Роман Поколения Мария глава 2

                Глава 2
А что же было со мной? Меня взяла старшая сестра мамы Прасковья Афанасьевна. Семья у них была большая, десять детей и я, одиннадцатая. Осенью я должна была пойти в школу, к счастью мама успела кое-что приготовить из одежды, а учебники от старших детей тетки достались. В школе мне нравилось, учительница была добра ко мне, но учиться пришлось недолго, а точнее до весны. Я едва научилась читать и писать. Тетка сказала, что для учебы у нее своих детей хватает, а я должна помогать ей по хозяйству. Дала мне прялку, показала, как надо прясть шерсть. Вот так изменилась моя жизнь. Я должна была прясть, вязать носки и варежки, кормить скотину, носить из колодца воду, натирать деревянные полы, доить коров, следить за младшими детьми и еще много разных дел по дому и по хозяйству. Сначала было обидно, что меня не отпускают в школу, особенно, когда подружки возвращаясь, заходили ко мне, и наперебой рассказывали, что нового узнали в школе, и как прошли уроки. Несколько раз  к тетке приходила наша учительница, Екатерина Ивановна, спрашивала, почему Маша перестала ходить в школу? Тетка стояла на своей позиции, в школу я больше не вернулась. Сказать, что меня сильно обижали – нет, я была сыта, в тепле, многому научилась, но душевной теплоты, любви не видела, а так хотелось прижаться, закрыть глаза и чтобы мама по голове погладила…
    Так закончилось мое детство. Каждый день начинался с раннего утра, вместе с тетей доили коров, их было две: Зорька рыжая с белыми пятнышками и Ночка, черная, как темная ночь, только носочки беленькие. Моя была Зорька, молодая телочка. Потом я выгоняла скотину в стадо, делала все, что велели. А вечерами, когда собиралось все семейство, после ужина, старшие девчата Оля, Глаша и я садились за прялки, прясть шерсть. Тетя затягивала грустную песню:
                Меж высоких лесов затерялося
                Небогатое наше село…
Или
                Позарастали стежки дорожки,
                Где проходили милого ножки
Мы подхватывали,
                Позарастали мохом травою,
                Где мы гуляли милый с тобою…
С песнями, с частушками, с шутками дело спорилось быстрее. Обычно это было зимними вечерами. А летом? Летом я любила жаркий июль, время сенокоса, когда всей семьей, на неделю, а то на две, на лошадях выезжали в стан, где после трудового дня можно было купаться в быстрой прохладной реке Чусовой.
Сидеть возле большого костра и слушать неспешные рассказы о старине, или забраться на стог сена, вдыхать запах трав и смотреть на звезды, и мечтать, мечтать, мечтать о будущем…


Рецензии