Убивающая голодом мама

За несколько часов перед смертью Антон плакал и попросил хотя бы крошечку хлеба, но его мама Юля сказала: «Отвали!»

Почему Юля перестала кормить собственного ребенка? Быть может, из мести, потому, что с ним она оказалась не нужна мужчинам. Бабушка и дедушка еду для внука просто жалели.
По молчаливому уговору родственники привязывали малыша металлическим тросом - чтобы он не мог «утаскивать» еду со стола и из холодильника, и общими усилиями заморили Антона голодом...

Из материалов судмедэкспертизы:
«…труп на вид 3-4 лет. Длина тела 102 сантиметра. Вес 7 килограммов. Кожные покровы – «старческие», кожа морщинистая… кровоподтеки в области левого глаза… переломы 5-8 ребер... причина смерти – прогрессирующая полиорганная недостататочность на фоне алиментарной кахексии (истощение)…»
В последний месяц жизни Антон не ел вообще, или ел раз в неделю.

Дело было в Чупино
Село Чупино расположено в Искитимском районе Новосибирской области.
Пять десятков дворов, 297 жителей, три свидетельства цивилизации: магазин, клуб да школа-четырехлетка. Сельсовет и больница за семь километров. До райцентра – города Искитима – полтора часа пылиться в автобусе. Семь лет назад в Чупино было около 500 жителей, но местный совхоз развалился, и в селе работы не стало... Остались в Чупино те, кому податься некуда. Живут за счет подсобного хозяйства. 13 семей зарабатывают продажей самогонки. Основные клиенты – чупинцы «новой волны» - городские алкаши, у которых за долги отбирают квартиры и взамен дают деревенские хибары...
В августе 2001 года в Чупино оказалось и «несвятое семейство»: Александр Баранов (1964 г. р.), его жена Елена (1961 г. р.), успевшая до встречи с ним дважды сходить под венец, и трое их детей (двое от совместного брака). Еще была взрослая дочь Елены от ее самого первого замужества – Юля (1983 г.р.) и ее сын Антошка. Все они после продажи квартиры в г. Бердске прописались в Чупине.

***
Самая высокая точка села - сельпо.
Чупино как на ладони. На раскаленной августовским зноем улице ни души.
Пусто в магазине, продавщица Любовь Швецова скучает за прилавком и рада любому общению.
- Во-о-он их дом, - выйдя на крыльцо, показывает рукой, - а вон там, в леске – кладбище...
Антона Любовь Швецова видела два раза. Живым - когда они с Юлей заходили в магазин.
- Тихий такой был... Я подумала, что он и разговаривать-то не умеет…
И мертвым - когда весть о его смерти разнеслась по селу.
- Это было страшнее, чем в кинохронике про фашистские концлагеря, - рассказывает Люба, - до сих пор в голове не укладывается… Мы их жалели поначалу, всей деревней обживаться помогали. Картошку давали, молоко бесплатно. Думали, вот хозяйство свое заведут… А они не посадили ничего, даже курей не развели. Баранов года два назад в соседнее село на пекарню устраивался, да только два месяца всего и проработал…
По словам продавщицы, когда умер Антон, денег в семье не было вообще, поэтому тело из морга забрали только на седьмые сутки. Деньги на гроб и машину собирали по дворам.
- Да только семь человек нас всего и скинулись, никто копейки им давать не хотел, люди злые были. Я Барановой прямо в глаза сказала: Если б кто-то из вас подох, я бы не шевельнулась... Привезли Антошку из морга в полшестого и сразу закопали. Людей на кладбище совсем не было. И поминок тоже не было. Только их ребятишкам мы печенья и вафель дали, чтобы они поели... Жалко пацана, но на небесах ему лучше, чем с такой родней. Они работать не хотели, а людям надоело два года их кормить... Кто ж знал, что они на ребенке отыграются?
Кто знал…

