Специальный Трибунал по Ливану

Судья из Италии Антонио Кассезе назначен председателем Специального трибунала по Ливану
25.03.2009 Судья из Италии Антонио Кассезе назначен председателем Специального трибунала по Ливану. Новый международный судебный орган располагается в Гааге. Он создан для разбирательства по делу лиц, которым могут быть предъявлены обвинения в причастности к убийству бывшего ливанского премьер-министра Рафика Харири.   
Организация
Объединенных Наций S/RES/1664 (2006)
 
 
Совет Безопасности Distr.: General
29 March 2006

 
 


Резолюция 1664 (2006),
принятая Советом Безопасности на его 5401-м заседании
29 марта 2006 года
Совет Безопасности,
ссылаясь на все свои предыдущие соответствующие резолюции, в частности резолюции 1595 (2005) от 7 апреля 2005 года, 1636 (2005) от 31 октября 2005 года и 1644 (2005) от 15 декабря 2005 года,
вновь призывая строго уважать суверенитет, территориальную целостность, единство и политическую независимость Ливана под единственной и исключительной властью правительства Ливана,
учитывая требование народа Ливана об установлении личности и предании суду всех, кто несет ответственность за террористический взрыв бомбы, в результате которого погибли бывший премьер-министр Ливана Рафик Харири и другие люди,
ссылаясь на письмо премьер-министра Ливана от 13 декабря 2005 года на имя Генерального секретаря (S/2005/783) с просьбой, в частности, учредить трибунал международного характера для привлечения к судебной ответственности всех лиц, которые будут признаны виновными в совершении этого террористического преступления, и ссылаясь на просьбу, с которой Совет обратился к Генеральному секретарю в своей резолюции 1644 (2005), об оказании правительству Ливана помощи в определении характера и объема международной помощи, необходимой в этой связи,
рассмотрев доклад от 21 марта 2006 года, представленный Генеральным секретарем во исполнение пункта 6 резолюции 1644 (2005) (S/2006/176), и приветствуя общее понимание, достигнутое между Секретариатом и ливанскими властями по ключевым вопросам, касающимся учреждения и основных параметров возможного трибунала,
желая продолжать помогать Ливану в поисках истины и привлечении к ответственности всех причастных к совершению этого террористического нападения,
1. с удовлетворением отмечает доклад Генерального секретаря и просит его провести переговоры для заключения с правительством Ливана соглашения, направленного на учреждение трибунала международного характера, действующего на основе самых высоких международных стандартов в области уголовного правосудия, с учетом рекомендаций, содержащихся в его докладе, и мнений, выраженных членами Совета;
2. признает , что установление правовой основы и рамок для работы трибунала не будет мешать постепенному и поэтапному подключению его различных компонентов и не будет предопределять сроки начала функционирования трибунала, которые будут зависеть от хода расследования;
3. просит Генерального секретаря информировать Совет о ходе переговоров так, как он сочтет это уместным, и своевременно представить на рассмотрение Совета доклад об осуществлении настоящей резолюции, в частности о проекте соглашения, подготовленном на основе переговоров с правительством Ливана, включая варианты надлежащего механизма финансирования для обеспечения бесперебойного и эффективного функционирования трибунала;
4. постановляет продолжать заниматься этим вопросом.
 
 
Перечень резолюций Совета Безопасности, принятых в 2006 году
Заседания Совета Безопасности в 2006 году


13 декабря 2005 года правительство Ливанской Республики обратилось к Организации Объединенных Наций с просьбой учредить трибунал международного характера для привлечения к судебной ответственности всех лиц, которые предположительно виновны в нападении 14 февраля 2005 года в Бейруте, в результате которого погибли бывший премьер-министр Ливана Рафик Харири и еще 22 человека. В соответствии с резолюцией 1664 (2006) Совета Безопасности Организация Объединенных Наций и Ливанская Республика провели переговоры для заключения соглашения об учреждении Специального трибунала по Ливану. Согласно резолюции 1757 (2007) Совета Безопасности от 30 мая 2007 года положения приложенного к ней документа и Устав Специального трибунала, содержащийся в дополнении к нему, вступили в силу 10 июня 2007 года.
