Аки Наваз. Исламские Fun-Da-Mentalисты

ЯДЕРНАЯ АГИТБРИГАДА

Оголтелый злебный рэп про продажных политиканов и грязную военщину. Чистка обуви американским флагом. Сэмплированные Sex Pistols, наложенные на орнаментальный коллаж из жесткого техно и world music. А также атмосфера утренника в сумасшедшем доме, митинга протеста и разборок в черном квартале одновременно. Все это – Fun-Da-Mental, самый горячий и безумный этно-хип-хоп-акт на мировой сцене

Безумие это, однако ж, имеет под собою, при ближайшем его рассмотрении, стройную систему. Не секрет, что деятельность Fun-Da-Mental организуется и направляется усилиями человека по имени Аки Наваз, он же DJ Propa Ghandi. Впрочем, уже не DJ: от имени Propa Ghandi он недавно с возмущением открестился. Правда, музыка FDM от этого хуже не стала – бешеный брейкбит с пакистанскими национальными примочками, берущими начало в народной музыке каввали, и бешеными антиглобалистскими, антинаучными, антикапиталистическими и антивоенными текстами. Это не каша в голове, это – FDM. Добро пожаловать на революцию, билет в один конец оплачен.

«Хулиган»: Привет тебе, Аки! Предполагаем, что для тех, кто слушает вас постоянно, и так уже все c вами понятно. Люди же, которые слабо разбираются в творчестве FDM, знают, в основном, о том, что вы постоянно с кем-то или с чем-то воюете…

Аки Наваз: Мы воюем против многих вещей, связанных с расизмом, сексизмом и политическим терроризмом. Особенно тех, которые берут начало в политической системе Запада и унижают людей, живущих в Азии, Африке и Южной Америке. Несправедливости, некомпетентности и дезинформации слишком до фига, это ведет к страданиям и конфликтам между простыми людьми. Мы все лично испытали это на собственной шкуре. Поэтому наша борьба не романтическая, не показная, мы относимся к ней более чем серьезно. Fun-Da-Mental появились на свет с политической целью, и никакие компромиссы невозможны. Мы не желаем менять свои убеждения. Мы намерены использовать их для того, чтобы помочь людям собраться вместе, обсудить свои проблемы для того, чтобы мы наконец могли понять друг друга. Мы не ненавидим тех, с кем мы боремся, мы им противостоим – а среди них есть истые мастера пропаганды, изощренные националисты и эгоисты, для которых собственные интересы превыше всего. Мы не в состоянии молчать перед лицом любой несправедливости, вне зависимости, от какой расы или религии она проистекает.
 
Электронно-панк-металлические навороты, которыми, собственно, и прославились Fun-Da-Mental, служат неплохим бэкграундом для продвижения идей исламской революции. Ни для кого, собственно, уже не секрет, что мастер Аки с большим сочувствием относится к фундаментализму всех мастей – особенно после выхода пластинки «All Is War». Которую сами музыканты скромно охарактеризовали как тринадцать трэков преступной провокации. На провокацию наконец-то обратили внимание государственные институты, чего Аки так долго и безуспешно добивался, и обвинили Наваза в пропаганде мусульманского терроризма. В Британии, где участники FDM находятся на ПМЖ, некоторое время назад всем им реально светили не столь отдаленные от Британии места. Не говоря уже о том, что в нежно любимые ими США FDM вообще лучше не соваться, судья Линч не дремлет. Несмотря на это, сам Аки всеми фибрами души отмахивается от своих фундаменталистских пристрастий – примерно следующим образом.

Х: Насколько нам известно, некоторые участники Fun-Da-Mental – мусульмане. В традиционном исламе дела с искусством обстоят очень строго, например, художникам запрещено писать портреты людей и изображать животных. Ваш креатив не вступает в противоречие в вашей верой?

АН: Некоторые из нас, действительно, мусульмане. Некоторые – нет. Кое-кто верит в бога, кто-то атеист. Это всего лишь вопрос твоей собственной веры – во что тебе нравится верить. Что касается исламской живописи и музыки – это искусство, которое обнимает собой все стороны жизни. Мусульманская традиционная музыка «рага» очень глубока по своей сути, она очень рассудочная и эмоциональная одновременно. Конечно, в исламе есть несколько философских школ, которые негативно относятся к музыке в том случае, если она используется для манипуляции людьми, с нехорошими намерениями. Это весьма интересный аспект нашей традиционной культуры, который гораздо более комплексный, нежели об этом думает большинство людей – в какой-то степени, это уникальный подход. Единственные жесткие правила в исламе состоят в том, что ты не должен терять человеческого достоинства или эксплуатировать других людей для собственной выгоды. Эти правила имеют отношение к любому занятию, и к музыке в том числе.

Х: Говорят, что ты или недавно сменил псевдоним с Propa Ghandi на Ji-Had, или только планируешь этим заняться. Какой из видов джихада ты имел при этом в виду – джихад меча, сердца, языка или руки?