Из свидетельских показаний жителей с. Чупино:
«Моя дочь Ирина общалась с Киприяновой Юлией. Она мне рассказывала, что когда она была в доме Барановых, ее сын пытался есть пищу из кошачьей миски. Юля увидела это и побила сына, после чего поставила в угол. Кроме того, Ирина была на дне рождения у Юлии (в ноябре 2003 г. – ред.) и рассказала о том, что Антон стал у Ирины просить кушать. Юля сказала, что Антон вместе с другими детьми уже кушал, и не стала его кормить…»
(Шамова Наталья Петровна 1967 г.р.)
«Антон подходил к холодильнику и просил кушать. Баранова Елена кричала на Антона, отталкивала его в комнату. Баранов подходил к Антону, садил на кровать и привязывал тросом за ногу. Юля такому издевательству не препятствовала. Я подкармливала Антона. Он выхватывал еду у меня из рук. Он мне рассказывал, что Александр и Елена Барановы его не кормят, когда едят сами».
(Плащинская Юлия Леонидовна 1986 г.р.)
«Осенью 2002 года я со своей соседкой пришла в гости к Киприяновой Юле. Когда мы зашли, то увидели, что Антон привязан железным тросом за ногу к кровати. Я хотела снять трос, но Александр Баранов сказал, что это не моя семья и чтобы я не лезла. Я попробовала сама снять трос, но Антон сказал, что когда я уйду, его за это побьют. Юля сказала, что Антон это заслужил, так как съел масло. Еще раз я заходила к ним весной 2003 года. Антон снова был привязан. Юля пояснила, что он ворует продукты из холодильника. Я просила взять Антона к себе на недельку, но Юля его не пустила, сказала, что я его расповажу и откормлю».
Чеснокова Светлана Юрьевна.(Всего к делу приобщено шесть подобных свидетельств).

Лишний рот
Антона Юля родила в 15 лет. Однако ее сожитель, Владимир Коваленко, не признал мальчика своим сыном. Девочка, родившаяся у Юли через год, по мнению Владимира, также была не от него. Юля оставила Алису в роддоме, но отношений это не спасло – Владимир настоял на окончательном разрыве. В 2002 году Юля привезла Антошку в Чупино и оставив сынишку на попечение мамы с отчимом, подалась в город за новым счастьем.
Юле повезло – она встретила мужчину, который позвал ее замуж. Вскоре она забрала сына из села и они поселились в квартире нового папы Вовы (Куделькина). Семейной идиллии, однако, и в этот раз не случилось. Супругой, по словам Куделькина, Юля оказалась ветреной. Пропадала в каких-то компаниях, «залетела неизвестно от кого», он был вынужден настоять на аборте... Кроме того, Юля не работала, Владимиру было тяжело содержать ее и Антона.
После развода Юля привезла Антона в Чупино, но бабушка отказалась принять внука. Юля «на денек», или «на недельку» стала подкидывать Антона городским знакомым. А однажды она просто «забыла» сына на улице в другом городе. Но пятилетний мальчик оказался на редкость сообразительным. Антон самостоятельно вернулся в Бердск на электричке и с помощью местной шпаны разыскал дядю Вову Куделькина, у которого они с мамой так хорошо жили.
- Он мне рассказал, что все его бросили, - вспоминает Куделькин, - а я удивился, что он съел две большие порции супа. Как взрослый мужик...
И снова Юля повезла Антошку в Чупино. Сама жила у знакомых в городе, а в селе появлялась редко. Барановых очень это заедало, и мать с отчимом заявили Юле, что у них есть собственные дети, и ее сына они кормить не будут.
Юля ультиматум приняла безразлично. Приезжая в Чупино, она и сама почти не замечала Антона.