Мандат Специального трибунала по Ливану заключается в судебном преследовании лиц, ответственных за нападение 14 февраля 2005 года, в результате которого погиб бывший премьер-министр Рафик Харири, а также погибли или были ранены другие лица. Юрисдикция Трибунала может быть распространена на события после взрыва бомбы 14 февраля 2005 года, если Трибунал определит, что другие нападения, которые имели место в Ливане в период с 1 октября 2004 года по 12 декабря 2005 года, взаимосвязаны в соответствии с принципами уголовного права и по своему характеру и степени тяжести аналогичны нападению 14 февраля 2005 года. Эта связь включает, в частности, сочетание следующих элементов: преступный умысел (мотив), цель нападений, характер потерпевших, против которых они были направлены, способ совершения нападений (modus operandi) и исполнители. Преступления, которые имели место после 12 декабря 2005 года, также могут быть включены в сферу действия юрисдикции Трибунала в соответствии с этими же критериями, если правительство Ливанской Республики и Организация Объединенных Наций примут соответствующее решение, а Совет Безопасности даст свое согласие.
http://www.un.org/russian/law/lebanontribunal/

ФАКТОЛОГИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ №1
Мандат/юрисдикция
13 декабря 2005 года правительство Ливанской Республики обратилось к Организации Объединенных Наций с просьбой учредить трибунал международного характера для привлечения к судебной ответственности всех лиц, которые предположительно виновны в нападении 14 февраля 2005 года в Бейруте, в результате которого погибли бывший премьер-министр Ливана Рафик Харири и еще 22 человека. В соответствии с резолюцией 1664 (2006) Совета Безопасности Организация Объединенных Наций и Ливанская Республика провели переговоры для заключения соглашения об учреждении Специального трибунала по Ливану. Согласно резолюции 1757 (2007) Совета Безопасности от 30 мая 2007 года положения приложенного к ней документа и Устав Специального трибунала, содержащийся в дополнении к нему, вступили в силу 10 июня 2007 года.
Мандат Специального трибунала по Ливану заключается в судебном преследовании лиц, ответственных за нападение 14 февраля 2005 года, в результате которого погиб бывший премьер-министр Рафик Харири, а также погибли или были ранены другие лица. Юрисдикция Трибунала может быть распространена на события после взрыва бомбы 14 февраля 2005 года, если Трибунал определит, что другие нападения, которые имели место в Ливане в период с 1 октября 2004 года по 12 декабря 2005 года, взаимосвязаны в соответствии с принципами уголовного права и по своему характеру и степени тяжести аналогичны нападению 14 февраля 2005 года. Эта связь включает, в частности, сочетание следующих элементов: преступный умысел (мотив), цель нападений, характер потерпевших, против которых они были направлены, способ совершения нападений (modus operandi) и исполнители. Преступления, которые имели место после 12 декабря 2005 года, также могут быть включены в сферу действия юрисдикции Трибунала в соответствии с этими же критериями, если правительство Ливанской Республики и Организация Объединенных Наций примут соответствующее решение, а Совет Безопасности даст свое согласие.
Основные черты
Применимое право: применимое право Специального трибунала является национальным по своему характеру, поскольку Устав предусматривает, что Специальный трибунал применяет положения Уголовного кодекса Ливана, касающиеся преследования и наказания, в частности, за акты терроризма, преступления и правонарушения против жизни и личной неприкосновенности.
Исключение смертной казни и принудительного труда: уголовное законодательство Ливана будет применяться Трибуналом при условии исключения таких наказаний, как смертная казнь и принудительный труд, которые в противном случае были бы применимыми согласно законодательству Ливана. Специальный трибунал уполномочен назначать наказания вплоть до пожизненного тюремного заключения включительно. Наказания будут отбываться в государстве, выбранном Председателем Специального трибунала из списка государств, которые выразят готовность принять лиц, осужденных Трибуналом.
