Филипп Хюрбэйн. Игры Разума

НА ЧТО СПОСОБЕН БЛИЗОРУКИЙ ЧЕЛОВЕК С УМЕЛЫМИ РУКАМИ

Есть категория людей, которые готовы идти до конца во всем, что обращает на себя их внимание. Они становятся учеными, изобретателями, виртуозными музыкантами и налоговыми инспекторами. Или же просто в один прекрасный день чувствуют настоятельную потребность соорудить из подручных материалов нечто, не предусмотренное учебниками и инструкциями. Сорокапятилетнему инженеру-электронщику Филиппу Хюрбэйну, известному в сети под ником Philo, однажды попались под руку конструкторы Lego. С этого момента простой французский работник умственного труда постепенно начал превращаться в одного из авторитетов мирового сообщества легоманьяков. Фило создает из слегка усовершенствованных наборов удивительные механизмы, капитально меняющие наше представление о том, что можно собрать из кубиков, планочек, моторчиков, зубчатых колесиков и прочего не весьма богатого игрушечного ассортимента, обладая толикой таланта, фантазии и свободного времени.

SYNC: Мы как-то привыкли к тому, что в Lego играют в основном дети. Насколько это занятие распространено среди взрослых?

Фило: Наша французская ассоциация FreeLUG – French Enthusiast Lego Users Group, Французская группа пользователей-энтузиастов Lego состоит примерно из ста человек. А вообще утверждается, что взрослых фанатов Lego во всем мире порядка десяти тысяч. Мы называем друг друга AFOLs – Adult Fans of Lego.

S: Ты мог бы рассказать, как и почему ты начал собирать роботов и механические объекты из конструкторов Lego?

Ф: Меня всегда восхищали роботы. Я рос в то время, когда всякие хобби, связанные с электроникой и электротехникой были широко распространены, найти нужные компоненты и схемы было довольно легко. Я строил массу гаджетов и измерительных инструментов. Кстати, первый мой робот был также одним из моих самых больших проектов – программируемая машина, автоматически распознающая стены и их объезжающая, которую я построил, используя части от старых IBM-овских материнских плат. Около двадцати лет назад я открыл для себя наборы Lego Technic, которые я пытался использовать для того, чтобы воссоздать эту самую машину на их основе. Но среди стандартных деталей Lego не было тех, которые были мне нужны для сборки. К тому же у меня не было достаточно времени для того, чтобы исследовать этот вопрос глубже, и все это я на какое-то время забросил. Все изменилось, когда до Франции доехала новая на тот момент разработка Lego – Robotics Invention System 1.5. Она настолько хорошо выглядела, что я не удержался и купил ее Катрин, одной из трех моих дочерей. Ну, и, конечно, все закончилось тем, что я играл с этим набором гораздо больше, чем она. Я подсел!

S: На своем сайте ты часто упоминаешь набор Mindstorms, детали которого используются во многих твоих проектах. Что это за набор и чем он отличается от других конструкторов Lego?

Ф: Lego Mindstorms – это серия конструкторов, из которых можно собирать роботов. Все они включают в себя «кирпич» с программируемым микропроцессором, который управляет двигателями и принимает информацию о внешнем мире от сенсоров. Первым таким конструктором был Robotics Inventions System 1.0, вышедший в 1998-м и ставший любимым хобби множества студентов и инженеров. Поэтому систему очень быстро взломали, чтобы использовать ее железо и программное обеспечение не только для целей, предусмотренных Lego. Конечно, компания подняла некоторый шум касательно интеллектуальной собственности, но потом, видимо, решила оставить все как есть – сегодня разработчики систем пользуются поддержкой Lego, они даже выпускают наборы для разработчиков, System Developers Kits! В Mindstorms входят новые версии RIS – 1.5 и 2.0, это сложные конструкторы с более мощными возможностями программирования, а также простые наборы, вроде Droid Developers Kits или Spybotics. Год назад Lego представила свою последнюю разработку – NXT, продвинутый конструктор с тридцатидвухбитным процессором, сервомоторами и цифровыми сенсорами.

Сообщество фанатов Lego обросло множеством словечек, по которым адепты пластиковых удовольствий идентифицируют друг друга среди патологий обыденности. Одно из них – «Dark Ages», «варварство». Так на сленге AFOLы называют время своей жизни, когда они еще не были знакомы с Lego-идеологией. Для Фило его «dark ages» закончились, когда ему стукнуло пятнадцать. Увлечение Lego упало на подготовленную почву, поскольку в активе у молодого человека уже присутствовал, скажем, компьютер собственной фабрикации – а это было время, когда оперативка в шестнадцать килобайт считалась могучей памятью, достаточной для работы под любой из существовавших на тот момент «осей». Впоследствии технические увлечения Фило переросли в нечто большее – сегодня он работает специалистом по прокладке кабельных сетей ADSL и IDSN.

S: Насколько мы поняли, некоторые твои модели включают в себя «неофициальные» Lego-компоненты. Ты делаешь их самостоятельно, или кто-то еще занимается их производством для таких, как ты, энтузиастов?

