Джефф Сото. Марс Атакует!

А ТОСТЕРЫ БРАТАЮТСЯ С КАКТУСАМИ

В начале февраля текущего года в небезызвестной галерее Джонатана ЛеВайна, что в Нью-Йорке, открылась необычная экспозиция. В принципе, обычных экспозиций там и не бывает – современное искусство все-таки. Но для того, что было выставлено на обозрение нью-йоркских интеллектуалов в этот раз, подобрать другое слово довольно-таки проблематично. Калифорнийский художник Джефф Сото представил долгожданную коллекцию своих новых работ под названием «Супернова». Улыбающиеся растения с глазами, генетически модифицированные из неизвестных науке кактусов. Тостеры со щупальцами и почтовые ящики, одержимые идеей о мировом господстве. Мясистые стебли прорастают сквозь оскаленные красные черепа в окружении склянок и реторт, а высоко в небесах летают звезды, вырезанные из картошки. Для прочих созданий Джеффа, любовно выписанных на его полотнах, слов в русском языке так и не нашлось. За комментариями пришлось обращаться непосредственно к автору, беспардонно оторвав его от созидательного труда.

Х: Джефф, как бы ты назвал стиль, в котором работаешь? Это сюрреализм, пост-граффити, поп-арт, урбан-арт или что-то еще?

ДС: Я стараюсь не заморачиваться по поводу определений своего стиля. Я просто пытаюсь нарисовать что-нибудь хорошее и счастлив, когда у меня это получается. А по поводу влияний… На меня повлияли мексиканские пейзажисты, сюрреалисты – кстати, мне очень нравятся картины Макса Эрнста, – хип-хоп граффити. А еще я люблю искать в книгах хорошие иллюстрации современных художников.

Х: Раз уж мы заговорили о сюрреализме – очень большое внимание в нем уделяется алхимии и всему, что с ней связано. Что для тебя значит алхимия и что означают алхимические символы на твоих картинах?

ДС: Ну, древние алхимики пытались сделать золото из дешевых металлов, для меня алхимия значит примерно то же самое. Это знаки магии, стремления к неизведанному. Кстати, не все символы на моих картинах алхимические. Некоторые из них – просто символы города в котором я живу, символы города Риверсайд в Калифорнии.

Выставок новых работ Джеффа Сото не проводилось в течение полутора лет. Поскольку ровно полтора года назад Джефф стал счастливым папашей и с головой погрузился в неизведанные доселе расклады вроде пеленок и детского питания. Как говорит сам Джефф, рождение дочери изменило видение мира и концептуальные основы его творчества. «Когда я работал над картинами из цикла «Супернова», я размышлял о войне в Ираке и обо всем, что происходит на планете сегодня» – говорится в пресс-релизе выставки. – «Я думал о будущем моего ребенка. В один прекрасный день моя дочь может уйти воевать, и эта мысль меня пугает». Картины стали более серьезными и мрачными. Хотя за темной и местами страшноватой фактурой многих изображений неожиданно проступает несерьезный и игровой смысл. Коробки с ногами, плюющиеся бобинами с кинолентой моментально ассоциируются с экранизацией «Войны миров». Кому, как не детям, лучше всего известно, что марсиан не существует в природе? Через рисунки Джеффа Сото с нами говорит ностальгия по утраченному детству.

Х: Твои образы вызывают ассоциации со «Звездными войнами», героями Герберта Уэллса и роботами-трансформерами. Только честно: кто лучше понимает месседж твоих работ – дети или взрослые?

ДС: Действительно, «Звездные войны» сильно меня вдохновили – они вышли как раз, когда я был ребенком, и произвели сильное впечатление. И фантастика в целом продолжает оставаться большим источником вдохновения. Люди моего поколения выросли на тех же самых образах, фильмах и книгах, и я думаю, что они врубаются в то, что я пытаюсь им сказать. Дети, кажется, просто развлекаются, глядя на мои рисунки, что также очень прикольно.

Х: И кто же победит в грядущем Апокалипсисе – люди или машины?

ДС: Думаю, человек победит машины. Люди – хитроумные твари. Но в войне между человеком и природой всегда будет побеждать природа.

Несколько слов о техниках, которыми Джефф пользуется при написании своих картин. Большинство его работ выполнены в традиционной манере – по дереву или бумаге акриловыми красками. Это не мешает художнику экспериментировать в жанре инсталляции, сочетая рисунки, фотографии, аудиокассеты и прочие странные объекты в разных плоскостях. Увлечение Джеффа серьезной живописью, напоминающей местами работы Мерсера Мейера или Патрика Вудроффа, началось для него в пятнадцать лет с несерьезного раскрашивания стен из баллончика и баловства с самодельными картофельными штампами.

Х: Мы слышали, что отдельные детали твоих картин выполнены с помощью штампов, вырезанных из картошки. Почему ты выбрал такую необычную технику печати?

ДС: Сейчас я уже ею не пользуюсь. Хотя раньше пробовал. Причина, по которой я пользовался картофельными штампами – они очень подходят, чтобы символизировать то, как человек эксплуатирует в своих целях и разрушает природу. Ну и еще в некоторых случаях ими просто удобно делать определенные художественные вещи!

Х: Ты работал для крупных корпораций, таких как Sony Music Entertainment, Warner Brothers, Walt Disney Company, иллюстрировал книги и журналы. Какая из этих работ твоя любимая и почему?

ДС: Трудно сказать. Потому что самая любимая моя работа – та, в которой я имею больше всего свободы делать то, что я хочу делать. Очень здорово рисовать обложки для дисков – музыканты прикольный народ, они зажигают всех вокруг себя, и я получаю большое удовольствие от работы с ними. Хотя обычно она и оплачивается в последнюю очередь!

Кактусы, психоделия и сюрреализм в массовом сознании давным-давно стали звеньями одной логической цепи. Мы также не смогли удержаться и обойти молчанием источники, из которых Джефф Сото черпает свои, мягко говоря, непривычные образы. В конечном счете, разве это не почти что одно и то же – понять смысл нарисованного или понять мотивы, побудившие художника это нарисовать?

Х: Правда, что ты разводишь кактусы и любишь рубиться в компьютерные игры?

ДС: Да, точно! Я коллекционирую кактусы и очень их люблю – они похожи на маленькие живые скульптуры. Ну и погамиться на компьютере тоже не прочь, когда есть на это время. Чаще всего времени нет. На моих рисунках ты можешь увидеть массу вещей, но кактусы и видеоигры определенно возбуждают мое воображение больше всего!

Если кто-нибудь, дочитав до этого места, внезапно загорелся желанием приобрести репродукции или даже копии работ Джеффа Сото в безраздельное личное пользование, он может легко решить эту проблему по адресу www.jonathanlevinegallery.com/?method=Limited.JeffSoto. Всем остальным рекомендуем заглянуть на www.jeffsoto.com, где ты не только сможешь познакомиться с художником поближе, но и узнать много нового из интимной жизни кактусов, тостеров, оживших деревьев, марсиан и почтовых ящиков.

Журнал "Хулиган", ноябрь 2006.


Рецензии