О национальном самосознании евреев

     Вопрос национального самосознания евреев меня очень волнует.
     Важно разобраться, как же так произошло, что декларируя дружбу народов, равные права
  всех наций и народностей, проживающих в СССР, фактически много лет проводилась
  политика   на ассимиляцию евреев, их исчезновение, как самобытного народа, имеющего
  свою древнюю историю и культуру.
     Язык, искусство,религия, их национальное достоинство фактически сведены к нулю.
     (Здесь рассматривается этот вопрос относительно евреев, проживающих во многих
  регионах Союза).
     Биробиджанская область оказалась изолированной, за её пределы мало что выходит.
     Выросшее за годы Советской власти поколение, а тем более, вступающая в активную
  творческую жизнь молодежь, не знает ни своей истории, ни культуры, ни языка (интересна
  в этом плане статья в "Кировоградской правде", - Без мови нема народу).
     Объективно говоря, это странная категория лиц, выросшая в Союзе, но не имеющая 
  истинных прав граждан тех республик, где они родились и выросли, так как в их паспорте
  имеется пятая графа, а это во многом омрачает их жизнь и не дает на равных
  конкурировать, стремиться максимально выложиться,чтобы достичь новых высот в жизни 
  ( неважно - это работа или общественная деятельность).
      Эта скрытая от посторонних глаз дискриминация морально очень больно отражается на
  жизни евреев; чувствуешь себя человеком второго сорта, ощущение такое, будто ты пришел
  в кинотеатр и занял место не в своем ряду, в любой момент появится хозяин и попросит
  освободить; постоянная тревога, что тебя терпят только потому, что ты работаешь за
  двоих, иначе тебя просто бы не взяли и т.д.
      Конечно, здоровая конкуренция всегда была и будет для всех работников, независимо
  от их национальной принадлежности, потому что именно в этом суть прогресса, движения
  вперед.
      Есть,правда,сферы человеческой деятельности, например, искусство,шахматы,наука,
  где по "блату"не достигнешь высот, но даже и здесь, читая выступления Каспарова,
  Розенбаума, Корчного понимаешь,как отрицательно на их судьбе и творчестве сказалось
  их еврейское происхождение: один поменял фамилию, другому было предложено сделать
  тоже самое, третий был вынужден эмигрировать.
      Но вернемся назад и дадим характеристику современному еврею, проживающему   
  в СССР. Пишу слово еврей и самому не по себе. Прожив 50 лет,я очень редко встречал 
  его в печати, в разговоре, в радио и телепередачах. Некоторые просто не могут это 
  слово выговорить. На доме в Киеве,где проживал народный еврейский писатель
  Шолом - Алейхем, висит мемориальная доска с надписью: -" В этом доме жил великий
  писатель Шолом -Алейхем". Слово еврейский куда-то улетучилось, исчезло.
      Мемориал в Бабьем Яру, - до 1985 года нигде не упоминалось о том, что здесь
  произошел геноцид, уничтожены фашистами десятки тысяч женщин, стариков, детей
  только потому, что они были евреями.
      На партийном собрании часто можно слышать такую фразу: "Присутствуют 75 
  украинцев, 40 русских, прочих 17 (среди прочих 1 молдаванин, остальные евреи, но
  сказать об этом открыто у партсекретаря язык не поворачивается).
      Не потому ли наши дети с ужасом ждут того момента, когда их национальная
  принадлежность будет официально зарегистрирована в паспорте. Дочь моего друга
  заявила,что хочет быть записанной кем угодно, только не еврейкой, и если родители      
  ей не помогут, она наложит на себя руки.  Тут есть над чем задуматься?!.
      Та политика национального унижения, о которой я говорил выше, принесла свои
  горькие плоды. Акция на Михаэльса,- это преднамеренное, заранее спланированная
  операция по уничтожению самой возможности приобщения евреев к их самобытной культуре.
       Разве это не позор - люди, имеющие древнейшую историю, сохранившие свою
  национальную самобытность, несмотря ни на какие исторические катаклизмы,встававшие
  на их пути, стесняются своей национальности, пугливо оглядываются, когда встречаются
  вдвоем, втроем, стыдливо отводят глаза, называя свою фамилию.
      Почему-то любая общность людей еврейской национальности всегда у нас была
  запретной, какую-бы безобидную направленность она не имела. Сразу приклеивался ярлык
  сионизма. Почему?  Ведь в Канаде и других странах существуют и действуют общества
  украинцев,русских, латышей и т.д., представитель украинской диаспоры в Канаде был
  приглашен в Киев, в своем выступлении он отметил, что Советская Украина много для
  них значит, в части сохранения своей национальной самобытности, культуры, языка.
  Присутствующие на торжестве коммунисты громко хлопали этому выступлению, но подобные
  культурные объединения евреев в самом Союзе - персона "нон грата".
      Теперь несколько слов об еврейской автономной области,- Биробиджане.
      По статистическим данным процент проживающих в этой области евреев очень мал, по
  сравнению с теми, кто проживает вне её и в сравнении с коренным населением этого
  края, так что отражать интересы всех евреев, проживающих в Союзе, она не может.
      Искуственно созданная область не стала культурным центром всех евреев, населяющих
  страну. Издаваемые здесь газеты и журналы, если и распространяются по Союзным
  республикам, то читать их могут только люди пенсионного возраста,т.к остальные
  просто не знают языка.
      Самодеятельный еврейский театр только недавно начал гастролировать и даже весьма
  успешно, скажем, в Штатах, а вот в Украине его не видели, не хотят его сюда
  приглашать. 
      Ведь надо было бы признать, что и в Украине живут евреи, а не безликие тени.
      Писатели, поэты, пишущие на идиш нам не известны, их переводы на русский и
  украинский языки редко попадают к читателю.
       Хотя в Союзе проживает больше евреев, чем молдаван, телевидение настолько редко
  предоставляет им время, что можно сказать, вообще не предоставляет, молдавскую
  музыку и передачи часто слышишь и видишь, еврейскую - нет!
       Я родился в городе Первомайске Николаевской области, мать и отец из этих же мест.
       Окончил школу в городе Николаеве, где изучал на равных украинский и русский 
  языки; учился в Челябинском политехническом институте, после окончания работал на
  ЧТЗ, так что же во мне еврейского: облик, кровь, воспитание, гены - что-то видно есть,
  если меня отличают от других?
       Но, как образно выразился польский писатель Ю.Тувим, еврейская кровь, это не та
  кровь, которая течет в жилах (она у всех людей одинаковая), а та, которая течет из
  жил.
       Запись в паспорте (5 графа) стала в настоящее время основой дискриминации, её
  повторяют во всех практически документах, даже при записи в библиотеку.
      