АН: Чувак, я не знаю, кто тебе об этом сказал! Но я точно не менял своего имени на Джи-Хад. Да, я называл себя Пропа Ганди, но перестал использовать этот ник, когда понял, что это выглядит несколько комично, что люди говорят о моем имени просто как об еще одной прикольной концепции. Конечно, если говорить о джихаде как о концепции, было бы крайне неумно использовать это слово в качестве псевдонима – у него огромное количество значений и контекстов. Джихад – это борьба и противостояние несправедливости. Эта концепция не так уж далека от европейской культуры, как многие это себе представляют. Мы просто возвращаем обратно насилие, которое было использовано против нас самих. И нам наплевать, от какой веры или расы исходит угроза. Подонок может быть мусульманином или не-мусульманином, и это не мешает нам пресечь его действия. Еще раз скажу, что это тонкий вопрос, на который нельзя ответить просто. Сегодня мы сражаемся, когда поем наши песни, но завтра, возможно, нам придется вступить в физический контакт со злом.

Х: Если ты в курсе, у нас тут недавно были серьезные проблемы с исламским экстремизмом. Ты не боишься, что русские фэны-немусульмане неправильно поймут твои призывы и тексты?

АН: Наша борьба – против всего, что мешает нам жить. Мусульманам и немусульманам, без разницы. Бездумное потребление государственной пропаганды так же опасно, как опасен террористический экстремизм. Когда ты берешься за оружие, это, конечно, абсолютный предел. Но такое случается, как правило, в ответ на абсолютную политическую импотенцию властей. Конечно, действуя с помощью таких методов, легко наломать дров, но это не будет более несправедливым, чем методы, которыми пользуется машина государственной военщины. Это же смешно – люди поддерживают государственный террор, но ненавидят террористов-одиночек, которых государство довело до этой кондиции. Много лет назад на Западе внушали, что все русские – экстремисты и плохие парни, но мы не верили в эту чушь и не поддавались на манипуляции. Каждый из нас может стать экстремистом, если тебя подтолкнет к этому политическая безграмотность и себялюбие, и ислам тут не при чем. Наш главный лозунг – Соединенные Штаты и западный мир в целом есть главный источник конфликта. Не имеет значения, бросаешь ли ты бомбы с самолета или обвешиваешь себя взрывчаткой и взрываешь себя в людном месте – это все равно убийство. Мы хотим, чтобы это безумие наконец закончилось.

В этом месте обычно завершаются рассуждения о мире во всем мире и дружбе между народами. Зато начинается рассказ об источниках и составных частях музыки Fun-Da-Mental. О суфийской музыке каввали мы уже говорили. Далее в порядке перечисления идет использование традиционных народных инструментов вроде бангры, участие в деятельности группы массы харизматических музыкальных деятелей, вроде Нусрат Фатех Али Хана и хора Африканского национального конгресса ЮАР, и, конечно, миксы ди-джея Impi-D – наверное, единственного постоянного участника группы. Все, вместе взятое, образует звуковой коктейль Молотова – Риббентропа, по сравнению с которым Prodigi образца начала XXI века слушаются как дискотека «Кому за 30».

Х: Насколько серьезно ты относишься к музыкальной составляющей твоего проекта? Чем для вас является ваша музыка – равноправной частью Fun-Da-Mental или простым фоном для текстовых провокаций?

АН: Это было бы несправедливо по отношению к нашей креативной деятельности. Мы никогда не противопоставляем музыку и тексты, когда делаем наши песни и конструируем звуки. Понимаешь, о чем я? Звуки и эмоции составляют много слоев, и все они должны доставлять абсолютную радость и удовольствие. К тому же, если тебе не нравится наши политические программы, слушай нашу музыку, можешь даже написать туда другие слова. Это никому не возбраняется. Хотя, конечно, тексты – это главный смысл существования Fun-Da-Mental.

Х: В песнях ты называешь белое большинство «террористами» и «эксплуататорами». Что ты думаешь касательно того, что множество «эксплуататоров» покупают твои пластинки и ходят на твои шоу?

АН: Да ладно, не гони! Мы поем также и про массу гадостей, которыми занимаются правительства исламских стран. То, что мы высказываем нашу точку зрения по поводу каких-то вещей, не означает, что у нас нет своего мнения по поводу того, о чем мы не говорим. Есть достаточно свидетельств того, что западная полит-система эксплуатирует людей, у нее руки по локоть в крови по части внешней политики. И не только в мусульманской крови, но и в крови множества других народов. Это не только акт терроризма, но и колониализм, империализм, расизм, основанный на идеологии «белого превосходства». Мы верим, что большинство людей на Западе не согласны с тем, что творят их правительства, и мы думаем, что именно такие люди покупают наши пластинки.

Х: Легко ли быть одновременно радикальными и являться самым коммерчески успешным этно-проектом десятилетия?