«Может, он притворяется?»
(Из показаний 12-летней Марины Прокопьевой, дочери Елены Барановой от второго брака)
«Однажды в 2002 году зимой Антон украл из холодильника пачку масла и кусочек хлеба и съел их. Пропажу обнаружила моя мама. Мама спросила у Антона, зачем он съел эти продукты. Антон сказал, что хочет кушать. Юля стала ругать и бить Антона скалкой по всему телу много раз. Антон упал и просил не бить его, но Юля не обращала на это внимания. Антон сказал: «Мама, ты меня не любишь?» Он потянулся к Юле, чтобы ее поцеловать, но она отвернулась.
Мама говорила Юле: «Если ты не можешь заботиться об Антоне, то отдай его в детский дом, чтобы он не мучился». Но Юля говорила: «Не лезь ко мне, это моя жизнь»...
После свадьбы с Куделькиным Юля с ним прожила мало. Владимир сказал: «Выбирай, или я, или Антон». Юля привезла к нам Антона, а сама поехала в Бердск устраиваться на работу. Юля привозила из Бердска печенье, йогурт и молоко. Она привозила с собой деньги, но больше 50 рублей маме не отдавала. Когда она приезжала, то много внимания на Антона не обращала. Ложила спать и уходила на дискотеку. Она на Антоне вымещала свое плохое настроение. Била его, ставила в угол. Последние две недели Антона привязывали постоянно.
Однажды, когда отчим с матерью ушли в поселок Степной, Антон съел полностью мою тетрадь. Я увидела у него во рту пожеванную бумагу. Я спросила у него, зачем он съел мою тетрадь, но он ничего не ответил. Я не часто кормила Антона, когда ела сама. Я боялась, что меня могут наказать.
В январе 2004 года Антон уже был очень худой, вялый. Не играл, разговаривал нехотя. Утром 27 января Юля с утра была в Бердске. Когда она вернулась, то сказала, что у нее болит голова, а потом выяснилось, что ее уволили с работы. Она была очень злая. Юля поела сама, без Антона. Антон попросил его покормить, на что Юля сказала: «Отвали!»
Поела и пошла смотреть в зал телевизор, где показывали фильм «Комиссар Рэкс». Потом Юля позвала Антона и начала его бить руками по голове и по спине. Юля поставила Антона на колени и сильно ударила его по затылку. Антон спросил: «За что ты меня бьешь?». Юля покурила, взяла Антона за воротник рубашки и повела к двери, она сказала: «Я пошла его охлаждать». Юля никакой верхней одежды на Антона не надела…. Через пять минут мама сказала: «Посмотри, что делает на улице Юля?»
Я приоткрыла дверь и увидела, как Юля взяла Антона за ноги, подняла вверх и опустила его головой в снег. На улице было минус 40 мороза. Я потом ходила и видела в сугробе ямку, там, где Юля окунала Антона в снег. А потом Юля взяла его за воротник и стукнула о перила крыльца. Потом ударила спиной о ступени. После этого Юля подняла Антона и спросила: «Ну что, охладился?» Антон еле-еле что-то ответил. Потом Юля держала Антона за воротник и пинала его ногой по спине… Я потихонечку закрыла дверь…
Юля зашла в дом, положила Антона на кровать... Юля легла спать в зале. Я - в той комнате, где была кровать Антона. Я проснулась около семи утра. Мама говорила, что у Антона синие губы, и он не дышит. Юля подошла к кровати Антона и сказала: «Может, он притворяется?» Мама ответила: «Ты что, не видишь, что он уже умер?» Я поехала вместе с Юлей в больницу в поселок Степной… Врач, который осмотрел Антона, сказал, что он умер голодной смертью…»
***
4 августа 2004 года Новосибирский областной суд вынес приговор по делу об умышленном убийстве Антоши Киприянова.
В качестве смягчающих обстоятельств присяжные определили наличие у Барановой и Баранова малолетних детей, а у Киприяновой – ее молодой возраст и… беременность. На этом основании суд приговорил: Киприянову Юлию и Баранова Александра – к 14 годам лишения свободы; Баранову Елену – к 9-ти.

Последнее слово
Юлия Киприянова: вину признала.
Ранее она написала явку с повинной.
«…Вену признаю (орфография оригинала сохранена – ред.). Это не со зла я сочаяния... Я сознаю свою ошибку, простите. Кормила я антона бывало раз в день, бывало два, антон бывал не ел один день потому, что не было средствов и это было ни раз».
В свое оправдание Киприянова сказала, что она полностью доверяла своей маме и поэтому не отдала Антона в детский дом: «Я думала, что смогу поднять сына на ноги, считала, что мама поможет мне в этом». В органы социальной опеки Юля также не обращалась, просила, чтобы это сделала мама. К врачу по поводу того, что Антон стал худеть, она также не обращалась, так как «мама сказала, что Антон поправится сам, наверное, у него глисты».
То, что она своего сына била и привязывала, Юлия отрицала. Она заявила, что это Баранов неоднократно избивал Антона и не разрешал ему есть, поскольку она приносила домой мало денег. О том, что у ее сына были сломаны ребра, по ее словам, узнала только после вскрытия и ничего по этому поводу пояснить не смогла.

Елена Баранова: виновной себя не признала.
Она заявила на суде, что ее внук в день ел не меньше двух раз.
- Антона звали к столу... Антон сразу же бежал, даже если звали шепотом. У него был очень хороший слух.
На вопрос, почему, в таком случае ребенок умер от истощения, Баранова ответила, что его мать плохо за ним смотрела.
- Вы вините в случившемся Киприянову, но ведь Антон был вашим внуком?
- У меня есть свои дети, которые также хотят есть. Моих средств было недостаточно, чтобы кормить Антона, так как он много ел. (Семья жила на детские пособия и на алименты, которые платил отец дочери Барановой от второго брака, итого в месяц – 500 руб. – ред.).
- Антон объедал вашу семью?
- У Антона был огромный аппетит, он много ел. Я объясняла, что ребенок прожорлив, а мне надо кормить своих детей.
- Но ведь Антон был не чужим вам человеком?
- Это прямая обязанность матери – кормить своего ребенка.
- Почему всю вину за смерть Антона вы перекладываете на Киприянову? Что вы сделали для того, чтобы Антон не умер?
- Я говорила Киприяновой, чтобы она следила за ребенком.