       Я ни в коей мере не хочу отказываться от своего еврейского происхождения, но я
  должен иметь право быть евреем, гордиться своим народом, тем вкладом, который он
  внес в победу над нацизмом, в развитие мировой культуры, науки, искусства,
  социальное развитие общества.
      
       Если этого сейчас нет, дайте мне право быть тем, кем я сейчас являюсь на самом
  деле: гражданином страны, где я родился и вырос, полноправным человеком, а не изгоем
  (по паспорту), а моя национальная принадлежность,- это дело моей совести (раннее
  вероисповедания).
       Иного справедливого решения данного вопроса в ближайшем будущем я не вижу.   
   
                июнь 1987 г.
         
               

            







                               

    


Рецензии
" политика на ассимиляцию евреев " - Обращаю внимание на это словосочетание. Автор видит только политическую составляющую, напрочь исключая такие понятия как любовь, когда еврей влюблялся в немку, русскую, украинку и т.д. или когда еврейская девушка влюблялась в испанца, немца, грузина и т.д. Семьи, созданные на основе любви, были крепки, зачастую в них сохранялись традиции и еврейской национальности тоже.

"Вопрос национального самосознания " - я русская, но наши сыновья, а потом и их дети в 5 графе заполнили национальность - Еврей! Еврейка! , считая, что национальность определяется по мужской линии, по отцу, давшего фамилию. Первым в бой за своё право вступился старший сын, которому паспортистка дала рекомендацию записаться русским. Живёт и ничто ему не мешает жить достойной жизнью.

Вспомним историю о Аврааме. Авраам — ветхозаветный патриарх. Считается родоначальником евреев, aрабов и арамеев.

Не буду говорить о многом... Есть историческая ошибка - материнская линия. Надо просто помнить о первых нееврейских женщинах и не мудрить,
не плакаться.
Надежда.

Надежда Опескина   07.12.2013 11:32     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.