Дикие тюльпаны. Глава 11 Хатки. Глава 12 Котя

Иван Григорьевич, что каждое лето только тем и занимался, что обновлял старые стены, привёз однажды здоровую кучу песка. Вы не представляете, что это было за счастье! Песок влажный, только с карьера, до того приятно в него было запускать всю пятерню. Дети тут же облепили кучу, как мухи сахар, взрослые не ругают, можно и порыться. Лахва! Но что ковыряться без дела, давайте хатки строить. И работа закипела.


Сначала возводились стены, потом комнатные перегородки, они делались намного тоньше наружных стен. Всё продумано у юных строителей. Затем из того же песка лепились кроватки, столы и даже крохотные скамеечки. Благо песочек сырой, не успел просохнуть от знойного солнца, и твори из него что хочешь. Ккроме крыши, да она и не нужна, а то не будет видно, что куколка в домике делает.


Строительная бригада работает по-ударному. Скорость не отражается на качестве, каждый сооружает жильё себе, а не для всех, а это большая разница. Лёлька как бы, не старалась ни за что не сделает хатку лучше, чем у Гали! Нинка та, конечно, может, к сожалению.


 Галя ревниво поглядывает в сторону старшей Лёлькиной сестры и усердствует с ещё большим рвением. Наконец-то домики готовы, застлали кровати тряпочками-одеялками, чем богаты, да и принялись за настоящую игру. Во имя чего стройка была и затеяна.


 Галина кукла пошла гулять, Нинка свою дочку, чтоб только не так, как у Гальки, уложила спать. Самолюбивая соседка никогда не повторяла за Галей. Вот уж воистину росло два барана: одна другой никогда не уступит. Все детские годы это соперничество было между ними.


 Лёлька сидела в глубокой задумчивости, смотрела то на подружку, то на сестру, решая, по всей видимости, за кем же повторить, раз сама ничего не может придумать. И следом за Галиной куклой, отправляет и свою лялю гулять. Ну, как прикажете терпеть эту безмозглую Лельку? Ведь такое попугайство повторялось слишком часто.


 Иногда Галя великодушно позволяла повторные действия, но сколько можно? И что интересно, повторяла Лёлька всё за Галей, а не за Нинкой. Хватит, надоело! «Не повторяй за мной, а то я не буду с тобой играть!» шипит подруга.


Ох, Галя, Галя, какая же ты была нехорошая девочка, ведь Лёля младше тебя почти на три года. Но никаких скидок на возраст Лёльке не делалось. Галька не собиралась за здорово живёшь, раздавать собственные придумки, и Лелька должна об этом помнить! И самая маленькая из всех застыла в нерешительности, боясь ослушаться сердитую подружку, и, не зная, что делать с куклой.


Справедливости ради, хочется сказать, что Галя очень любила Лёльку, сама того не сознавая. Она, естественно, не сидела и не думала – ах, как я люблю Лёльку! Но самая младшая из Будяков, была ей всегда необходима, почти, как воздух. Простодушную и доверчивую Лёльку, в своё время, не могла заменить никакая другая девочка, все были не такими. И это святая, правда.


Придёт пора, когда дети повзрослеют и даже постареют, на Галины рифмованные строки, посвящённые маленькой повторухе, Ольга Ивановна ответит тоже стихами и оставить их без внимания ни в коем разе нельзя, потому что они очень конкретно отражают сложный характер нашей героини.
Моей любимой подружке детства

Подружка твои откровения
Задели мне сердце и ранили.
Я тоже свои творения
Хочу вложить в послание.

Язык твой колкий и меткий,
И чувство справедливости
Любой из нас заметил,
Заслужишь, не жди милости.

Найдёшь ты слова и скажешь,
Куда до тебя прокурору.
Ты взглядом своим накажешь,
Такой ты была в ту пору.

Тебя никогда не обманешь,
Ты видишь под землю три метра,
Но ты и сама понимаешь,
Что дар тот совсем не от ветра.

Тебе по наследству досталось
Видеть то, что не видят другие.
Нам всем твоя мама гадала,
Прости, она уж давно в могиле.

Скольких она обогрела,
Я помню немую старушку.
Не знаю такого дела,
Куда не вложила бы душу.

Детишек от крика отшепчет,
Беду отольет она воском,
Других добрым словом излечит
Гречанка в селенье русском.

Подружка, какая жалость,
Того не вернуть, что было,
Но в сердце моём осталось,
И я ничего не забыла.