Международный характер: международный характер Специального трибунала по Ливану в ясно выраженной форме оговорен в просьбе правительства Ливана к Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций об учреждении трибунала для судебного преследования всех тех, кто виновен в нападении 14 февраля 2005 года. Кроме того, мандат, которым Генеральный секретарь был наделен Советом Безопасности в резолюции 1664 (2006), прямо предусматривает проведение переговоров для заключения с правительством Ливана соглашения об учреждении трибунала международного характера. Организация Объединенных Наций и правительство Ливана достигли согласия о том, что трибунал будет смешанным и в его состав будут входить ливанские и международные судьи, а также международный обвинитель. Стандарты правосудия Трибунала, включая принципы надлежащей правовой процедуры, будут основываться на самых высоких международных стандартах уголовного правосудия, применяемых другими международными трибуналами.
Независимость — справедливость — эффективность: в целях обеспечения независимости Специального трибунала в его Устав включены различные гарантии. Он предусматривает транспарентный и детальный процесс назначения должностных лиц Трибунала, в частности, судей и Обвинителя, и в нем говорится, что в состав камер входят как ливанские, так и международные судьи. Учреждение Специального трибунала с большинством международных судей, международным Обвинителем и Секретарем направлено на обеспечение независимости, объективности и беспристрастности процесса судебного разбирательства. Кроме того, в целях обеспечения справедливости по отношению к обвиняемому в Устав включены положения о защите прав обвиняемого, включая создание Канцелярии защиты, которая выполняет свои функции независимо. Устав также содержит положения о правах претерпевших на изложение своих мнений и соображений по усмотрению Трибунала. Кроме того, в целях обеспечения эффективности деятельности Трибунала в Устав включены положения о расширенных полномочиях Трибунала по принятию мер, направленных на обеспечение оперативности слушаний и пресечение каких–либо действий, которые могут приводить к необоснованным задержкам. С учетом соображений справедливости и беспристрастности, а также безопасности и административной эффективности место нахождения Специального трибунала будет находиться за пределами Ливана, в городском районе Гааги (Нидерланды).
Механизм комбинированного финансирования: 51 процент расходов Специального трибунала будет покрываться за счет добровольных взносов государств, а 49 процентов — правительством Ливанской Республики.
Начало функционирования: Трибунал начнет функционировать с даты, установленной Генеральным секретарем в консультации с правительством Ливана с учетом прогресса в работе Комиссии по расследованию. Генеральный секретарь может также пожелать иметь в своем распоряжении достаточный объем средств для финансирования создания Трибунала и его деятельности в течение 12 месяцев плюс обязательства в отношении предоставления средств в объеме, равном предполагаемым расходам на деятельность Трибунала в течение следующих 24 месяцев.
Организация Специального трибунала
В состав Специального трибунала входят следующие четыре органа: камеры, Обвинитель, Секретариат и Канцелярия защиты.
Камеры: в состав камер входит один международный судья предварительного производства, Судебная камера (три судьи: один ливанский судья и два международных судьи), Апелляционная камера (пять судей: два ливанских и три международных судьи) и два запасных судьи (один ливанский судья и один международный судья). Один международный судья выполняет функции судьи предварительного производства. Судья предварительного производства рассматривает и утверждает обвинительные заключения и может также издавать ордера на арест, просьбы о передаче и любые другие постановления, необходимые для проведения расследования или для подготовки справедливого и оперативного судебного разбирательства.
Все судьи должны быть лицами, обладающими высокими моральными качествами, беспристрастностью и добросовестностью и имеющими обширный опыт судебной работы.
Генеральный секретарь назначает судей в консультации с правительством Ливана и по рекомендации группы по отбору в составе двух судей, которые работают или уволились с работы в каком-либо международном суде, и представителя Генерального секретаря.
Ливанские судьи (четыре*) назначаются Генеральным секретарем из списка из 12 кандидатов, представленных правительством Ливанской Республики по предложению Высшего судебного совета Ливана.
Международные судьи (семь*) назначаются Генеральным секретарем из числа кандидатов, предложенных государствами-членами или компетентными лицами.
Судьи назначаются на три года и могут быть назначены повторно.
Обвинитель: Обвинитель назначается Генеральным секретарем после консультаций с правительством и по рекомендации группы по отбору в составе двух судей, которые работают или уволились с работы в каком-либо международном суде, и представителя Генерального секретаря. Обвинитель назначается на три года и может быть назначен повторно.