АН: Это зависит от того, является ли твоя радикальность данью моде или нет. Она может хорошо продаваться, но если ты обратишься к истории Fun-Da-Mental, ты увидишь, что мы серьезно относились к своей работе – мы до сих пор, возможно, самая политизированная группа в мире! Мы не идем на компромиссы ни в искусстве, ни в политике, Правда, что после многих лет мы все еще на пике успеха, но не в коммерческом смысле. Наша страсть, искренность и честность помогла нам. Мы изначально плевать хотели на коммерцию, но именно это неким извращенным для нынешнего мира образом помогло нам стать успешными.

Поскольку, с точки зрения Аки Наваза, в России существует огромное количество проблем, из числа тех, с которыми Fun-Da-Mental готовы бороться не на жизнь, а на смерть, группа с удовольствием посещает родину слонов. Правда, говорят, что сюда ее пускают с некоторым отчетливо слышным скрипом – видимо, некоторые чиновники узнали себя в навазовских словесных портретах. Тем не менее, ближайшее выступление FDM у нас в гостях однозначно запланировано двадцать второго июля на рок-фестивале «Крылья» и состоится при любой погоде, за исключением цунами и метеоритного дождя. Кроме этого, не исключено, что в выступлении мультикультуралиста Аки Наваза прозвучат и родные сердцу напевы…

Х: Скажи, тебе интересна русская народная музыка? Не планируешь использовать русские народные мотивы в своих будущих миксах?

АН: Да, я слышал кое-что. К сожалению, я не понимаю слов, но я понимаю, насколько эта традиция ценна – не только для вас. По-моему, я уже использовал несколько сэмплов в наших песнях. Надеюсь, что у меня будет возможность подиджеить и сыграть несколько трэков на русскую народную тему с дисков, которые я закупил в Питере. У русских огромная история, создавшая великое искусство и великую музыку – в отличие от США, история которых – это история преступлений. Искусство тем лучше, чем меньше оно похоже на американское. Я вдохновлен музыкой всех народов мира.

Х: Множество людей сравнивают твой сценический образ с британскими панк-группами семидесятых. Как эта музыка повлияла на вашу креативность? Что ты сам слушаешь в свободное время?

АН: Первой группой, которую я увидел живьем, были Sex Pistols. После этого я тотально вдохновился панк-движением, особенно той его частью, которая призывает к конфронтации с государством и развенчанию обывательщины. Это сразу же привело к тому, что у меня начались конфликты с большинством моих друзей, которые не были настолько радикальны. Я был «бунтарем без причины» больше, чем кто бы то ни было. Между панком и исламом я вижу сильнейшую связь, поскольку они пользуются нешаблонными методами убеждения и призывают не быть слугой государства или правительства, а служить высшей идее.

Х: С одной стороны, ты агитируешь за радикальные акции против угнетателей национальных меньшинств. С другой – поешь о любви и мире во всем мире. Где же все-таки настоящий Fun-Da-Mental?

АН: Мы выступаем против множества вещей, таких, как расизм и другие «измы». Просто так получается, что ислам сегодня находится в центре фокуса всех этих проблем. Но мы боремся за права всех людей, независимо от того, касаются их нарушения лично нас, или нет. В ЮАР мы боремся против апартеида, в Австралии – против расизма по отношению к аборигенам, в Новой Зеландии мы поддерживаем маори. Мы путешествовали по Боснии и видели чудовищные преступления военщины против беззащитных женщин и детей. В Ливане мы встречали людей, воевавших с Израилем. Мы боремся за мир, но, чтобы победить, мы должны воевать – за мир и равенство. Эта война изнуряет нас и опустошает эмоционально, поскольку для нас это очень личное и серьезное занятие. Да, мы иногда противоречим сами себе, но это вообще свойственно жизни – быть противоречивой. Реальная борьба далека от романтики. Мусульмане мало чем отличаются от остальных людей, скажем, от евреев, но мы не можем сказать про себя, что мы миролюбивы, до тех пор, пока наши враги нас убивают. Запад любит воевать, но не хочет, чтобы воевали против него, Запад любит эксплуатировать, но не хочет быть эксплуатируемым, любит убивать, но сам не хочет быть убитым. Но если мусульмане или любые другие люди третьего мира будут делать то же самое с Западом, я буду защищать Запад. Наша цель – равенство.

А также свобода и братство, добавим мы уже от себя. Доподлинно неизвестно, какого именно успеха добьется лидер Fun-Da-Mental в этом благом начинании, поскольку усилия большинства его предшественников по этой части увенчались безуспешно. Впрочем, для слушателя гораздо более важно, чтобы в процессе исполнения музыки его цепляло и колбасило. Чтобы душа сначала развернулась, потом обратно завернулась, а главное – горела за общее дело, не так уж и важно, какое. С этой задачей FDM традиционно справляются на ура.

Журнал "Хулиган", август 2007.


Рецензии