Человек, который слишком много знал, 1934

"Человек, который слишком много знал", 1934, Великобритания.

Режиссер - Альфред Хичкок.
Продюсер - Майкл Бэлкон.
Сценарий - Эдвин Гринвуд, А.Р. Роулинсон.
Оператор - Керт Курант.
Композитор - Артур Бенджамин.
Спецэффекты - Альберт Уитлок.

В главных ролях:
Боб Лоуренс - Лесли Бэнкс.
Джилл Лоуренс - Эдна Бест.
Эбботт - Питер Лорре.
Рамон - Фрэнк Воспер.
Бетти Лоуренс - Нова Пилбим.
Сестра Агнета - Сисли Оутс.

Нестрашный звуковой триллер "британского периода" Хичкока. Завязка сюжета довольно-таки проста: семейная пара Лоуренсов вместе со своей дочерью Бетти отдыхают в Швейцарии. Приятель Лоуренсов погибает от пули неизвестного стрелка, успев прошептать Джилл, что внутри его помазка для намыливания щек перед бритьем спрятана бумажка с информацией, которая должна быть немедленно доставлена британскому послу. Джилл передает эти слова своему мужу, тот бросается в кабинет погибшего, находит там эту самую бумажку, читает ее содержимое, а потом весьма глупо начинает любопытствовать у каждого встречного-поперечного, где тут, собственно, обитает британский посол. Естественно, противоборствующие силы его выслеживают и похищают его дочь. Теперь перед четой Лоуренсов дилемма: молчать о готовящемся покушении на зарубежного дипломата в Лондоне и тем самым попробовать сохранить жизнь своему чаду или же рискнуть и попробовать спасти и дочь, и дипломата. По всем законом жанра выбирают они второй вариант. Фильм идет всего 70 с небольшим минут, поэтому особо сложной интриги ожидать от него не стоит: так, обычные номера с переодеванием, слежкой, гипнозом, погонями. Имеет место и знаменитый "саспенс" Хичкока - нагнетение им напряжения вокруг готового прозвучать взрыва/выстрела/еще чего-нибудь. Так, в концертной зале Джилл до последнего момента не может сделать выбор: сорвать концерт, а заодно и покушение, или же благоразумно промолчать. А вот появление в кадре в эпизодической роли самого Хичкока (привет Эльдару Рязанову, хи-хи) на сей раз не состоялось .

Из любопытных сцен фильма можно выделить посещение героями таинственного "храма солнца" в Лондоне - что это за штуковина такая, я не уразумел, усек только то, что в нее захаживали преступники-заговорщики. В конце фильма имеет место осада дома, где засела банда, полицейскими - сцена эта отчасти основана на реальных событиях: в 1910 году в Лондоне полисмены осаждали дом, где засели русские анархисты (вот такая вот петрушка).

В фильме хорош Питер Лорре, совершенно замечательным образом сыгравшего главного нехорошего человека ленты. Пока смотрел фильм, все пытался вспомнить, где же я его видел, и только спустя сутки совершенно неожиданно всплыл в памяти "варнерброзеровский" мультик, где есть странный злодей-коротышка в таинственном замке. Как оказалось, коротышка этот был срисован именно с Лорре. Надо сказать, что "Человек, который слишком много знал" это первый англоязычный фильм, в котором снимался этот венгерский еврей, до того игравший в Германии. Когда он познакомился с Хичкоком, и тот принялся беседовать с ним, дабы понять, подходит ли он на роль Эбботта, Лорре, весьма скверно еще знавший английский, умудрился очаровать режиссера фирменной улыбкой, смехом, жестикуляцией, говоря при этом нарочито мало. Хичкок заглотнул наживку и утвердил Питера на роль. Впоследствии этот фокус раскрылся, и Лорре был вынужден заучивать целые куски сценария, толком не зная, что они значат. Отсюда мораль: чаще улыбайтесь.

Фильм, конечно, неплохой, но лучшие ленты Хичкока у него впереди, так что, глядя не держащего зрителя в большом напряжении "Человека, который слишком много знал", мы можем угадывать черты почерка мастера, которые впоследствии проявятся у него ярче и сильнее.


Рецензии