Гила Альмагор. Несколько жизней за одну

«Звезда» театра и кино, писательница, сценарист, жена, мать, наконец, бабушка семи внуков. Такое ощущение, что она проживает за одну жизнь сразу несколько. Какую же из них она считает самой главной? - Ту, о которой многие не знают. С нее мы и начнем.

- Помощь больным детям для меня важнее всего, чем я когда-либо занималась, - признается Гила Альмагор, известная израильская актриса и автор четырех книг, три из которых переведены на разные языки. – Эта история началась достаточно случайно. 33 года назад – я никогда я не забуду этот день – мне позвонил отец маленького мальчика и сказал, что его сын болен раком. Я спросила: «Чем я могу вам помочь? Может, привезти в больницу игрушки? Или позвать моих знакомых артистов и устроить для мальчика небольшой концерт?» - «Я не знаю, - ответил отец. – Рони просто сказал мне: «позвони Гиле».

Я поехала с ним в больницу и увидела тяжелобольных детей, у которых не было на голове волос, потому что они проходили химиотерапию. Мне стало так стыдно…я не знала, что эта болезнь поражает таких маленьких. Я обзвонила известных актеров и мы устроили для больных детей праздник: привезли игрушки, устроили концерт. С тех пор я продолжаю их опекать. 16 лет назад мне удалось создать «фонд Гилы Альмагор», который помогает осуществить мечты больных детей. День рождения каждого ребенка мы превращаем в веселый праздник, ежегодно вывозим их на отдых в Эйлат и за границу. Три месяца назад провели неделю в Голландии… Каждая такая поездка по сложности напоминает военную операцию: мы должны организовать для детей что-то вроде передвижного госпиталя со всем необходимым. С нами едут врачи, медсестры, оборудование…

…У самой Гилы Альмагор детства не было. Отца убили, когда ее мать была беременна; потом пришлось жить в интернате - мать часто лежала в больницах. Все это актриса подробно описала в своей книге «Лето Авии», ставшей бестселлером и переведенной на четыре десятка языков (недавно к ним добавился еще один перевод – на арабском). Позднее по этой книге был снят одноименный фильм, получивший почетный приз Берлинского кинофестиваля. А спустя годы вышел еще один фильм - в продолжение предыдущего, снятый по ее очередной книге –«Сливовое дерево занято», так же имевший большой успех в Израиле и за рубежом. Большинство подростков, сыгравших в нем роли, были репатриантами из стран СНГ.

- Мне нужны были ребята с европейской внешностью, - объясняет Гила. – В Израиле лица сабр (уроженцев страны - Ш.Ш.)привычны. Я не хотела, чтобы зрители, выйдя из зала, говорили: "Да я этого актера вчера видел на Дизенгоф!" Да и к тому же израильским ребятам пришлось бы работать над своим акцентом, потому что в 1953 году адаптация детей, привезенных в Израиль из Восточной Европы, шла куда медленнее...они пережили Катастрофу, потеряли всех своих близких...Это сейчас все просто - у ребят, приехавших из России, с первых месяцев пребывания в стране появляется и акцент, и сережка в ухе - так что их не отличишь местных детей. У меня в фильме сабры играли вместе с "русскими". Чтобы на съемочной площадке этого разделения не было, мы вывезли их на место за два дня до репетиций. Они просто жили здесь, общались, проигрывали ситуацию. Тот, кто выглядел в группе чужаком, автоматически выбывал из обоймы, несмотря на свой талант. В моем фильме нет главных героев. Это история не отдельных людей, а группы, а, точнее, история "семьи", в которой дети заменили друг другу погибших родителей. Какие бы стычки между ними не происходили, она все равно оставались "семьей".

…Актриса до сих пор поддерживает отношения с теми ребятами из своего детства, которые были прототипами героев ее фильма «Сливовое дерево занято».

- Мы встречаемся, но до сих пор никто из них не рассказывал о том, что случилось с ними во время Катастрофы, - после небольшой паузы Гила вспоминает. - Несколько лет назад мы попытались растопить этот лед: выключили свет, чтобы было удобнее говорить, но никто так и не смог начать. И тогда один из нас сказал: "Ни мои дети, ни мои близкие до сих пор не знают о том, что я пережил. Наверное, так и будем молчать до самой смерти". Их, этих детей, находили после войны в лесах. Собирали со всей Европы и привозили сюда. Многие с тех пор уже не расставались никогда. И что интересно, ни одна из супружеских пар, сложившихся в интернате, не развелась. Их невозможно разделить, это такая связь, которую не понять, если исходить из привычных представлений.

