Роберт Стадлер. Центростремительные Вещи

ДОЛОЙ НАШЕСТВИЕ ШИРПОТРЕБА!

Одни дизайнеры больше всего на свете стремятся, чтобы «их» вещи не называли их имен. Работы других, наоборот, громко и отчетливо говорят о своем создателе. Решать, к какой категории относятся объекты, порожденные европейским мастером Робертом Стадлером, предоставляем тебе самостоятельно.

Очевидно пока что следующее. Вещи Стадлера патологически не способны уживаться ни с какими другими вещами – даже с другими вещами Стадлера. Они настоятельно организуют пространство вокруг себя таким образом, что немедленно становятся центром внимания и созерцания. Это не зависит от того, насколько высока или низка их функциональная составляющая: среди произведений Роберта есть и мегаполезные штуки, вроде стола с передвижной перегородкой – скажем, чтобы кушать на одной стороне, а работать на другой и не мешать ноутбук с котлетами, – и мегабесполезные обжедары, такие, как впечатляюще прекрасный «изъеденный временем» пластмассовый садовый стул. Центростремительный потенциал настолько ощутим, что кое-кто, возможно, и побоялся бы приобретать эти предметы для собственной квартиры – чего доброго, придется еще перепланировать помещение и перекрашивать стены.

«Хулиган»: Что заставило тебя начать работать в одиночку? Тебе тесны рамки групповых проектов?

Роберт Стадлер: Нет, никто на меня не давит. Просто у меня возникло желание время от времени быть свободным и принимать на себя ответственность за результаты своей работы. Но групповая работа по-прежнему присутствует в моей жизни – это хорошее сочетание.

Х: Как это следует из биографии, выложенной на твоем сайте, ты живешь в Париже и Рио-де-Жанейро. Почему ты выбрал для себя столь непохожие друг на друга города?

РС: Ну что ж, насчет Парижа – так все случайно совпало. Я кое-что слышал о художественной школе Les Ateliers, когда учился в Милане, и мне стало интересно. Я прошел там стажировку, и, наконец, после некоторого времени переездов между Миланом, Парижем и австрийским Линцем, когда я работал преподавателем, я остался в Париже. С Рио-де-Жанейро все вышло совсем по-другому. С одной стороны, около четырех лет назад, мне захотелось сделать перерыв и отдохнуть. Так получилось, что одновременно с этим меня пригласили в Рио еще и как художника. Там я замечательно провел время и подружился со множеством чудесных людей, и это изменило мой взгляд на кое-какие вещи. В Европе можно получить все, что угодно, но за это мы расплачиваемся постоянными стрессами, негативом и чувством вины по малейшему поводу. В Бразилии гораздо меньше того, что мы называем «стандартом жизни», но люди хотя бы иногда улыбаются. Конечно, это звучит банально, но для меня оказалось важным постоянно находиться между этими двумя реальностями. Поэтому два или три месяца в году я там живу. И, как бы это ни казалось невероятным, даже там работаю!

Х: Вопрос вдогонку. Ты родился в Вене, учился в Милане, живешь в Рио и Париже. Другими словами, ты типичный «гражданин мира». Космополитизм, стирание географических различий и прочее в таком духе – это сознательная жизненная философия, или же так вышло случайно?

РС: Не знаю. Точно могу сказать, я это никак не планировал. Все началось с того, что мне надоело жить в Вене…

Х: Твоя работа «+336+» – зеркало, проецирующее SMS-ки. Во-первых, что означает это название? Во-вторых, означает ли это, что ты на короткой ноге с современными хай-тек технологиями, и что люди должны дружить с ними, вместо того, чтобы от них бежать? Хорош или плох технический прогресс для человечества в целом?

РС: «+336+» – это цифры, которые ты должен набрать во Франции, прежде чем набирать номер мобильного телефона. Идея с зеркалом была попыткой встроить цифровую технологию в объект, который никаким боком с ней не ассоциируется. Ну, и еще вовлечь ее пользователя в новый пользовательский сценарий относительно него. Еще один важный аспект – сокращение безграничных возможностей регистрации данных, передачи и обработки цифровой информации для того, чтобы сосредоточиться на том, что было важным для меня, когда я начинал этот проект: на поэтическом способе восприятия информации. Например, для того, чтобы заставить зеркало поделиться с тобой новыми сообщениями, ты должен помахать рукой перед ним. Затем, после того, как сообщение будет прочитано, оно автоматически сотрется. Как говорили в Австрии, «священник молится только один раз»…

Х: Множество созданных тобою вещей должны окружать людей в их повседневной жизни, чтобы сделать ее более удобной, чтобы они могли почувствовать себя лучше. Как ты относишься к современной культуре консюмеризма? Тебя можно назвать потребителем?

РС: Я не очень большой фанат потреблять. В общем, этого недостаточно, чтобы сделать меня счастливым. Некоторые из моих работ задуманы таким образом, чтобы смешать традиционную классификацию предметов, так что я не всегда ставлю своей целью помочь людям чувствовать себя лучше. Я довольно критически отношусь к нашествию ширпотреба.

Х: Такие твои работы, как «Вечно молодой» и «Покойся с миром» в той или иной степени связаны с темами старения и смерти. Сегодня многие буквально сдвинулись на модной идее остановить время – пластический хирургии, инъекциях ботокса, диетах и прочем. Намерен ли ты следовать этой моде, или же ты принимаешь старение и смерть с философским безмолвием?

РС: Я не думаю, что это такая уж новая мода. Это делала еще Клеопатра – конечно, так, как понимали в ее эпоху. Лично я слежу за собой, но это не означает, что я не пытаюсь размышлять о человеческом возрасте и его проявлениях. Особенно потому, что мой тренер – вдохновенный рэпер и очень много болтает о философии, в то время, как гоняет меня по спортзалу!


Журнал "Хулиган", август 2007.


Рецензии