Ф: Я пытаюсь иметь дело с чистыми, немодифицированными деталями от Lego, когда, конечно, у меня есть такая возможность. Но я иногда позволяю своему alter ergo электротехника разрабатывать новые модели сенсоров, такие, как лазерный целеискатель или миниатюрный электрогенератор. Я близорукий человек с тренированными руками, поэтому не боюсь возни с микроэлектронными схемами и могу впихнуть массу электроники в один-единственный брусок Lego!

S: А как насчет программного обеспечения для твоих роботов? Его также пишут народные умельцы или же только специалисты Lego?

Ф: Да, конечно, «родное» леговское ПО существенно улучшилось, если сравнивать RIS 1.0 и RIS 2.0, но даже самые последние его версии не сильно подходят для продвинутых целей. Гораздо лучше работают операционные среды NQS, BrickOS, или PBForth, которые были разработаны энтузиастами из Lego-сообщества, и которые одновременно являются языками программирования для RIS. Кое-что в этом смысле поменялось к лучшему с появлением NXT, языка, разработанного программистами Lego и основанном на National Instrumets LabView – он действительно мощный! Но с моей точки зрения, программирование на основе графических символов слишком громоздко и утомительно для написания больших программ, так что альтернативным языкам, такие, как NXC или RobotC также найдется место рядом с NXT. Хотя, конечно, сам я не программист: как я часто говорю, мое любимое средство программирования – это паяльник!

S: Ты создал множество забавных, но практически бесполезных девайсов, таких, как метатель компакт-дисков об стену или робот, собирающий игрушечные бочки. Это можно рассматривать как проявление твоего чувства юмора, или как объекты кинетической скульптуры, подобные работам Калеба Ларсена или Эдварда Ивановитца?

Ф: Думаю, что с чувством юмора у меня определенно все в порядке, но это не главная моя мотивация. Мне просто нравится играть с новыми механизмами, создавать электронные гаджеты. Дискомет был темой конкурса, проводившегося среди посетителей форума по Lego Mindstorms, и для меня это было интересным механическим экспериментом. Робот, собирающий бочки, появился как пример использования моего лазерного целеискателя. Я иногда думаю, что пренебрег призванием учителя, – хотя, наверное, учитель из меня получился бы плохой, – отсюда подробные описания моих проектов, которые я выкладываю у себя на сайте. Кинетическая скульптура? Хм, возможно, но я не чувствую в себе художественной жилки…

Несколько слов о моделях, разработанных Philo. Некоторые из них имеют сугубо практическую надобность, как, например, роботы-сортировщики брусков Lego по цвету и размеру. Зато другие его создания в полной мере свидетельствуют о могучем авторском воображении. Среди них – «машина-гусеница», четырехколесный агрегат, катающийся по полу, одновременно складываясь и раскладываясь. Или «метатель компакт-дисков», разбивающий ненужные диски о стену с устрашающей точностью и мощностью – Фило специально предупреждает желающих повторить конструкцию у себя дома, что стрелять дисками по людям крайне не рекомендуется. Удивительный робот, лазающий вверх и вниз по крутым лестничным пролетам. А также подъемный кран-полиспаст, способный поднять на солидную высоту груз в сорок четыре килограмма – разумеется, также собранный исключительно из стандартных деталей, встречающихся в наборах Lego. Интересно, сами разработчики этих деталей когда-нибудь подозревали, что их продукция будет проверяться на прочность настолько грубо и бескомпромиссно?

S: Кстати, ты мог бы рассказать подробнее о конкурсах, в которых ты и твои работы принимали участие? Например, о The Great Ball Contraption?

Ф: Это не совсем конкурс, скорее его противоположность. Это совместный процесс, в котором каждый из его участников придумывает и создает модули, которые должны работать одновременно и передавать по цепочке игрушечные шарики из одного места в другое. Для меня гораздо интереснее решать проблемы, чем соревноваться.
 
S: Ты часто общаешься со своими коллегами по Lego-инжинирингу?

Ф: Довольно часто, на форумах, таких, как Lugnet или NXTasy. Также я получаю массу писем по электронной почте от читателей моего сайта. У меня много хороших друзей из FreeLUG, с которыми я встречаюсь в офлайне несколько раз в году.

S: Ты защищаешь свои креативные идеи авторскими правами? И как ты сам относишься к копирайту?

Ф: Конечно, нет. Я твердо верю в то, что идеи должны распространяться свободно и так широко, как только это возможно. Я буду очень признателен, если кто-нибудь позаимствует у меня одну из моих идей и поможет мне за это материально, но если этого не случится, я легко это переживу!

S: У тебя есть еще какие-нибудь хобби, кроме конструирования?

Ф: Должен заметить, что конструкторы Lego отнимают большую часть моей творческой энергии. Но еще я очень люблю фотографировать, особенно модели Lego, и запускать воздушных змеев.

Насчет фотографии Фило определенно поскромничал. Лего-моделист Филипп Хюрбэйн в определенных кругах известен также как любитель снимать большие панорамные фотографии, сочетающие в одном снимке обзор всех трехсот шестидесяти градусов, находящихся вокруг фотографа. Кроме освоения непростой фототехнологии Фило отличился на ниве фотоискусства еще и тем, что собственноручно собрал несколько полезных приспособлений, сильно облегчающих жизнь фанатам панорамной съемки. Мы думаем, ты уже догадался, какие именно материалы и из какого конструктора были использованы при их создании!

www.philohome.com

Журнал "Sync", март 2007.


Рецензии