…По ее признанию, решение снять этот фильм было вызвано не желанием увековечить свою биографию и биографию подростков, переживших Катастрофу:

- Я подумала, что это может стать великолепным фильмом. И еще, задумывая его, я как бы отдавала дань своей юности и этим ребятам, благодаря которым я стала другой, иначе стала относиться к жизни.

…В "Габиму" Гила Альмагор попала, когда ей было всего 17 лет.

- Я приехала в Тель-Авив из интерната. Мечтала стать актрисой и пошла учиться в театральную школу - оттуда меня сразу взяли в театр, а через два года - выкинули. "Съели". Старожилы "Габимы" привезли из России не только хорошие театральные традиции. Например, считалось, что Джульетту не может играть ее сверстница - Джульетту, мол, способна сыграть только опытная, сорокалетняя актриса. То же с Анной Франк. Кроме того, пресса много писала обо мне, без конца печатали фотографии, мол, какое событие - в театре "Габима" впервые играет юная актриса! Это многих раздражало.

…Она очень тяжело восприняла свое увольнение из «Габимы».

- Театр был моей второй семьей, ничего в моей жизни больше не было… Первое время я даже находилась на грани суицида, а сейчас вот думаю: все, что ни случается, к лучшему... После ухода из «Габимы» я стала играть в других театрах, начала сниматься в кино, а через десять лет вдруг все бросила и поехала учиться в Америку - в лучшие театральные школы. Они были частными, и мне пришлось потом долгие годы выплачивать деньги за свою учебу. Зато из Америки я вернулась профессиональной актрисой. И я уже знала: театр - это джунгли, и нужно полагаться только на себя - без постоянного места и привязки к одному коллективу. Мне было 26. Что же касается "Габимы", то я вернулась туда спустя много лет. Сыграла в антивоенном спектакле - в канун войны в Ливане это было очень актуально... Я тогда принимала участие во всех антивоенных демонстрациях.

…В течение многих лет актриса коллекционировала кукол, которых у нее в детстве никогда не было. Гила привозила кукол со всего света и надеялась, что когда-нибудь передаст их своей будущей дочери. Но годы шли, а мечта о дочери все не сбывалась. Потеряв последнюю надежду, Гила позвала в свой дом соседских детей и сказала: «Забирайте всех кукол», а через несколько месяцев неожиданно забеременела...

...Спустя годы ее дом снова заполонили игрушки, но на сей раз они в доме не задерживались, поскольку предназначались для больных детей.

- Мама часто говорила мне: "Гила, раскрой глаза, посмотри вокруг, и ты сразу увидишь, что есть люди, которым гораздо хуже, чем тебе, и которым стоит помочь". А поскольку глаза у меня большие, - улыбается актриса, - я все вокруг замечаю и обязательно вмешиваюсь, если обижают слабых. Даже если от меня мало что зависит, я не могу оставаться равнодушной.

…Несколько лет назад, во время большой компании по облавам на нелегальных рабочих, Гила вышла на демонстрацию и на протяжении нескольких часов стояла на улице с плакатом в руках. Напомнив актрисе этот эпизод, я узнаю продолжение истории:

- Мне было очень стыдно за то, как обращались с этими людьми: врывались в их дома по ночам, пугая детей, хватали и увозили в тюрьму, словно преступников, - вспоминает Гила. – Мы, евреи, которые сами пережили ужасные гонения, как никто, должны проявлять сочувствие к тем, кто прибыл в нашу страну не от хорошей жизни, а в поисках куска хлеба. Я тогда не выдержала, позвонила в МВД и сказала: «Если вы продолжите так жестоко обращаться с нелегальными рабочими, я приведу сюда Си-Эн-Эн и другие телекомпании, чтобы они сняли происходящее и показали всему миру».

Недавно актриса снова вышла на тропу войны - на сей раз вместе с другими деятелями искусства - публично выразив свой протест против заполонивших телеэкраны «реалити шоу».

- В «реалити шоу» есть и хорошие вещи, но когда ты видишь, что это, подобно эпидемии, охватило всю страну, и люди жадно следят за бедолагами, запертыми в стеклянной клетке, гадая, кто из них сорвется на сей раз, я невольно вспоминаю древний Рис и кровавые бои гладиаторов, - говорит Гила. – Кроме того, «реалити шоу» вытесняет из нашей культурной жизни какие-то более важные пласты. Я понимаю, что в мире есть вещи, которые очень трудно изменить. И тем не менее…Наверное, этот ген неравнодушия и причастности ко всему, он у меня врожденный. Мне стыдно за происходящее в нашей стране: за то, что против людей, стоящих у власти, постоянно заводятся дела, ведутся следствия. Все запятнаны. Когда-то я знала другой Израиль, и все еще не теряю надежды, что в будущем мы увидим среди представителей власти новых людей, для которых благо страны будет важнее собственных интересов.