Ливанский заместитель Обвинителя, который помогает Обвинителю в выполнении его функций, назначается правительством Ливанской Республики в консультации с Генеральным секретарем и Обвинителем.
Обвинителем и заместителем Обвинителя являются лица, обладающие высокими моральными качествами, самым высоким уровнем профессиональной компетенции и обширным опытом в проведении расследований и преследования по уголовным делам.
Обвинитель отвечает за расследование дел и судебное преследование лиц, виновных в совершении преступлений, подпадающих под юрисдикцию Специального трибунала.
Секретариат: Секретариат состоит из Секретаря и необходимого персонала. Секретарь назначается Генеральным секретарем и является сотрудником Организации Объединенных Наций. Он выполняет свои функции в течение трех лет и может быть назначен повторно.
Секретариат, работая под руководством Председателя Специального трибунала, отвечает за выполнение административных функций и обслуживание Трибунала.
Канцелярия защиты: независимая Канцелярия защиты действует в защиту прав адвокатов, составляет список потенциальных адвокатов защиты и оказывает поддержку и помощь адвокатам защиты и лицам, имеющим право на правовую помощь. Руководитель Канцелярии защиты назначается Генеральным секретарем в консультации с Председателем Специального трибунала.
Помимо вышеперечисленных органов создан Комитет по вопросам управления на основе консультаций между Организацией Объединенных Наций и правительством Ливана. В число задач Комитета по вопросам управления входят, в частности, оказание консультативных услуг, выработка стратегических директив по всем несудебным аспектам функционирования Специального трибунала, а также рассмотрение и утверждение его годового бюджета.
 
* Окончательное число назначенных судей будет зависеть от того, будет ли по прошествии не менее шести месяцев с начала функционирования Специального трибунала по просьбе Генерального секретаря или Председателя Специального трибунала создана вторая Судебная камера. В состав второй Судебной камеры будут входить три судьи: один ливанский судья и два международных судьи.

ФАКТОЛОГИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ №2
13 декабря 2005 года правительство Ливанской Республики обратилось с просьбой в Организацию Объединенных Наций об учреждении трибунала международного характера для привлечения к судебной ответственности всех лиц, которые будут признаны виновными в совершении  террористического преступления, совершенного 14 февраля 2005 в Бейруте, в результате которого погиб бывший премьер-министр Ливана Рафик Харири и 22 других человека. Организация Объединенных Наций и Ливанская Республика провели переговоры по соглашению об учреждении Специального трибунала по Ливану. 10 июня 2007 года, в соответствии с резолюцией Совета Безопасности 1757 (2007) от 30 мая 2007 года, положения прилагавшихся к ней  Соглашения и Устава Специального трибунала вступили в силу. В соответствии с той же резолюцией, Генеральный секретарь теперь принимает все необходимые меры, по учреждению Специального трибунала для Ливана.
Для обеспечения беспристрастности и независимости Специального трибунала, в его Уставе предусмотрены различные гарантии транспарентности и всеобъемлющего характера процесса назначения судей и Обвинителя. Они предусматривают также, что в состав камер должны входить как ливанские, так и международные судьи. Кроме того, Устав защищает права обвиняемого и предоставляет потерпевшим право на представление и изучение их мнений и проблем на тех стадиях производства, которые судья предварительного производства или камера сочтет надлежащими. С должным учетом соображений справедливости и беспристрастности, а также безопасности и административной эффективности, место нахождения Специального трибунала находится за пределами Ливана.
Юрисдикция
Специальный трибунал обладает юрисдикцией над лицами, которые обвиняются в совершении:
• нападения 14 февраля 2005 года, в результате которого погиб бывший премьер-министр Ливана Рафик Харири, а также погибли или были ранены другие лица, и
• других нападений, которые имели место в Ливане в период с 1 октября 2004 года по 12 декабря 2005 года или в любой последующий период, установленный Организацией Объединенных Наций и Ливанской Республикой с согласия Совета Безопасности, и, если Трибунал определит, что они взаимосвязаны в соответствии с принципами уголовного правосудия и по своему характеру и степени тяжести аналогичны нападению 14 февраля 2005 года.
