К моим читателям
Иногда меня упрекают в отсутствии стержневой жизненной установки, требуют пояснить: «Кто я? Музыкант? Искусствовед? Поэт? Педагог?». Мне не легко однозначно ответить на этот вопрос.
Я всю жизнь ощущал на себе дыхание трех прекрасных богинь: богини музыки Эвтерпы, богини исторической науки Клио и богини поэзии Эрато. Без этих трех моих возлюбленных я лишусь своей индивидуальности. Мне необходима каждая из них, любимых.
Может быть, поклонение древнегреческим богам одобряется не всеми ортодоксальными православными. Умные блюстители христианских канонов не найдут здесь ничего предосудительного. Восхищение Аполлоном не чернит образ Христа.
Признаюсь, что, оставаясь поклонником Эвтерпы, Клио и Эрато, я иногда бываю заурядным шутником, балагуром, даже трепачом, и в эти минуты никто не скажет, что перед ним автор лирических стихов, серьезных научных статей и книг, что этот улыбчивый болтун записал на гобое божественную музыку.
Есть люди, которые, не сделав в жизни ничего путного, никогда не опускаются до уровня трепача, всегда кажутся значительными особами и убеждены в своей исключительности. Я завидую таким людям.
В моей книге Вы найдете и стихи, и обращение к истории. Историческая наука для меня – та же музыка, тоже пение души. И неспроста некоторые статьи в моей новой книге имеют ремарку: «Моей покровительнице богине Клио посвящается».
Мать всех девяти муз – богиня памяти Мнемосина. Она заслуживает особого поклонения. Ведь без памяти невозможно служение искусству.
Память художника любой творческой профессии хранит и отражает «следы-зарубины», оставленные пережитыми впечатлениями. Без обращения к этим «зарубинам» творчество невозможно. По моему мнению, чем больше художественных впечатлений пережил музыкант или поэт, тем богаче его творческая память и, как правило, продолжительнее его творческая жизнь.
Р. Штраус написал Дуэт-концертино для кларнета и фагота в сопровождении струнного ансамбля и арфы, когда ему исполнилось 83 года. К. Сен-Санс в возрасте 86 лет создал три гениальных сонаты для различных духовых инструментов. Я неоднократно играл Сонату К. Сен-Санса для гобоя и фортепиано D-dur, op.166 и каждый раз удивлялся юношескому восприятию жизни этого замечательного композитора.
Больше всего на свете я боюсь утратить память прежде, чем остановится сердце.
В моей новой книге девять статей, в которых отражен опыт моей жизни. Здесь мои мечты и помыслы, надежды и разочарования, улыбки и слезы, все, что исторгнуто сердцем, все, что хранится в памяти.
Мое увлечение последних лет – «Сюита стихов в тональности японской хокку». Сюда вошли избранные трехстишия, опубликованные в трех ранее изданных сборниках. Главная моя задача – по мере сил отразить музыкальность, свойственную японской поэзии.
Вы можете спросить, что заставляет меня вкладывать столько труда, здоровья и денег ради создания книг, которые, возможно, и читать-то никто не будет? Разумеется, не только тщеславие, хотя доля этого порока имеется и у меня, как у всех людей. Основной стимул творчества – желание отблагодарить моих любимых муз – Евтерпу, Клио и Эрато – за радость, которую я получаю в общении с ними. И, если эти богини вдохнули в меня искорку творческих способностей (может быть, всего лишь потребностей), то я должен быть им за это благодарен. Пусть моя книга станет для них подарком. Как приятно делать подарки любимым!
С уважением Евгений Федоров
18.03.2006
Свидетельство о публикации №209032500130
…Тогда Женя Федоров и не догадывался, что чуть больше чем через год страшная война закончится, блокадные ребятишки (те, кто выжил) избавятся от вшей и вдоволь наедятся — страна начнет медленно приходить в себя. А еще через несколько лет он поступит в Ленинградскую консерваторию по классу гобоя, станет знаменитым музыкантом, много лет будет солировать в Новосибирском симфоническом оркестре, первым в Сибири исполнит сольные музыкальные пьесы на английском рожке.
Потом, на пенсии, переедет на амурскую землю — в Благовещенск, где проживет до 2011 года. А летом 2012 года его письмо из военного прошлого, фотографии — немые свидетельства необычной, насыщенной жизни — окажутся на помойке, никому не нужные…
Уникальные документы, рассказывающие о судьбе неординарного человека, совершенно случайно нашел житель Благовещенска, а заодно и коллекционер Евгений Рязанов.
— С племянником катались на велосипеде возле кондитерской фабрики, смотрю, куча книг лежит у контейнера — мимо такого я проехать не смог, — рассказал молодой человек. — Положил все в рюкзак, а когда дома разглядел находку, то даже своим глазам не поверил. Документы, старинные фотографии, письма военные. Наверное, новые хозяева квартиру освобождали и все выбросили, посчитав за хлам.
— И тогда, и сейчас мне просто повезло, — смущается парень. — Но я рад, что удалось спасти документы и фотографии этого замечательного человека. Ведь только я сложил фотоальбом в рюкзак, пошел сильный ливень, который бы все уничтожил.
В ближайшие дни Евгений Рязанов собирается передать все документы своего тезки-музыканта в Амурский областной краеведческий музей, чтобы память об этом интересном человеке, который в детстве встречал Анну Ахматову и был знаком с Дмитрием Шостаковичем, сохранилась.
Кстати, во время подготовки этого материала мы открыли еще одну памятную страничку жизни Евгения Евгеньевича Федорова, на этот раз электронную, которая не боится дождей. Оказывается, известный музыкант достаточно долго увлекался сочинительством. Его стихи, научные статьи, мемуары можно прочитать на популярном литературном сайте proza.ru/avtor/evgevg
Хочется закончить этот материал словами самого Евгения Федорова — цитатой из его рассказа «Моя жизнь в блокадном Ленинграде»: «Я удачливый, счастливый человек: почти всю жизнь занимался делом, которое люблю больше всего на свете, — музыкой».
И так хочется, чтобы память об этом замечательном человеке, который так любил музыку, жизнь, не исчезла.
Кстати, посмотреть все находки Евгения Рязанова, в том числе и последние, касающиеся музыканта Евгения Федорова, можно «В клубе коллекционеров, кладоискателей и краеведов Дальнего Востока» на сайте antikvarovnet.ru
Амурские Сетевые Литераторы 24.10.2015 15:04 Заявить о нарушении