Александр Баранов: виновным себя не признал.
Он утверждал, что кормил Антона и ухаживал за ним.
- Привязывали ли вы Антона?
- Привязывал по просьбе Киприяновой, так как у нее что-то пропало.
- Кормили ли вы Антона в отсутствие Киприяновой?
- Да. Я работал в пекарне (с августа по декабрь 2002 года – ред.) и мне разрешали брать домой по 6-8 булок хлеба. У нас дома не было проблем с хлебом.
- Почему вы не накормили Антона 27 января?
- Она держала Антона за руку и никуда не отпускала...

Человек с чистой совестью
Люди, признанные судом виновными в том, что они уморили голодом ребенка, в настоящее время находятся в СИЗО №1 г. Новосибирска и ждут отправки по этапу.
Судья разрешил нашему корреспонденту с ними встретиться, На беседу «для газеты» согласился только Александр.
В его внешности не оказалось ничего отталкивающего, скорее наоборот: улыбка, голубые лучистые глаза... Держится уверенно...
- Вы хорошо спите по ночам, Антон вам не снится?
- Конечно, хорошо. Совесть у меня чистая. Антон мне был чужой человек. Это пусть у Юльки сердце болит...
- Но Антон умер от голода, в вашем доме, в соседней комнате!
- Возможно, он чем-то болел. В доме всегда была еда, и он ел как все.
- А что Антон любил, какое блюдо у него было самое любимое?
- Он ел… (задумчивый взгляд в потолок) ел, что хотел…
- А что любят ваши дочки?
- Старшая – пельмени, младшая - специалист по сладко-о-ому, - голос Баранова завибрировал. - Когда я освобожусь, им уже будет 18 и 19 лет... И я не увижу, как они растут… - Из глаз крупными горошинами покатились слезы.
В его искренности сомневаться не приходилось. Первая, долгожданная дочка, родилась, когда Баранову стукнуло 35. Денег нет, но девочка не должна была ни в чем нуждаться. Он украл для нее колясочку, за что и получил три года условно.
(В настоящее время дети Барановых находятся у матери Александра в г. Бердске – ред.)

Жизнь продолжается
Новосибирцы шокированы и потрясены смертью Антона. На слушания в областной суд проходили огромные толпы народа. Когда вердикт был вынесен, сама собой образовалась инициативная группа по установке памятника Антону и всем детям, ставшими жертвами собственных родителей. Как он будет выглядеть, пока не ясно, но решено, что стоять монумент будет в Нарымском сквере рядом с собором Александра Невского. «Массовых праздников там не проводится, и поэтому скорбь о погибшем ребенке не осквернят попсовые песенки и подвыпившие горожане» - сообщает одна из местных газет.
А в деревне Чупино местные бабушки перемывают кости очередному новоселу - женщине, которая «в 26 лет нарожала шестерых детей от разных мужиков» и с недавних пор поселилась в Чупине.
- Пьет, - говорят, - зараза… Пропивает пособия и дети едят, кто что подаст, а младшей девчонке 8 месяцев всего… Так эта шалава раз на двое суток ее бросила. Пила в соседней деревне и не подумала, что дитя грудное и его кормить надо...
Дом № 1 по улице Петухова, в котором замучили ребенка, тоскливо смотрит на мир осколками разбитых стекол.
Крапива во дворе вымахала ростом с человека. Кусается, защищая дом, как злая собака. Но охранять уже нечего. Чьи-то хозяйственные руки выставили раму и вынесли нехитрый скарб.
Кроватку, на которой умер Антон, тоже утащили и, говорят, обменяли на самогон…

***
Справка:
Согласно данным специальной литературы, смерть человека наступает от длительного полного голодания при условии получения воды через 10-17 дней. Иногда наблюдались случаи смерти при полном голодании через 40-64 дня.

Светлана Лазебная. Новосибирск – Чупино. 2004 г.


Рецензии