…Ее сила воли поражает. Пятнадцать лет назад актриса, курившая на протяжении всей жизни, бросила курить в один день и больше к сигаретам не возвращалась (Гила: «В последнем спектакле я по роли курю, но это бутафорские сигареты, без никотина»). Тогда же она рассталась с ключами от машины и порвала свои водительские права (Гила: «Мне жаль тратить свое время на автомобильные пробки, поиски парковки и общение с раздраженными водителями»). Два месяца назад актриса отказалась от кофе, который всегда пила в невероятных количествах. И вот доказательство: мы сидим с ней в кафе, и она пьет зеленый чай с мятой.

- Я очень требовательна по отношению к себе, - говорит актриса, и прежде всего, это касается профессии. Что же касается других, то я совершенно не выношу, когда мои коллеги халтурят: в такие моменты я превращаюсь в настоящее чудовище – никому не даю спуску. У меня совершенно нет времени для развлечений и посиделок в кафе. Семья, съемки в кино и на телевидении, спектакли, участие в жюри кинофестивалей, репетиции, работа над пятой по счету книгой… Сплю по четыре часа в сутки. Дочь иногда упрекает: «Мама, ты заметила, что последнее время говоришь со мной по телефону все время из такси?» Но, что поделать, если это единственные минуты, когда я могу по-настоящему расслабиться и отключиться от работы? Конечно, я нахожу время на внуков, чтение; не пропускаю театральных премьер и презентаций хороших фильмов…Я ведь очень любознательная. А кроме того, живу по принципу: ничего не откладывай на завтра. Все происходит сегодня, сейчас, а завтра может и не наступить.

…В ее биографии есть один необычный момент: в течение пяти лет Гила Альмагор работала в тель-авивском муниципалитете «чиновницей» (слово не случайно взято в кавычки – ну какая из нее чиновница!). Во время выборов в местные советы к ней обратился мэр Рон Хульдаи и предложил возглавить отдел культуры. Ей это показалось интересным, так что вскоре она и впрямь стала обладательницей «портфеля по культуре» и с присущим ей энтузиазмом принялась за реализацию новых проектов. Кстати, именно благодаря Гиле, на сотне тель-авивских домов, отмеченных присутствием известных деятелей искусства и культуры, появились мемориальные таблички.

- Я как-то позвонила своей бывшей секретарше и спросила ее: «Скажи мне, как я все тогда успевала, не прекращая играть в театре и сниматься в кино?» И вот что она мне ответила: «Без четверти восемь ты открывала в муниципалитете свой кабинет и начинала принимать людей. Без пятнадцати десять мчалась на репетицию в театр. В полтретьего возвращалась в муниципалитет и работала до пяти. В пять спешила домой, чтобы успеть принять душ перед вечерним спектаклем. Ну а кончилось все это тем, что ты потеряла сознание прямо на работе, и я неделю навещала тебя потом в больнице…».

…Гила Альмагор на сцене, в кино и на телевидении уже столько лет, что, пожалуй, не осталось роли, которую она еще не сыграла. По ее словам, все они были одна лучше другой, ради чего она шла иной раз на большие жертвы. В то время, как другие актрисы предпочитали играть красавиц, она с удовольствием играла роли уродин, но зато – характерные. Например, однажды, когда Менахем Голан, снимавший фильм по замечательному сценарию, со вздохом сказал ей: "Жаль, что ты такая стройная. У меня есть одна колоритная роль, но там нужна актриса во-от с такой задницей и сиськами", этого оказалось достаточно, чтобы Гила «подсела» на пирожные, поправившись за три недели на десять килограммов, после чего ее взяли в фильм. Когда же вскоре у нее появилась возможность сыграть красавицу-полицейскую, Гила после жесточайшей диеты довольно скоро вернулась к своим привычным формам.

- Однажды я сказала себе, что я не мусорный бак и не ем все подряд. Многие годы я была вегетарианкой, - объясняет Гила. - Утром я плотно завтракаю, в три часа обедаю и до вечернего спектакля уже ничего не ем. Предпочитаю японскую кухню - она легкая и необременительная.

