Бесчеловечный Бизнес

АВТОМАТЫ ДЛЯ ПРОДАЖИ УДОВОЛЬСТВИЙ

Вендинг – это не новый вид маркетинга, не выгодные условия лизинга и даже не изощренный метод петтинга. Это штука, с которой ты сталкиваешься так часто, что уже почти не придаешь ей значения. Все чаще мы покупаем банку газировки, батарейки, чипсы, газеты, кондомы, оплачиваем телефон без помощи живого продавца или клерка – наши кровью и потом заработанные деньги поглощаются бездонным чревом торгового автомата. Выдающего взамен желаемый продукт, и иногда даже – сдачу. Именно эта процедура носит хитрое название «вендинг», а торговый робот – «вендинговый автомат» соответственно.

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК

Первым в истории человечества вендинговым роботом был, судя по всему, гаджет Герона Александрийского, имевший место быть в 215 году до нашей эры. Аппарат занимался тем, что продавал верующим в храме святую воду и заодно – воду для омовения рук, надо думать, не сильно отличающуюся по части химического состава. После короткого взлета египетского изобретательского гения о вендинге в мире забыли о-очень надолго, примерно до конца XIX века. Автомат для продажи жвачки запатентовали уже в Америке в тысяча восемьсот восемьдесят восьмом году. Не сильно отстали от американцев и отечественные производители – за два года до начала двадцатого столетия первый русский вендор установила в Питере компания «Жорж Борман», производившая сладости и шоколад. В первый же день после установки автомат штурмовала гальванизированная техническими новшествами толпа, полиции пришлось выставить оцепление. Правда, после снятия кордона аборигены быстренько доломали прибор, пихая в него бумажные деньги и монеты какого попало номинала.
Дальше начались интересные вещи. Как ни странно, преимущества нового вида торговли раскушали не американцы, а немцы, японцы и корейцы – именно в странах, ими населенными, вендинг-бизнес ежегодно прирастает в среднем процентов на десять. Про Японию вообще стоит говорить отдельно, поскольку продажи через автоматы там за последние пять лет выросли в полтора раза. Менеджеры восходящего солнца первыми просекли прямую выгоду от работы с железяками. Во-первых, стоимость рабочей силы росла, растет и расти будет. Обслуживание механического друга стоит дешевле, чем оплата услуг живых продавцов, поскольку автомату достаточно одного квадратного метра пола и розетки в 220 вольт, а мелкими хищениями с рабочего места он занимается существенно реже. Далее, вендинговый робот, в отличие от его теплокровного аналога, подлежит принципиальному апгрейду с ростом технологий. Со временем появляются все более совершенные автоматы, с большими возможностями, более простым устройством, более низкой ценой и с расширенным ассортиментом товаров. Наконец, в-третьих, всеобщая компьютеризация сделала свое черное дело: оплачивать товар в автоматах уже давно можно не только монетами, но и купюрами, кредитными картами и при помощи телефона, трансфертом через мобильный банк. Учитывая, что на душу европейско-азиатского населения уже давно приходится в среднем по две-три мобилы, количество потенциальных покупателей торговых аппаратов уже давно превысило реально существующее количество людей.
Видя такое дело, разработчики вендинговых систем также начали стремительно выдумывать все новые и новые фишки, для того, чтобы еще успешнее вовлечь ни в чем не повинное человечество в пучину автоматических продаж…

HARD & SOFT

Нынешний вендор – устройство, в общем-то, незамысловатое, но надежное, дуракозащищенное и антивандальное. Как водится в эпоху НТР, начинка девайса состоит из железа и программного обеспечения, которое заставляет железо работать в соответствии с желаниями клиентов. Первое, с чем обычно сталкивается любитель мелких благ – это консоль управления аппаратом и монетоприемник. С этими вещами всем и всегда практически все ясно, особенно если предварительно прочитать внимательно эту долбаную инструкцию. Сбор денег может быть организован как в монетной, так и в бумажной форме, для чего в приемнике монтируется механизм сервоподачи и сканер, распознающий достоинство купюр, а управляемый микропроцессором блок рассчитывает и выдает нужное количество сдачи. Технически возможны и более экзотические методы оплаты, например, с помощью электронного ключа на основе flash-накопителя. Кредитная карта или платежный sms-сервис – для русских автоматов это пока что еще недалекое будущее.
После того, как выбор сделан, а деньги ушли вовнутрь устройства, контроллер автомата инициирует последовательность операций, соответствующих максимальному удовлетворению покупательской нужды. Если автомат готовит кофе, чай, или растворимый суп – соленоид открывает доступ воды в нагревательный бак, в смеситель поступает вода и ингредиенты в нужном количестве. Заказ готовится непосредственно в одноразовой посуде, автоматически подаваемой и удерживаемой манипулятором – технология in-cup mixing. Если машина занимается продажами твердых товаров, то линия доставки аккуратно сложит оплаченную тобой фичу в окошко, из которого ее можно будет забрать. Кроме накопителей для начинки, в аппарате может быть смонтирована телеметрия, с помощью которой владельцы девайса получают удаленный доступ к данным о ходе продаж и состоянии автомата, или сигнализация, охраняющая машину от честных людей с криминальными фантазиями.
Вендинг-машиной управляет головной контроллер VMC, vending machines controller, с помощью протоколов MDB или Executive. Каждое устройство, подключенное внутри автомата, имеет собственную логику и общается с процессором при помощи прописанных в протоколах команд. Разница между двумя видами протоколов состоит только в том, что более новый протокол MDB полностью подчиняется автомату и все «решения» о выдаче напитка и сдачи принимаются его электроникой. Протокол Executive – доминирующее звено «принятия решения», в котором все команды поступают от платежной системы. Обе программные среды поддерживают вендорный plug’n’play – быструю установку и замену модулей аппаратов от разных производителей.
Осталось только добавить, что автоматы обычно оснащаются сейфовым замком и сделаны из стали толщиной в два миллиметра. Так, на всякий пожарный случай.