Применимое право
Специальный трибунал применяет среди прочего положения Уголовного кодекса Ливана, касающиеся преследования и наказания за акты терроризма, преступления и правонарушения против жизни и личной неприкосновенности.
Организация Специального трибунала
• В состав Специального трибунала входят четырех органа: камеры, Обвинитель, Секретариат и Канцелярия защиты.
• В состав камер входят судья предварительного производства; Судебная камера (три судьи) и Апелляционная камера (пять судей), а также вторая Судебная камера, которая будет образована, если по прошествии не менее шести месяцев с начала функционирования Специального трибунала Генеральный секретарь или Председатель Специального трибунала попросят об этом.
• Наличие судьи предварительного производства является решающим фактором для обеспечения эффективности и оперативности судебного процесса. Он или она рассматривает и утверждает обвинительное заключение, и может также выдавать такие приказы и ордера на арест или передачу лиц и любые другие приказы, которые могут потребоваться для ведения расследования и подготовки судебного разбирательства.
• Независимая Канцелярия защиты охраняет права защиты, составляет список адвокатов защиты и предоставляет поддержку и помощь адвокатам защиты и лицам, имеющим право на получение правовой помощи. 
Назначение судей и Обвинителя
• Согласно Уставу, «судьями являются лица, обладающие высокими моральными качествами, беспристрастностью, добросовестностью и имеющие обширный опыт судебной работы». Всего в состав  Специального трибунала входят одиннадцать как ливанских, так и международных судей.
• Ливанские судьи (четыре) назначаются Генеральным секретарем из списка из двенадцати лиц, представленных правительством Ливанской Республики по предложению Высшего судебного совета Ливана.
• Международные судьи (семь) назначаются Генеральным секретарем из числа кандидатов, предложенных государствами по просьбе Генерального секретаря, а также компетентными лицами.
• Судьи назначаются сроком на три года.
• Генеральный секретарь после консультации с правительством Ливанской Республики назначает международного Обвинителя сроком на три года.
• Правительство Ливанской Республики в консультации с Генеральным секретарем и Обвинителем назначает ливанского заместителя Обвинителя для оказания Обвинителю помощи в выполнении его или ее функций.
• Генеральный секретарь назначит судей и Обвинителя по рекомендации группы по отбору, составленной из двух судей, которые работают или уволились с работы в каком-либо международном суде, и представителя Генерального секретаря.
Место нахождения
Место нахождения Специального трибунала находится за пределами Ливана, в месте, которое будет определено.
 Финансирование
• Пятьдесят один процент расходов Специального трибунала покрывается за счет добровольных взносов государств; в то время как сорок девять процентов расходов покрываются правительством Ливанской Республики.
• При этом понимается, что Генеральный секретарь приступит к созданию Трибунала, когда в его распоряжении будет достаточный объем средств для финансирования создания Трибунала и его деятельности в течение первых двенадцати месяцев плюс обязательства в отношении предоставления средств в объеме, равном предполагаемым расходам на деятельность Трибунала в течение следующих двадцати четырех месяцев.
Наказания
• Специальный трибунал устанавливает осужденному наказание вплоть до пожизненного лишения свободы.
• Наказание в виде лишения свободы отбывается в государстве, назначенном Председателем Специального трибунала из перечня государств, которые сообщили о своей готовности принять лиц, осужденных Трибуналом.
Окончательное число назначенных судей будет зависеть от того, создана ли вторая Судебная камера, которая будет образована, если по прошествии не менее шести месяцев с начала функционирования Специального трибунала Генеральный секретарь или Председатель Специального трибунала попросят об этом. Вторая Судебная камера будет состоять из одного ливанского и двух международный судей.
 
Источник: Информационный бюллетень Департамента общественной информации
(август 2007 года)

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ
(Данный материал не является официальным документом Организации Объединенных Наций)
14 февраля 2005 года: бывший премьер-министр Ливана Рафик Харири и 22 других человека погибли во время взрыва бомбы в Бейруте. Как Генеральный секретарь, так и Совет Безопасности осудили этот акт (S/PRST/2005/4).
