Спиридоныч

Памяти Николая Спиридоновича Репкина

В те времена,когда люди были снисходительны друг к другу.И при встрече сказав вслух подобострастно:
-Здравствуйте!
Не думали про того же человека,пряча мысли в голове своей:
-Щоб ты сдох,паучье вымя!
Когда солнце светило приветливей и ярче,оттого и веснушек было на лицах,как семечек в подсолнухах.Что росли у деда Прокопа,соседа нашего соседа через два дома по правую сторону,если смотреть из кухни в окно на закат.
Когда старики безо всяких синоптиков знали,какая погода будет завтра,а какая через месяц.А стада на сочных пастбищах были многочисленнее,а скотина тучнее.
Когда бабы у колодцев,как сейчас у магазинов,собирали сплетни маленькими лукошками.А не то,как теперь,что порою и вагона порожнего случается не хватает.
Когда были головы в правительстве,которые не забывали не токмо про то,чтобы пуховую подушечку положить под свои тугие зады,но и про то,чтобы нет-нет да и дать возможность заработать простому люду мелочишко на молочишко.
В ту пору был у меня друг закадычный по имени Спиридоныч.
На Илью-Муромца похож он не был.Но стать имел для своих 65-и щегольскую.И выходил в свет не иначе как в начищенных до зеркального блеска хромовых сапогах и замшевом картузе,апельсинового цвета,залихватски надвинутого набекрень.А когда бывал под шафе,то мог зубами своими,белыми,да ядреными в два полных ряда,так заскрипеть,что мурашки по телу разбегались в разные стороны.А лошадей,коли случалось таковым мимо проезжать,отторопь брала и ноги у них враз отнимались.
Шибко хвалить его не стану,не любил он этого.Да и кто из нас,из смертных достоин того,чтобы славили его без устали и прочили в кумиры.
Простой он был,обычный.Один из тысяч,на которых Русь держится.Но которые этого не понимают,а если и догадываются,то приисков золотых себе за это не требуют.
Жил,как все.Работал,как все.Всю жизнь от зари до зари.И имел за все про все почетную граммоту за доблестный труд на благо отечества,которую ему вручили во время проводов на пенсию.
Что и было ценного у него,так это память.Дороже памяти может быть только здоровье.Но здоровье в такие годы примерно у всех одинаковое.Если и крепок кто с виду,то крепость та,как у яблока в уральские морозы.На улице он свеж и румян,а занеси домой в тепло,разомлеет вскоре,сникнет розовость на щеках,осунется весь и тут же все болячки наружу и повылазают.
А память нет.Она у всех разная.Это как повезет.У иного взрослого бывает острее,чем у школьника.У Спиридоныча она была ну просто феноменальной.Всё помнил.И рассказать умел гладко,без сучка и задоринки.Как вода в ручейке по круглым камушкам,речь его текла.
Бывало примет на Пасху или еще на какой праздник,а иногда случалось и с устатку,стаканчик,другой,возмет свою старенькую мандалину,еще от прадеда доставшуюся,и начнет на грусть давить:
-И в Омке есть,и в Томске есть,моя любимая...
Потом махнет рукой и скажет:
-Нет причин для печали у солдата!
И станет веселые истории рассказывать,да прибаутками сыпать,которых знал он великое множество.Слушай-не переслушаешь.Всем нравилось.И завсегда просили,чтоб еще чего-нибудь рассказал.
Человек он был подвижный и на выдумку мастер.Много с ним в жизни историй всяких приключалось,хоть книгу пиши.Но в историях тех щекотливых часто были замечены девицы иные,которые теперь и преклонных лет уже,но рассудок здравый имеют и пользуются в своих семьях почтением.И обидеть их невзначай не хотелось бы очень.
Про себя же могу сказать.Доводилось ему выручать меня,да не раз.Как-то даже ездил он на своем коньке-горбуньке(так он свой мотороллер с кузовком называл)за мной в Иерусалим.Правда о том рассказывать-места здесь маловато будет.Да и не время еще.Я всегда говорю любопытным,подождите чуток,пока гриф "Секретно" снимут.
Быстро летит время,ох как быстро.Почитай уже годков двадцать,как нет его на этом свете,а вроде как вчера помер.
Уходят люди,уходят понемногу.Всё меньше и меньше свободного места за кладбищенской оградой.Рядками кресты,да звёздочки.Звёздочки,да кресты.
На его могиле березка,высокая,стройная.Склонилась ветвями и росу листочками с мраморной плиты, будто слёзы ,вытирает.А Спиридоныч с фотографии на памятнике бодро так улыбается,как при жизни.Словно говорит без слов:
-Не печальтесь,други,не тужите о разлуке.Господь милосерден!Пожалеет наши души грешные.Может тогда и свидемся еще в раю,как знать.На всё Божья воля!


Рецензии
Красивое и интересное повествование. Характеры, судьбы...
Спасибо Вам))

Виктория Полякова 2   03.06.2009 10:06     Заявить о нарушении
Благодарю за внимание!

Валерий Гельмель   03.06.2009 14:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.