TOP-6: САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ ТОВАРЫ, ПРОДАВАЕМЫЕ АВТОМАТАМИ

1. Джинсы Levi’s. Автомат был установлен в 1989 году в парижском метро. Покупатель измерял талию электронным «ремнем», на основании чего машина подбирала штаны нужного размера.
2. Свежий воздух. Автоматы впервые появились в Японии, где дорожная полиция уже давно стоит на трассах в противогазах. В небольшой кабинке человек получает порцию воздуха с повышенным содержанием кислорода, и дышит им сколько влезет в пределах оплаченной суммы.
3. Одноразовые искусственные влагалища в картонных стаканчиках. Как и в предыдущем случае, первыми до продажи сабжа через торговые автоматы, додумались японцы.
4. Свежие яйца. Куриные. В Европе и Японии автоматы по продаже яиц устанавливаются обычно рядом с птицефермами и обслуживаются их владельцами. Цены на яйца процентов на десять выше, чем в супермаркетах, соответственно, и продукт примерно настолько же свежее.
5. Марихуана. Авторы идеи – голландские сторонники лигалайза. С помощью вендора любой желающий в некоторых кварталах Амстердама может получить уже готовый к употреблению штакет.
6. Живые черви и лягушки. Автомат находится в одном из крупных немецких зоомагазинов.

ТОТАЛЬНАЯ РАСПРОДАЖА

Количество вендоров на земном шаре недавно перевалило за двадцать миллионов штук. Согласно всем законам здравого смысла, при таких раскладах количество просто обязано перейти в качество. Торговым автоматам постепенно доверяют не только продажу съедобно-интимной мелочевки, но и серьезных дорогостоящих гаджетов.
Например, автоматы в английских шоп-центрах Orange Country с некоторых пор торгуют айподами. Покупателю предлагается выбор из iPod Nano, iPod Shuffle и iPod Video по цене до 299 долларов. Как показывают наблюдения маркетинговых психологов, молодые потребители, на которых, в первую очередь, и рассчитана услуга, все меньше уделяют внимания предварительному знакомству с товаром перед покупкой. Гораздо важнее скорость, с которой можно приобрести нужную вещь, репутация брэнд-нэйма, доступность и простота оформления покупки. Как ты уже, наверное, догадался, эти условия легко обеспечиваются торговым автоматом: все тот же iPod покупается за двадцать секунд против минимальных десяти минут в магазине бытовой электроники. В сети американских McDonald’s недавно появились вендоры Redbox – автоматы самообслуживания по продаже DVD-фильмов. Понятное дело, лицензионных, и поэтому также не весьма дешевых. По достоверным данным, подумывает о механизации продаж компания Reebok – в первую очередь, кроссовок собственного производства. В сентябре прошлого года в аэропорту Сан-Франциско появился первый в мире автомат, продающий сотовые телефоны Motorola. Причем как «нулевые», так и с подключением: покупателю предлагаются несколько базовых тарифов от местных операторов, – гарнитуры Bluetooth, зарядные устройства и аксессуары.
Пожалуй, стоит сказать о еще одной, совсем экзотической разновидности торгового автомата – с живым продавцом внутри. До такой вот революционной штуки недавно додумались… правильно, опять-таки японцы. Красивая девушка внутри кабинки автомата подает купленные сладости покупателю и мило улыбается в окошко – их, кстати, два: для взрослых, повыше, и для детей, пониже. Ты будешь смеяться, но на планете Земля еще остались вещи, которые нельзя купить, особенно у торгового автомата.

Журнал "Sync", март 2007.


Рецензии