7 апреля 2005 года: Совет Безопасности Организации Объединенных Наций принимает резолюцию 1595 (2005) об учреждении международной независимой комиссии по расследованию.
13 декабря 2005 года: правительство Ливана обращается к Организации Объединенных Наций с просьбой учредить трибунал международного характера для привлечения к судебной ответственности всех лиц, которые предположительно виновны в нападении 14 февраля 2005 года в Бейруте, в результате которого погибли бывший премьер-министр Ливана Рафик Харири и еще 22 человека (S/2005/783).
15 декабря 2005 года: в ответ на просьбу правительства Ливана Совет Безопасности принимает резолюцию 1644 (2005), в которой он просит Генерального секретаря оказать помощь правительству Ливана в определении характера и объема международной помощи, необходимой для судебного преследования в трибунале международного характера тех лиц, которым в конечном счете будет предъявлено обвинение в террористическом нападении, в результате которого погибли бывший премьер-министр Ливана Рафик Харири и еще 22 человека (пункт 6 резолюции 1644 (2005)).
29 марта 2006 года: Совет Безопасности принимает резолюцию 1664 (2006), в которой он с удовлетворением отмечает доклад Генерального секретаря от 21 марта 2006 года (S/2006/176), представленный в соответствии с резолюцией 1644 (2005), и просит Генерального секретаря провести переговоры для заключения с правительством Ливана соглашения, направленного на учреждение трибунала международного характера, действующего на основе самых высоких международных стандартов в области уголовного правосудия.
15 ноября 2006 года: Генеральный секретарь представляет Совету Безопасности свой доклад о результатах переговоров Организации Объединенных Наций с правительством Ливана, которые состоялись в период с мая по июль 2006 года и касались вопроса об учреждении Специального трибунала (S/2006/893).
24 ноября 2006 года: Председатель Совета Безопасности препровождает Генеральному секретарю письмо (S/2006/911), в котором члены Совета Безопасности: приветствуют завершение переговоров с правительством Ливана; выражают удовлетворение по поводу приложенного к докладу Генерального секретаря соглашения, а также Устава; и предлагают Генеральному секретарю продолжать совместно с правительством Ливана принимать заключительные шаги для заключения соглашения.
23 января и 6 февраля 2007 года: Cоглашение между Организацией Объединенных Наций и Ливанской Республикой об учреждении Специального трибунала по Ливану подписано соответственно правительством Ливана и Организацией Объединенных Наций (SG/SM/10871).
14 мая 2007 года: премьер-министр Ливана направляет Генеральному секретарю письмо, в котором информирует его о том, что все внутригосударственные варианты ратификации документов об учреждении специального трибунала исчерпаны и что парламентское большинство высказалось в поддержку Трибунала, и просит Генерального секретаря в срочном порядке представить Совету Безопасности просьбу о введении в действие Специального трибунала (S/2007/281).
30 мая 2007 года: Совет Безопасности принимает резолюцию 1757 (2007), в которой Совет, действуя на основании главы VII Устава Организации Объединенных Наций, постановляет, что положения документа, прилагаемого к резолюции 1757 (2007), включая добавление к нему, вступят в силу 10 июня 2007 года, если только правительство Ливана не представит до этой даты уведомление о том, что правовые требования в отношении вступления в силу соблюдены. С тем чтобы содержащийся в приложении документ вступил в силу на основании резолюции, Совет Безопасности просил Генерального секретаря в координации, когда целесообразно, с правительством Ливана осуществить шаги и меры, необходимые для своевременного учреждения Специального трибунала.
10 июня 2007 года: положения приложения и Устава Специального трибунала вступают в силу, поскольку от правительства Ливана не получено никакого уведомления о том, что правовые требования в отношении вступления в силу приложения к резолюции 1757 (2007) и добавления к нему были соблюдены до 10 июня 2007 года (SG/SM/11035-L/3117).
