Моральные кодексы правящих элит как источник...

Печатная версия:
 Гуреев, М. В. Моральные кодексы правящих элит как источник социокультурной динамики // Материалы Первой научно-практической конференции молодых учёных-гуманитариев / под ред. Е. В. Амосовой, М. Н. Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. – 100 с. – С. 27-31.


Рецензии
У каждого общества на определенном этапе развития возникает общезначимый идеал. В некоторых случаях идеал – персона, чаще это отвлеченный идеал человека, на которого следует равняться и которому надо подражать. Римляне сделали идеалом своего первого императора – Октавиана Августа, а когда он умер, его заместил следующий. В Англии общезначимым стал идеал джентльмена, в Византии был идеал святого, в Китае – просвещенного крестьянина, грамотного, читающего философские книги. Однако все это характерно для фазы расцвета общества, когда главным становится императив «будь таким, как я». Россия сегодня переживает другую фазу. Гумилев метко назвал ее фазой надлома. Сегодня торжествует императив «Дайте жить, гады!» В этих условиях правящие элиты утратили моральный авторитет и не способны быть «проводниками моральнотворческой деятельности».

Петр Елагин   28.03.2009 20:53     Заявить о нарушении
А вот и не соглашусь с тем, что "все это характерно для фазы расцвета общества". Если вспомните такое учение, как конфуцианство, то создавалось оно именно в период гражданских шатаний и постепенной утери политическими "элитами" своего авторитета. Конфуций сформулировал одну из наиболее значимых мировых идеологических систем, причем подкрепил своим личным жизненным примером. К тому же, сама логика говорит в пользу обратного: если в жизни общества всё замечательно, то зачем, спрашивается, ему нужны дополнительные новые нормы морали или реорганизация старых? О морали, как и о здоровье, начинают говорить тогда, когда человек или общество заболевают или уже болеют.

Максим Гуреев   30.03.2009 18:29   Заявить о нарушении
Не важно когда жил Конфуции. Пусть даже "в период гражданских шатаний и постепенной утери политическими "элитами" своего авторитета". Школа Конфуция была только одним из многих направлений в интеллектуальной жизни Воюющих Царств, в период, известный под называнием Сто школ. По настоящему Конфуцианство сложилось, начиная с Ханьской эпохи Конфуцианская идеология стала господствующей, когда Первая Ханьская династия переживала свой расцвет.

Петр Елагин   01.04.2009 21:07   Заявить о нарушении
А как вы смотрите на то, чтобы сформулировать по-другому: "Первая Ханьская династия" переживала расцвет именно тогда, когда конфуцианская идеология стала господствующей?

Максим Гуреев   02.04.2009 16:12   Заявить о нарушении
В общем, Вы наверное правы. Можно и так сказать. С другой стороны Конфуций жил в мятежную эпоху. В такие времена бывает избыток индивидуалистов, и каждый считает себя Конфуцием, Александром Македонским или Наполеоном. И все они, заметьте, желают изменить существующий порядок вещей. Каждый дружинник хочет быть не только оруженосцем князя, но и Ромуальдом или Бертраном, каждый монах не только произносит тексты Писания, но и комментирует прочитанное, рискуя быть обвиненным в ереси. Императив этой эпохи «Будь самим собой!» Стоит ли говорить, что все это выливается в кровавые столкновения в которых чаще всего и гибнут индивидуалисты-пассионарии. Когда их число сокращается, побеждает реакция, а именно стремление к ограничению распрей и убийств. Вот тогда то общество и вспоминает о нормах морали. В это время начинает процветать трудолюбивый обыватель. Как говорили во времена Августа «золотая посредственность». В обществе устанавливается закон и порядок, поддерживаемые обычаем, а не силой.
Возникает вопрос. Только ли правящие элиты бывают источником социокультурной динамики? Если Конфуция, хоть и с натяжкой, еще можно считать правящей элитой, то как быть с Лютером или Сократом, который, как известно, был сыном каменотеса и повитухи.

Петр Елагин   02.04.2009 19:35   Заявить о нарушении
Всегда приятно пообщаться с образованным умным человеком.
Нет, разумеется, не только правящие элиты бывают источником социокультурной динамики. Просто данный социально-политический слой мне был наиболее интересен для исследования. Да и сама мораль, как мы знаем, не всегда насаждается, что называется, "сверху" (как, например, в СССР был в буквальном смысле слова "насажден" "Моральный кодекс строителя коммунизма", 1961). В ряде случаев она, наоборот, идет "снизу" социальной пирамиды. Кстати, нынешние политические "элиты" - это кто? В большинстве случаев как раз-таки выходцы из не таких уж и элитных привилегированных семей. Мы живем далеко не в эпоху царских многопоколенческих династий с соответствующим элитным уровнем культуры.

Максим Гуреев   03.04.2009 13:34   Заявить о нарушении
Спасибо на добром слове. Вы занимаетесь очень важным и крайне интересным исследованием. Искренне желаю Вам успехов на этом поприще. Полностью разделяю Ваше мнение по поводу нынешней верхушки общества. И все же не могу понять, каким образом погрязшая в коррупции и скандалах правящая элита, может наставлять народ на путь истины? В Израиле, например, президент обвиняется в изнасиловании. Главу МИДа через два дня после вступления в должность тащат к следователю давать показания по уголовному делу. Редкий американский президент не оказывается в центре громкого скандала. Власть утратила моральный авторитет. Однако с помощью СМИ, оставаясь как бы за сценой, может навязывать обществу те или иные моральные установки.

Петр Елагин   03.04.2009 21:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.