро нас вместе с журналисткой Розани повёз в Есик наш друг Ерсен. По пути туда и обратно учитель дал очень интересное интервью. Розани спросила его о проблем терроризма. Учитель показал на примере Японии, что терроризм является побочным продуктом современного государственного строя. Свой пример он подтвердил на опыте Америки и Афганистана, России и Чечни. Выход из этой ситуации в возвращении к изначальной духовности раскрывающей единство всего человечества и всей вселенной. Символом этой духовности и были древние курганы саков и скифов хранивших такое знание и видение.
Говорил об этом Учитель у большого сакского а может и кушанского кургана. В окрестностях Есика их очень много. В одном из них был найден знаменитый «Золотой Человек» ставший символом Казахстана. Курган этот стоит на возвышенности и когда стоишь на нём то кажется, что ты в центре мандалы. На юге раскинута горная гряда самый высокий пик которой – Талгар достигает 5000 метров над уровнем моря. Это место расположено в стороне от дороги и сюда не доносится гул машин. Горы были покрыты снегом и из-за яркого полуденного солнца они казались прозрачными. На земле и особенно на южной стороне кургана была видна зелёная трава. Снег выпал как раз когда мы ехали в Туркестан и уже прилично подтаял (во все остальные дни стояла солнечная погода).
После кургана мы заехали на дачу моего друга Александра Петровича. Он выделил свою времянку под Место Пути. И не смотря на то, что в домике было не прибрано Учитель с радостью осмотрел скромное Место Пути. На обратном пути в Алматы позвонила жена Ерсена и пригласила нас на чай. Учитель не мог отказать. Времени было мало и поэтому мы не стали ещё раз заезжать за настоящими узбекскими тандырными лепёшками. По пути в Есик мы специально отклонились от дороги для этого и когда покупали лепёшки и даже зашли посмотреть как они готовятся. Это было здорово. 
В городе мы в начале заехали на рынок. Ерсен хотел взять кое-что на стол. Мы погуляли по рынку и потом я, Сергей и Розани забежали в фирменный магазин «Рахат» где купили сувенирные наборы шоколадных конфет. Два из них в коробках в виде юрты: один в семью Ерсена, а другой для украинской Сангхи.
Дом Ерсена расположен в элитном районе. Это уже предгорье, частный сектор и в тоже время до центра рукой подать. Его жена Татьяна приготовила для нас шикарный плов да и вообще стол ломился от яств. Их сын высокий парень 15ти лет тоже встречал нас. У них сохронилась фота последнего визита Сэнсэя, Сергея и других монахов 1994 года. Этот парень там запечатлен годовалым младенцем. Ерсен на полном серьёзе попросил Сэсэя увезти его сына летом для воспитания в Гималаи. Сэнсэй с чуткостью и готовностью принял эту просьбу. Мы тепло расстались.
Ерсен отвёз нас к Людмиле Николаевне. Тут нас уже ждали наши друзья Нина и Пейзулла- хаджи. Потом приехал уйгурский поэт Алимжан. Он искренне хочет восстанавливать буддистскую культуру, заниматься переводами буддистских текстов с древнеуйгурского языка. Его настрой очень воодушевил Учителя. Мы дождались приезда Адама - лидера молодёжного крыла чеченской диаспоры, приглашённого её уважаемым старейшиной и нашим близким другом Пейзуллой – хаджи. А потом все вместе по приглашению Алимжана поехали в литературный кружёк «Мусагет».
Нас там ждало около десятка, в основном молодых, писателей и поэтов. Руководитель кружка – Ольга Маркова, не смотря на то что страдала тяжелой формой инвалидности, обладала острым умом и проницательностью (спустя месяц она покинула этот мир). Она задавала очень интересные вопросы и другие от неё не отставали. Учитель вновь поразил всех глубиной своих слов и ослепил всех светом доброты. Все увидели в нём великого мудреца и святого и были в восторге от того, что им посчастливилось увидеть и услышать такого человека. Сэнсэй рассказывал о своём детстве, о встрече со своим Учителем о том что есть Великая Всенаполненная Пустота. Все слушали затаив дыхание. Мы сердечно расстались почти за полночь.
Алимжан отвёз нас троих к Людмиле Николаевне. Пред сном я за чаем получил строгие наставления от Учителя. Суть их можно изложить в том, что нужно меньше внешней деятельность и разговоров, но больше внутренней работы над собой в тишине. Одним словом - хватит ходить вокруг, пора входить во внутрь.
Ранним утром следующего дня 16 ноября за нами заехали два моих друга Арман и Вадим (тот самый, что летел с Учителем в Астану). Они отвезли нас в Аэропорт. По дороге они тоже получили наставления, короткие но впечатляющие. Я с ними проводил Сэнсэя с Сергеем на самолёт до Киева и поехал в город. Мы заехали в кафе. За завтраком друзья в один голос сказали мне: «Какой ты счастливый человек, что следуешь за таким Учителем!».

Бишкек, Уральск, Усть-Таловка.
Январь – Март 2009 года.               
      


Рецензии