Меры, принятые до настоящего времени Генеральным секретарем во исполнение резолюции 1757 (2007) Совета Безопасности
Место нахождения
21 декабря 2007 года: представители Организации Объединенных Наций и Нидерландов подписали Соглашение о штаб-квартире, которое предусматривает возможность того, что Специальный трибунал будет базироваться в Нидерландах. Впоследствии Соглашение было представлено парламенту Нидерландов на утверждение. 8 декабря власти Нидерландов представили Секретариату Организации Объединенных Наций подробную информацию о здании, которое было определено как наиболее подходящее место для Трибунала (SG/SM/11347).
Назначения
Судьи
10 июля 2007 года: правительство Ливанской Республики препровождает Генеральному секретарю в запечатанном конверте список из 12 кандидатов, предложенных для назначения на судебные должности Высшим судебным советом Ливана в соответствии с пунктом 5(a) статьи 2 Приложения.
1 августа 2007 года: Юрисконсульт направляет всем государствам-членам от имени Генерального секретаря письмо, в котором им предлагается рассмотреть вопрос о представлении кандидатур для назначения в качестве судей Специального трибунала не позднее 24 сентября 2007 года. Впоследствии были представлены фамилии 37 международных кандидатов.
Середина октября 2007 года: Генеральный секретарь учреждает группу по отбору после информирования Совета Безопасности о своем намерении в соответствии с пунктом 5(d) статьи 2 Приложения. Группа состоит из судьи Мохамеда Амина Эль-Махди, который выполнял функции судьи Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии с 2001 по 2005 год, судьи Эрика Мёсе, который в настоящее время выполняет функции судьи Международного уголовного трибунала по Руанде, в котором он был Председателем с 2003 по 2007 год, и г-на Николы Мишеля, Юрисконсульта Организации Объединенных Наций (SG/SM/11035).
Октябрь-ноябрь 2007 года: проведены консультации с правительством Ливанской Республики в соответствии с пунктом 5(c) статьи 2 Приложения, в которой предусматривается, что «правительство Ливанской Республики и Генеральный секретарь проводят консультации в отношении назначения судей».
4 декабря 2007 года: после отбора кандидатов и проведения собеседований с ними группа по отбору выносит свои рекомендации Генеральному секретарю, с которыми он соглашается (SG/SM/11347).
Обвинитель
С июня по сентябрь 2007 года: проводятся неофициальные консультации с экспертами в соответствующей области в целях выявления кандидатов на предмет назначения на должность Обвинителя.
Октябрь 2007 года: группа по отбору (та же группа, которая отбирала судей) отбирает кандидатов на должность Обвинителя и проводит с ними собеседования.
Начало ноября 2007 года: в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Приложения с правительством Ливанской Республики проводятся консультации по вопросу о назначении Обвинителя.
8 ноября 2007 года: группа по отбору рекомендует назначить Обвинителем г-на Даниела Бельмара (Канада), и Генеральный секретарь принимает эту рекомендацию.
14 ноября 2007 года: Генеральный секретарь назначает г-на Бельмара преемником г-на Браммертца на посту Комиссара Комиссии по расследованию. В этот же день на основании своих полномочий по статье 3 Приложения Генеральный секретарь назначает г-на Бельмара Обвинителем Специального трибунала по Ливану. Однако г-н Бельмар приступит к исполнению своих официальных обязанностей в качестве Обвинителя Специального трибунала с более поздней даты с учетом положений Приложения (S/2007/669).
Секретарь
13 ноября 2007 года: Юрисконсульт направляет государствам-членам письмо, в котором им предлагается представить кандидатуры для назначения на пост Секретаря Специального трибунала не позднее 14 декабря 2007 года. В соответствии с этим письмом государства представили в общей сложности 14 кандидатур.
Руководитель Канцелярии защиты
Январь 2007 года: инициирован процесс отбора на должность независимого руководителя Канцелярии защиты.
Бюджет
4 сентября 2007 года: в своем докладе от 4 сентября 2007 года (S/2007/525) Генеральный секретарь информирует Совет Безопасности о том, что, по оценкам, Специальному трибуналу потребуется в общей сложности 35 млн. долл. США на первые двенадцать месяцев своего функционирования (не считая расходов, связанных с подготовкой помещений), 45 млн. долл. США на вторые двенадцать месяцев и 40 млн. долл. США на третьи двенадцать месяцев. Если в течение второго или третьего годов функционирования Специального трибунала будет создана вторая Судебная камера, то, по оценкам, возникнут дополнительные финансовые потребности в размере 8 млн. долл. США.
