Пролог

Н.Тертышный




Пролог.

…В ожидании проповедника паломники собрались у его шалаша на берегу реки на обычном месте и расположились, кто присев прямо на землю, кто, стоя, тихо переговариваясь и поглядывая на поднявшееся в мглистой пелене красноватое солнце. Несколько выделялась особицей странники, видом изрядно изнурённые дорогой, в серых ветхих одеждах, смиренные и молчаливые. Чуть в стороне объявилась группа женщин в богатых платьях в сопровождении слуг. Вот по толпе волной прокатился шумок и тотчас на берегу появился Иоанн, большой, резкий, возвещающий о себе властным голосом и твердой походкой. Он был худ, строен, но мускулист и непременно выделялся в толпе поклонников своим торсом, чуть прикрытым с одного плеча длинношерстной овчиной. Призывая в проповедях к скромности и умеренности, сам он жил совершенно ничтожным пропитанием, полагаясь лишь на воспитанную долгими бдениями выдержку и природой подаренное здоровье. Горящий лучистый взор его пронзительных глаз заставлял юношей и женщин трепетать перед признанием в нём неведомой силы и не по возрасту явной умудрённости. Всегда оглядывая собравшихся, он словно высвечивал этим взором потёмки душ, заставляя простодушных ещё прямее и зачарованнее всматриваться в него, а грешников ещё пуще прятать глаза и ниже склоняться пред ним.
Пройдя вдоль берега в самую гущу собравшихся, он шагнул в воду, зачерпнул большими загорелыми руками изрядно воды и, швырнув её брызгами вверх, мокрыми ладонями энергично пригладил волосы, начиная с головы и заканчивая запущенной бородой. Затем, повернувшись к ожидавшим его людям, заговорил громко и убедительно о близкой каре Божьей, о надвигающейся расплате, о гибели человечества.
- Вы, погрязшие в чревоугодии и страстях, утратившие великое предназначение своё, уподобившиеся прожорливым свиньям, что сделали вы для спасения своего, какими благими делами проторили путь свой к Богу нашему всемилостивейшему и всепредержащему? Чему научились в жизни кроме сладострастия…? Я призываю вас, грешники, оставить на берегу всё своё прошлое и войти в реку с мыслью очистить тела свои, души и помыслы от скверны грехов и мерзости неправедных поступков. Я омою вас этой живой влагою и научу воздержанности и скромности, научу довольствоваться малым и быть счастливыми. Оставьте тщетные помыслы о стяжательстве одежд и злата, ищите сокровища в сердцах своих, в единении, в дружбе. Я призываю вас к братству, к спасению…! Я жду вас…
Он широко распростёр руки, обращаясь к толпе, и сделал шаг навстречу. Безмолвная до того масса колыхнулась, чуть зашумела и с плеском пошла в воду. Иоанн, окропляя первых приблизившихся, продолжал:
- Забудьте свои устремления к стяжанию. Вспомните, где злато и сокровища ваших предков и царей? Была ли кому польза в них? Принесло ли то покой и счастье в сердца? Всё прахом ушло в песок времени. Рознь и зависть друг к другу ныне гложет вас. То ли ещё будет, если не очистите души, не отвернётесь от пагубы накопительства и чревоугодия непомерного. Станьте братьями друг другу пред лицом грядущих испытаний…
В это время группа богатых женщин тоже придвинулась ближе, намереваясь войти в воду. По толпе прокатился говорок:
- Это же она… Иродиада, жена брата правителя…! Тоже грехи надумала смыть…
Неожиданно Иоанн сделал несколько шагов им навстречу и угрожающе воздев руки над головой, возопил:
- А ты, сатано, дьяволица в образе девы, изыди прочь! Не вноси грязи своей в дело наше, в омытые души наши! Твой грех не отмыть ни живою водой нашей реки, ни кровью сотен жертвоприношений! Гореть тебе смертным огнём за дела твои, за прелюбодеяния! Прочь с дороги нашей, семя дьяволово…!
Женщины, остановленные проклятиями проповедника, на миг застыли пристыженные, обратив взоры свои к дородной красавице, возглавлявшей группу. Та, зыркнув гордо поверх голов на Иоанна, бросила сквозь зубы зло с угрозой:
- Ты плохо кончишь, невежа…, – и, развернувшись, быстро увела своё окружение к дороге, где их поджидала пара повозок, запряжённых лошадьми.
В этот момент с другой стороны к воде подошёл стройный молодой человек. Люди тотчас перевели своё внимание на него. Что-то было особенное в его фигуре, в изрядно поношенной, но опрятной дорожной одежде, в волнистой мягкой бороде, обрамляющей чистое открытое лицо, в приветливом взгляде, в движении рук, в изящном повороте головы. Сей приветливый муж чуть помедлил у края тихой волны, затем осторожно коснувшись босой ногой воды, словно заскользил над поверхностью, легко и бесшумно шагая к Иоанну. Толпа ахнула и безмолвно застыла. Подойдя к проповеднику молодой человек плавно опустился с ним наравне в воду и низко поклонился:
- Прими, Учитель, сына Божьего под сень свою, не откажи…
Иоанн, ничуть не смутившись, мгновение молчал, с достоинством принимая новоявленного поклонника своего, затем, воздев руку к небу, другой коснулся плеча его.
- Наконец-то! Свершилось, братие! Вот долгожданный миг пришествия того, кого предрекали наши пророки, кого прорицали с трепетом, ожидая чуда его, силы его и праведности! Мне ли Тебя принимать под ветхий кров свой? Мне ли кропить водой из святой реки нашей голову светлую Твою? В пору нам всем просить милости у Тебя, силы Твоей, защиты Твоей, Спаситель…
С этими словами Иоанн низко склонился, припадая лицом к рукам Его. Очарованная толпа безмолвно, как по команде, опустилась в воду на колени. Небо в этот миг раскрылось шире и выше, словно пропуская ближе к земле солнце, к тому времени налившееся густым жарким шаром.

