Джонатан Айв. Биг-iМак

Джонатан Айв – один из немногих людей, с именем которых связаны превращения индустриальных объектов в произведения искусства, достойные галерейных стен. Про стены сказано, впрочем, не для красного словца: Apple Cube G4 уже несколько лет украшает собой экспозицию Нью-йоркского музея современного искусства MOMA. Что вряд ли подсластило компании пилюлю, поскольку, в отличие от революционных продуктов вроде iPod или iMac, макинтошевский «кубик» коммерческого успеха не снискал. Прозрачные корпуса со сплетениями микросхем, компьютеры в форме настольной лампы или настенной плазменной панели и плееры, которыми можно пользоваться, не читая пухлых инструкций – все это дело рук и фантазии старшего вице-президента Apple по дизайну, «Дизайнера года – 2002», медалиста Королевской инженерной академии. Человека, освободившего компьютер из пыльной серой коробки.
Впрочем, сам Айв склонен недооценивать свое влияние, считая, что бОльшая часть заслуг по части происхождения маковских хитов принадлежит инженерам по аппаратному и программному обеспечению. Верная, в принципе, мысль, с поправкой на то, что скопировать все тот же iPod пыталась масса не самых бесталанных компаний. Однако их продукты неизменно уступали оригиналу по части юзабилити и простоты в использовании – качеств, отличающих работы Айва.
Лезть на яблоню Джонатан готовился с детских лет, разбирая на составные части все, что попадало к нему в руки. Лет в четырнадцать он уже неплохо рисовал и собирал модели по собственным эскизам, не имея особой склонности к определенному производству: как говорит он сам, его интересовало все – машины, ювелирные украшения, обувь, корабли… Увлечение закономерно привело Айва в политехнический университет Ньюкасла, где позаимствовал прочную базу для будущего высокого старта. Успел поработать в дизайнерском агентстве Tangerine, где занимался разработками на любые темы, включая сантехнические принадлежности. А дальше произошли события, которые изменили все – жизнь и Джонатана, и компании Apple, и, в конечном итоге, миллионов пользователей Apple по всему миру.
«Видите ли», – откровенничает Айв, – «когда я учился в колледже, у меня были проблемы с компьютерами. Они были переусложненными, технологически несовершенными, я просто их боялся и не знал, как сделать то или другое. И когда я впервые открыл для себя Mac, – это было на последнем курсе, – я был поражен, насколько он лучше всего, чем я до этого пытался пользоваться». В начале девяностых Apple и дизайнер нашли друг друга, когда компания набирала в штат новых консультантов. Это были не самые простые времена для любителей яблок – бурно развивались конкуренты, производители IBM-совместимых компьютеров с PC-архитектурой, собиравшихся по модульному принципу и несколько более дешевых. Поэтому и работа в Apple поначалу была связана у Айва-инкомера с массой опасений. Например, насколько психологически комфортнее работать на одну компанию, чем консультировать несколько, и насколько правильнее работать над многими продуктами, нежели концентрироваться на постоянной теме – в данном случае, компьютерах.
Дурные предчувствия Джонатана оказались беспочвенными. Как он рассказывал потом, его всецело захватили основополагающие принципы Apple, которая еще в 80-х позиционировала себя как создателей машин, находящихся на стыке технологии и искусства. Вот, например, как описывает Джонатан процесс создания упоминавшегося G4 Cube: «Нам не часто приходится создавать нечто, оправленное в прозрачный пластик. Эта вещь, она должна производить впечатление, поэтому мы решили избавиться от любых посторонних шумов – как визуальных, так и звуковых. Весь кубический массив компьютера устремлен вверх, это выражено в том, как по нему циркулирует воздух, как размещены внутри его компоненты, в каком направлении выезжает лоток сидирома. И при этом корпус может быть легко снят для доступа к электронной начинке в случае чего. Делать вещи проще нелегко».
Это так, даже если учесть, что Apple постоянно стремится использовать самые современные материалы для изготовления деталей цифровой техники. Не будем показывать пальцами, но, к примеру, в изготовлении популярной линейки неких mp-3 плееров были использованы сверхмодерновые композитные материалы, такие, как сочетания различных пластиков или металлопластмасса. Те, кто помнят, сколько геморроя может доставить отлетевшая не вовремя крышка батарейного отсека или еще какая-нибудь защелка, уже никогда не пересядут с iPod обратно на старые механизмы, пусть даже много лет скрашивавшие досуг своим хозяевам верой и правдой.
Еще одним отличием произведений Джонатана Айва – в лучшую, скорее всего, сторону, – является не только его пристрастие к белым или прозрачным пластикам, но и полное неприятие суеты и копания в мелочах. На его изделиях тяжело найти лишнюю кнопку, светодиод или надпись. На пультах управления, идущих в комплекте с новыми Маками, при помощи одной немаленькой кнопки можно сделать примерно столько же, сколько с помощью многокнопочного пульта среднего DVD-плеера. А это, в свою очередь, значит, что…
Продолжить мысли вслух и сделать выводы мы предоставляем тем, кто уже имел опыт общения с конструкторской мыслью Д.А. в реале. Но даже если ты еще ни разу в своей молодой жизни не имел ничего общего с околояблочными раскладами, не исключено, что однажды тебе попадется в руки гаджет, пользоваться которым будет полезно, приятно, легко, а главное – красиво. Как говорят математики, вероятность того, что к его рождению на свет так или иначе приложил руку Джонатан Айв, будет стремиться к единице тем больше, чем удобнее будет им пользоваться.

ПЯТЬ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ О ДЖОНАТАНЕ АЙВЕ:

1. Джонатан – самый влиятельный человек в британской культуре по версии ‘2004. Даже Джоан Роулинг, несмотря на массовый гаррипоттеровский фанатизм, заняла в списке второе место.
2. В Новом 2006 году Джонатан вошел в Список почета королевы Елизаветы II и стал командором Ордена Британской империи. Это третий по значимости из пяти английских рыцарских титулов, учрежденный Георгом V в 1917 году, не дающий право на дворянский статус рыцаря. Айв разделил рыцарскую компанию с такими легендарными людьми, как Стинг, Эрик Клэптон и Леннокс Льюис, в разные годы получившими этот же титул.
3. Несмотря на однозначную оригинальность дизайнерских идей, Джонатана не раз обвиняли в плагиате. Последний раз это сделал бельгийский дизайнер Винсент Жонжан в 2002 году, утверждавший, что дизайн iMac второго поколения на полусферической подставке на самом деле принадлежит ему. Подробности скандала не разглашались.
4. Джонатан пристально следит за попытками вторжения в свою частную жизнь. Он скрывает свой возраст (ему сейчас около сорока), не любит давать интервью и уединенно живет вместе с женой Хитэр в калифорнийском городке Твин Пикс.
5. Философия Джонатана Айва гласит: «Мы окружены продуктами, демонстрирующими отсутствие какой-либо заботы о покупателях. И такие продукты позволяют нам легко понять – что важно для производителей и какие приоритеты они имеют». Для него самого высшим наслаждением является создание гаджетов, которыми можно пользоваться без чтения инструкций – таких, как iMac или iPod.

Журнал "Sync", февраль 2007.


Рецензии