13 февраля 2008 года: Генеральный секретарь объявляет о создании Комитета по вопросам управления Специального трибунала по Ливану. Комитет по вопросам управления состоит из основных доноров Трибунала, и ему, в частности, поручено предоставление консультативных услуг и выработка стратегических директив по всем несудебным аспектам функционирования Специального трибунала, а также рассмотрение и утверждение его годового бюджета (SG/SM/11412).
Средства
26 июля 2007 года: Секретариат Организации Объединенных Наций создает целевой фонд для приема взносов на цели учреждения и обеспечения функционирования Специального трибунала. 5 декабря 2007 года государства, которые внесли или объявили крупные взносы на финансирование Специального трибунала, единогласно согласились с тем, что распоряжение средствами должно осуществляться непосредственно Трибуналом, как и в случае со Специальным судом для Сьерра-Леоне, а не через посредство целевого фонда Организации Объединенных Наций.
8 октября 2007 года: Генеральный секретарь направляет государствам-членам письмо, в котором им предлагается вносить взносы в целевой фонд.
По состоянию на 29 января 2008 года: Общая сумма, внесенная в целевой фонд, покрывает 64,3 процента запланированной сметы на первый год функционирования (35 млн. долл. США), включая взнос правительства Ливана, на который приходится 49 процентов общих сметных расходов на первый год. Взятые на данный момент обязательства в сочетании с депонированной суммой доводят этот показатель до 83 процентов общей сметы.
13 февраля 2008 года: Генеральный секретарь объявляет, что он был информирован о том, что ожидаемые взносы в Специальный трибунал покроют бюджетные потребности, связанные с учреждением Трибунала и его функционированием в течение первых двенадцати месяцев (SG/SM/11412).
Переход от Комиссии по расследованию к Специальному трибуналу
Ноябрь 2006 года/январь 2007 года: принят ряд мер и проведены консультации между Секретариатом и Международной независимой комиссией по расследованию (МНКР) для обеспечения скоординированного перехода от деятельности МНКР к деятельности Канцелярии Обвинителя Специального трибунала.
 
ДОКУМЕНТЫ
• Соглашение между ООН и Ливаном
• Устав Трибунала
Резолюции Совета Безопасности
• S/RES/1757 (2007) 30 мая 2007 года (О вступлении в силу Соглашения и Устава трибунала 10 июня 2007 года)
• S/RES/1664 (2006) 29 марта 2006 года
• S/RES/1644 (2005) 15 декабря 2005 года (О создании Трибунала)
• S/RES/1595 (2005) 7 апреля 2005 года
Заявления Председателя Совета Безопасности
• S/PRST/2005/4 15 февраля 2005 года
Заседания Совета Безопасности
• S/PV.5685 30 мая 2007 года
• S/PV.5401 29 марта 2006 года
• S/PV.5329 15 декабря 2005 года
• S/PV.5160 7 апреля 2005 года
• S/PV.5122 15 февраля 2005 года
Доклады Генерального секретаря
• S/2009/106 24 февраля 2009 года
• S/2008/734 26 ноября 2008 года
• S/2008/173 12 марта 2008 года
• S/2007/525 4 сентября 2007 года
• S/2006/893 15 ноября 2006 года
• S/2006/176 21 марта 2006 года
Обмен письмами
• S/2008/825 30 декабря 2008 года
• S/2008/824 30 декабря 2008 года (О начале функционирования Трибунала с 1 марта
2009 года)
• S/2007/737 17 декабря 2007 года
• S/2007/669 14 ноября 2007 года
• S/2007/610 16 октября 2007 года
• S/2007/609 16 октября 2007 года
• S/2007/281 16 мая 2007 года
• S/2006/911 24 ноября 2006 года
• S/2005/483 13 декабря 2005 года
Дополнительные документы
• Доклады Международной независимой комиссии по расследованию убийства бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири


Рецензии