Джонатан Айв. Биг-iМак
Впрочем, сам Айв склонен недооценивать свое влияние, считая, что бОльшая часть заслуг по части происхождения маковских хитов принадлежит инженерам по аппаратному и программному обеспечению. Верная, в принципе, мысль, с поправкой на то, что скопировать все тот же iPod пыталась масса не самых бесталанных компаний. Однако их продукты неизменно уступали оригиналу по части юзабилити и простоты в использовании – качеств, отличающих работы Айва.
Лезть на яблоню Джонатан готовился с детских лет, разбирая на составные части все, что попадало к нему в руки. Лет в четырнадцать он уже неплохо рисовал и собирал модели по собственным эскизам, не имея особой склонности к определенному производству: как говорит он сам, его интересовало все – машины, ювелирные украшения, обувь, корабли… Увлечение закономерно привело Айва в политехнический университет Ньюкасла, где позаимствовал прочную базу для будущего высокого старта. Успел поработать в дизайнерском агентстве Tangerine, где занимался разработками на любые темы, включая сантехнические принадлежности. А дальше произошли события, которые изменили все – жизнь и Джонатана, и компании Apple, и, в конечном итоге, миллионов пользователей Apple по всему миру.
«Видите ли», – откровенничает Айв, – «когда я учился в колледже, у меня были проблемы с компьютерами. Они были переусложненными, технологически несовершенными, я просто их боялся и не знал, как сделать то или другое. И когда я впервые открыл для себя Mac, – это было на последнем курсе, – я был поражен, насколько он лучше всего, чем я до этого пытался пользоваться». В начале девяностых Apple и дизайнер нашли друг друга, когда компания набирала в штат новых консультантов. Это были не самые простые времена для любителей яблок – бурно развивались конкуренты, производители IBM-совместимых компьютеров с PC-архитектурой, собиравшихся по модульному принципу и несколько более дешевых. Поэтому и работа в Apple поначалу была связана у Айва-инкомера с массой опасений. Например, насколько психологически комфортнее работать на одну компанию, чем консультировать несколько, и насколько правильнее работать над многими продуктами, нежели концентрироваться на постоянной теме – в данном случае, компьютерах.
Дурные предчувствия Джонатана оказались беспочвенными. Как он рассказывал потом, его всецело захватили основополагающие принципы Apple, которая еще в 80-х позиционировала себя как создателей машин, находящихся на стыке технологии и искусства. Вот, например, как описывает Джонатан процесс создания упоминавшегося G4 Cube: «Нам не часто приходится создавать нечто, оправленное в прозрачный пластик. Эта вещь, она должна производить впечатление, поэтому мы решили избавиться от любых посторонних шумов – как визуальных, так и звуковых. Весь кубический массив компьютера устремлен вверх, это выражено в том, как по нему циркулирует воздух, как размещены внутри его компоненты, в каком направлении выезжает лоток сидирома. И при этом корпус может быть легко снят для доступа к электронной начинке в случае чего. Делать вещи проще нелегко».
Это так, даже если учесть, что Apple постоянно стремится использовать самые современные материалы для изготовления деталей цифровой техники. Не будем показывать пальцами, но, к примеру, в изготовлении популярной линейки неких mp-3 плееров были использованы сверхмодерновые композитные материалы, такие, как сочетания различных пластиков или металлопластмасса. Те, кто помнят, сколько геморроя может доставить отлетевшая не вовремя крышка батарейного отсека или еще какая-нибудь защелка, уже никогда не пересядут с iPod обратно на старые механизмы, пусть даже много лет скрашивавшие досуг своим хозяевам верой и правдой.
Еще одним отличием произведений Джонатана Айва – в лучшую, скорее всего, сторону, – является не только его пристрастие к белым или прозрачным пластикам, но и полное неприятие суеты и копания в мелочах. На его изделиях тяжело найти лишнюю кнопку, светодиод или надпись. На пультах управления, идущих в комплекте с новыми Маками, при помощи одной немаленькой кнопки можно сделать примерно столько же, сколько с помощью многокнопочного пульта среднего DVD-плеера. А это, в свою очередь, значит, что…
Продолжить мысли вслух и сделать выводы мы предоставляем тем, кто уже имел опыт общения с конструкторской мыслью Д.А. в реале. Но даже если ты еще ни разу в своей молодой жизни не имел ничего общего с околояблочными раскладами, не исключено, что однажды тебе попадется в руки гаджет, пользоваться которым будет полезно, приятно, легко, а главное – красиво. Как говорят математики, вероятность того, что к его рождению на свет так или иначе приложил руку Джонатан Айв, будет стремиться к единице тем больше, чем удобнее будет им пользоваться.
ПЯТЬ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ О ДЖОНАТАНЕ АЙВЕ:
1. Джонатан – самый влиятельный человек в британской культуре по версии ‘2004. Даже Джоан Роулинг, несмотря на массовый гаррипоттеровский фанатизм, заняла в списке второе место.
2. В Новом 2006 году Джонатан вошел в Список почета королевы Елизаветы II и стал командором Ордена Британской империи. Это третий по значимости из пяти английских рыцарских титулов, учрежденный Георгом V в 1917 году, не дающий право на дворянский статус рыцаря. Айв разделил рыцарскую компанию с такими легендарными людьми, как Стинг, Эрик Клэптон и Леннокс Льюис, в разные годы получившими этот же титул.
3. Несмотря на однозначную оригинальность дизайнерских идей, Джонатана не раз обвиняли в плагиате. Последний раз это сделал бельгийский дизайнер Винсент Жонжан в 2002 году, утверждавший, что дизайн iMac второго поколения на полусферической подставке на самом деле принадлежит ему. Подробности скандала не разглашались.
4. Джонатан пристально следит за попытками вторжения в свою частную жизнь. Он скрывает свой возраст (ему сейчас около сорока), не любит давать интервью и уединенно живет вместе с женой Хитэр в калифорнийском городке Твин Пикс.
5. Философия Джонатана Айва гласит: «Мы окружены продуктами, демонстрирующими отсутствие какой-либо заботы о покупателях. И такие продукты позволяют нам легко понять – что важно для производителей и какие приоритеты они имеют». Для него самого высшим наслаждением является создание гаджетов, которыми можно пользоваться без чтения инструкций – таких, как iMac или iPod.
Журнал "Sync", февраль 2007.
Свидетельство о публикации №209032401099