…В опочивальне было сумеречно и прохладно, хотя сквозь ткань алькова веяло теплом от светильников, расставленных вдоль стен. Лишь ложе из атласа хранило тепло тел, разгорячённых любовной истомой.
- Тебя вновь видели со свитой далеко от города на реке среди бездельников, горланящих о какой-то обновлённой вере? – спросил будто бы между прочим Антипа, переведя дух, и давая понять, что у него доброе настроение.
Иродиада, чуть отстранившись, поправляла волосы, непослушной волной выскальзывающие из рук.
- Твоим соглядатаям больше нет дела, как следить за неверностью жён и мужей...
- Ты должна понимать, что дело здесь совсем не в изменах в браке и вообще не в постели…, - Ирод многозначительно давал понять, что вполне осведомлён о намерениях своей любовницы. - Эта нищенствующая братия берётся от имени Бога прощать грехи. Не это ли и тебя манит уж который раз участвовать в их мистериях? Я не дурак и вижу, тебе в тягость наша затянувшаяся связь. Оставь всё на волю случая. Что тебе ещё надо? Или ты всё не прощаешь мне первого раза…? Но я всегда беру силой, и признайся, теперь нам хорошо вместе…
Последнее послышалось скорее вопросом, и она, скрывая усмешку, ответила серьёзно:
- Там… у реки людям действительно хорошо, они ищут спасения, и, кажется, уже нашли его. Их женщины просто любят и рожают любимых детей, они трудятся, как того требует жизнь, а желание славы и богатств они просто оставили для таких как мы…
Он внимательно посмотрел на неё, пытаясь заглянуть в глаза.
- Ха, да ты влюблена в этого голозадого пророка! Признайся…?
- По всем меркам, нужно признать, видом, как мужчина, ты проигрываешь ему, - она кивнула на его покатые плечи без мышц, словно у женщины под слоем жирка.
Он обиделся, но виду не подал.
- Пора этого праведника попробовать на прочность железом. Посмотрим, как согнёт его мой палач в подвале. Куда денется его спесь под кнутом…
Иродиада задумчиво поглядела в ответ и проговорила, словно себе самой:
- Вот то же самое и я ему сказала…

