Nike Air Force I. 25 Лет, Полёт Нормальный

Есть вещи, которые с течением времени перестают быть «просто вещами». Гитара Fender Stratocaster. Солнечные очки Ray-Ban Wayfarer. Предметы, значимость которых со временем вышла далеко за пределы их функционального предназначения. И дело даже не в удобстве пользования и не в совершенстве формы. Трудно описать причины, мы можем видеть только результат: превращение в символ своей эпохи и культуры, носитель глубоко осмысленной идеи. Все сказанное в полной мере относится к кроссовкам Nike Air Force 1, которым в нынешнем году исполняется двадцать пять лет.
Для того, чтобы понять, как баскетбольные кроссовки, коих в мире великое множество, заслужили себе право на юбилей, следует обратиться к философии компании Nike. Инновации – это не просто стремление разработать новый продукт. Это – желание соотнести его характеристики с требованиями тех видов спорта, для которых они предназначены, проявляя при этом максимум уважения. К спортсменам. К спорту. К людям и культурам, являющимся источником вдохновения для Nike.
В 1982 году источником вдохновения для дизайнера Брюса Килгора стал баскетбол. Этот вид спорта начал свое стремительное развитие одновременно с восьмидесятыми, превращаясь из обычного состязания в яркое, изобретательное спортивное шоу, в котором основными преимуществами игроков стали точность и скорость. В истории игры была открыта новая глава, и это событие потребовало радикальных перемен по части экипировки. Играть в новый баскетбол старыми средствами становилось все труднее.
Брюс взял на себя нелегкую задачу: создание проекта, который должен был стать определяющим фактором в баскетболе, как на игровой площадке, так и за ее пределами. В век технологий решающее значение имеет эффективность – ключевое слово для описания Air Force 1. Брюс Килгор создал спортивную обувь, гармонично сочетающую в себе функциональность и стиль. Эндорсерами Nike в то время были такие легендарные баскетболисты, как Мозес Мэлоун, Майкл Купер, Джамал Уилкс, Бобби Джоунз, Майкл Томпсон и Кельвин Натт, по достоинству оценившие отличия кроссовок Nike на игровом поле. Подчеркнуто сильная, прошитая горизонтальная подошва, подкладка для лодыжки, упрочненный носок и смягчающие вставки, сводящие на нет возможность случайной травмы во время игры – эти особенности быстро принесли модели Air Force 1 заслуженную популярность и уважение в среде профи.
Впрочем, не только профи. Футуристический для 1982 года дизайн и прочность обуви Nike скоро привели к тому, что на Air Force 1 обратили внимание деятели уличного баскетбола, играющие в него на бетонных площадках. Тест на прочность Nike также прошел без особых проблем. Продукт стал прочно ассоциироваться с атлетической культурой, олицетворяя для множества молодых людей раскрепощенность и спокойную внутреннюю силу. Обретавший все большую популярность хип-хоп разделял сходные идеалы: для всех, кому в реальном мире приходилось несладко, концепция Force символизировала не только игру на площадке – она символизировала стиль жизни.
Поскольку спортивный бизнес не стоит на месте, компания Nike приняла решение о снятии Air Force 1 с производства в 1984 году, чтобы заменить его на еще более технологически совершенные и удобные модели. Но произошло неслыханное до того событие: балтиморские магазины Downtown Locker Room, Cinderella Shoes и легендарный Charley Rudo’s Sports сделали официальное предложение возродить Air Force 1! В этот момент, скорее всего, и началось превращение модели в «нечто большее, чем обычные кроссовки». Правда, кто знает, как сложилась бы судьба кроссовок в дальнейшем, если бы не личность выдающегося баскетболиста Чарльза Баркли, который взял на себя роль не только представителя линии Force, но и ее основателя, спортсмена, с личностью и стилем игры которого отождествлялась спортивная обувь и одежда линии Force.
Сегодня, по прошествии многих лет, можно уверенно сказать: Air Force 1 не только оправдали ожидания, возложенные на них пользователями продукции Nike. Их концепция вдохновила множество молодых людей по всему миру выбрать спортивный образ жизни и позитивный взгляд на мир. Именно поэтому, в год двадцатипятилетнего юбилея Air Force 1 компания Nike, наряду с римэйком классической модели, запускает в производство Air Force 25 – трибьют легендарным кроссовкам от дизайнера Трейси Тиг. Современный эквивалент Air Force 1 будет сочетать в себе классический дизайн с продвинутым комфортом и прочностью, обеспечиваемой технологиями Max Air и Zoom Air. Именно так, с точки зрения Nike, сегодня можно выразить идею, заключенную двадцать пять лет назад в Air Force 1 – стремление стать лучше и победить.

Журнал "Trendy MAG", апрель 2004.


Рецензии