Что же касается профессии, то для меня не столько важны роли, сколько режиссеры, с которыми мне приходится работать, - признается актриса. – Илан Ронен, Дани Вольман, Ицик Вайнберг, Ханан Снир. Кстати, в спектакле Снира я по действию спектакля почти все время молчу, но я согласилась в нем играть, потому что его ставил Снир! И каждая минута работы с Иланом Роненом для меня - сплошное удовольствие. В последнее время мне приходится играть тяжелые, драматические роли. Я ужасно соскучилась по комедийному жанру, так хочется сыграть в какой-нибудь безумной комедии… Если мне подобную роль не предложат, пожалуй, придется самой написать ее для себя, - смеется актриса.

…Несколько лет назад Гиле Альмагор довелось сыграть в нашумевшем фильме Стивена Спилберга «Мюнхен».

- Это было очень счастливое время, - вспоминает актриса. – И в первую очередь, благодаря общению с режиссером. Стивен Спилберг - необыкновенный человек, чем-то напоминающий большого ребенка, который со всеми на равных, и которому все интересно. Типичный пример: заметив, что я в перерывах читала книгу, он тут же попросил меня о ней рассказать, причем, во всех подробностях. С такой же дотошностью Спилберг расспрашивал меня и о моих ролях в театре, о сюжетах моих собственных книг.

…Книги Гила пишет по ночам, когда домочадцы уже спят, и в доме царит тишина.

- Я люблю все свои книги, но особенно мне дорога третья, где я описываю историю непростых взаимоотношений трех детей, один из которых смертельно болен. На самом деле это история любви, которая разворачивается на фоне трагедии, где дети пытаются победить смерть. Четвертую книгу я написала для малышей и их родителей: ее героиня – девочка, которую удочерили. Что же касается пятой книги, то о ней говорить еще рано. Вот когда закончу…Надеюсь, это случится через год.

…У актрисы двое детей: сын Идан от первого брака (в 18 лет Гила вышла замуж за актера, с которым прожила пять лет) и дочь Хагар. Что же касается мужа – известного деятеля искусства и журналиста Яакова Агмона, то Гила умудрилась сыграть с ним свадьбу на 39-м году совместной жизни, когда у пары были уже внуки. Дело в том, что в 1963-м у них не было настоящей свадьбы.

- Мы жили вместе, были счастливы, и нас это вполне устраивало, - вспоминает Гила. - Но когда мама заявила: "Если вы не поженитесь, я просто умру!", Яаков сказал: "Что нам стоит сделать это ради твоей мамы?" Мы прибежали в рабанут, прихватив по дороге случайных свидетелей,
которых нашли на улице и попросили раввина сделать нам хупу побыстрее, поскольку вечером у нас был спектакль. Так мы наспех поженились, но мечта о настоящей свадьбе не давала мне покоя. Муж только посмеивался: "Какая там свадьба, ведь у нас уже внуки!" И тогда я втайне от Яакова заказала настоящее платье невесты и подготовила ему на день рождения сюрприз, который мы отмечали со всей труппой в «Габиме». В разгар веселья я исчезла, а потом неожиданно я вышла из-за кулис в этом платье и спросила мужа при всех: "Ну, а сейчас ты готов на мне жениться?" Яаков тут же нашелся что ответить: "На такой красивой? Конечно!" И мы тут же устроили хупу и свадьбу – все было подготовлено заранее.

Я счастливая женщина, - признается актриса. – На протяжении 47 лет люблю одного мужчину, - делает паузу, улыбается. – Именно благодаря Яакову я стала тем, кто я есть. Когда мы познакомились, я представляла из себя что-то вроде разобранной мозаики, которую он с большим терпением собрал в одно целое. Яаков, кстати, настоящий феминист. Он никогда не придает значения бытовым вещам, не приемлет привычного стереотипа по поводу того, что жена в первую очередь должна быть хозяйкой – ежедневно стоять у плиты и наводить в доме чистоту. Его, как и меня, интересуют духовные вещи, творчество.

…Мать актрисы строго соблюдала еврейские традиции, в то время как Гила ведет светский образ жизни.

- Я просто верю в то, что есть некие высшие силы, которые нас хранят и всегда держу при себе книжечку «теилим», откуда каждый день читаю по страничке, - признается актриса. – И еще мне очень нравится раввин нашей маленькой синагоги Арье Левин – за то, что он общается с людьми без малейшего фанатизма, но с огромным чувством любви, и каждый еврейский праздник делает достоянием всех жителей района, независимо от их религиозной принадлежности.

Я мечтаю о простых вещах. Например, хочу застать то время, когда в Израиле воцарится мир и покой. Чтобы я еще успела это увидеть…


Рецензии