…Пришли за Иоанном ночью, небольшим отрядом легионеров нагрянув к реке, переполошив паломников, отваживающихся ночевать неподалёку от шалаша праведника. Услышав шум, Иоанн сам выбрался из своего жилища и, успокаивая подвижников, с достоинством позволил солдатам увести себя…
Три дня спустя, избитый в кровь, с цепью на ногах, он стоял пред Иродом.
- Бродяга, мне надоело выслушивать доносы о том, как ты поносишь моё имя своим праздным и зловредным языком. На моих плечах забота о народе…! На твоих же вонючая козья шкура…, но ты посмел равняться со мной и осуждать мои дела, о коих не имеешь и малейшего понятия…! Что можешь ты, прозябая в ничегонеделании, воздевая беспомощно руки в небо, сотрясая нечёсаной бородой…?
- Я учу добродетели и послушанию тот народ, о котором якобы твои великие заботы…, и на мне нет крови младенцев и слёз обездоленных вдов…, – отвечал глухо пленник, с трудом разлепляя разбитые губы.
- Но у тебя нет и построенных храмов и городов! Что могут твои руки попрошайки? Лишь твой язык…! О, этот ядовитый кусок мяса у тебя во рту! Вот за него ты и поплатишься головой. Тебя можно было терпеть, если бы ты, воспевая безделье, довольствовался славою аскета, но ты взялся осуждать не тобой предопределённую жизнь…
- Ты говоришь о твоих городах…, но счастлив ли народ в их каменных склепах? Сыт ли? Не болеют ли обездоленные дети, не мрут ли раньше срока старики…? Правом великих отцов я осуждаю тебя за глумления над моим народом, над его традициями и законом его. Правом рода своего я посылаю проклятия на твою безродную голову! И никакие каменные храмы не перевесят грехов твоих. Время разрушит их в пыль, если величие веры истиной не посетит их. Твой город обезлюдит от разврата и пороков, как только последний праведник отвернётся от него…
- Ты много возомнил о себе…, довольно! Я обещаю, тебе отсекут голову…! Уведите его! – Антипа задыхался от ярости.
Иоанн уходил, придерживая руками громыхающую цепь, гордо приподнимая голову. Посечённая кнутом спина его была покрыта коркой запечённой крови…
« И этого оборванца народ почитает за пророка…! Во что они верят? Чего им не хватает, бездельникам…? Ничего, отсеку голову, присмиреют…» – Ирод медленно отходил от бешенства…


Рецензии
Иродиада обозлилась на Иоанна Крестителя, желая ео убить, действительно, когда узнала, что Иоанн сказал Ироду, что не должно ему иметь ее женою, (до того она была женою его родного брата Филиппа. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла). Но сам Ирод, насколько известно из Библии, не желал смерти Иоанна, хотя заточил его в темницу. "20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его"(Еванегелие от МАрка). Публикация интересная и написана по-моему хорошо. ТОлько вот небольшая художественная неточность, но автор, насколько я понимаю, в данном контексте не претендует на точность библейскому тексту.

Натюз   02.05.2009 15:48     Заявить о нарушении
Вы правы. Если совсем кратко, то повесть - своеобразный пересказ евангельской истории. Затрагивая в творчестве эту великую тему, осмеливаюсь предлагать читателю свою интерпретацию тех событий.

Николай Тертышный   04.05.2009 00:20   Заявить о нарушении
Понятно. Хотелось бы услышать Ваше мнение на мои миниатюры, в основе которых тоже библейский сюжет, конечно, если Вам это будет интересно. С пожеланием творческих побед и открытий.

Натюз   04.05.2009 12:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.