Нельзя войти в реку два раза,
Порой же хочу окунуться,
И как бы было прекрасно,
В детство на миг вернуться.

Прочитав стихотворение, в котором не солгана ни единая строчка, Галина Панайотовна улыбнулась – и тут Лелька повторила за ней...




КОТЯ


Смотрит как-то Галя: Будяки возле своей калитки, счастливые такие. Стоят, улыбаются, явно чему-то радуются, аж противно. Увидели соседку, замахали руками, мол, иди скорей сюда! Чего это у них там стряслось?


 Девочка не торопилась услышать про что-то хорошее, что, наверняка, случилось у соседей, иначе с чего б они так лыбились. Тем более, когда у Чиликидиных на сегодняшний день ничего такого значительного не произошло.


 Не спеша, перешла дорогу, ну, что там у вас? «У нас маленький есть!» сообщают сёстры сногсшибательную новость, сами не перестают улыбаться. Брешут, наверное! «А откуда?» спрашивает изумлённая Галя, чувствуя уже, что говорят ей девчата истинную правду, про такое разве можно врать. Мать вчера из Тахтамукая привезла, ну, съездила в магазин и купила! Вот это да... Во, дают Будяки – настоящего ребёнка купили!


Повели смотреть. Самая лучшая и большая комната в совхозских домах называлась – залом. Так вот младенец лежал на диване, в зале и отражался в зеркале шифоньера. «Вот он….» шепчут очумелые от счастья сёстры. Ладно, Галя и сама видела; ничего особенного, личико красное такое и совсем некрасивое, и чо радоваться? Ну, купили и купили, подумаешь невидаль – дитё крохотное.


 Да, если Галя свою мамку попросит, она не такого красавца притащит! Но вслух по этому поводу ничего сказано не было. Потому, что девочка и сама понимала всю несбыточность такой покупки. А уж Будяки точно ей не поверят, зачем зря ставить себя в неловкое положение. Долго возле маленького нельзя, девчата зашикали, мол, пойдём, пойдём….


Вышли на улицу. Галя глубоко вздохнула. Да, дела. А девочки, всё ещё очень возбуждённые, не переставая улыбаться, смотрят на соседку, ну, как – понравился? Хотя Галя и позавидовала Лёльке и Нинке, и знала на сто процентов, что ей не иметь никогда, пусть и краснокожей, но живой и очень для неё необходимой игрушки. И даже с учётом того, что малыш ей не понравился, она не могла обидеть подруг. И с чистым сердцем соврала: «Да». Домой шла в подавленном состоянии – вечно у мамки нет денег!


Это было первое знакомство с четвёртым и последним ребёнком Васькой Будяком, появление которого со счетов не сбросишь. Красный, не красный отныне и навсегда занял своё место в Галином окружении, и от этого было не уйти.

 Рос Васька залюбленным ребёнком, Клавдия Григорьевна звала его «Котей», так на всю жизнь Котей и остался. Взрослые души в нём не чаяли. Ещё бы! Самый младший, после трёх девок, когда может и не верили в его появление.


 Дни шли, Васька мужал прямо на глазах, аппетитом не страдал, быстро наел себе толстые щёчки. Кожа к этому времени стало беленькой, и хотя красотой не блистал, но ничего неприятного в нём не было. Ну, если за исключением, когда резался зуб: слюни распустил, плачет, не знает на чьих руках остановиться. То к бабуне, то к матери, то к Ивану Григорьевичу просится, вообще устроил переполох, носились с ним, как с писаной торбой и всё из-за какого-то зуба.


Было маленькому Будяку год с небольшим, потому что стоял он на ножках уже твёрдо. Поставили его в манеж. Громко сказано – манеж. Самодельный ящик, но Будякам нравилось это редкое слово, тоже любили оригинальничать. Так вот поставили Котю в манеж под абрикосы, игрушек накидали и типа того – нам некогда, займи себя сам.


 Но не таков простак Василий Иванович, ревёт, требует к себе внимания, взрослые бегают по двору, что-то спешное делают, и до наследника никому не было дела. Развлекать брата было святой обязанностью Нинки и Лёльки, и чего они кочевряжились, кто ж их поймёт?


 А тут как раз и Галя пришла, увидела, погремушка валяется, что разгневанный ребёнок швырнул в сердцах, подняла её и подала Васе. Дитятко берёт игрушку пухлыми ручками, перебирает пальчиками, как вроде что-то понимает и успокаивается.


И этот уникальный момент тут же подметил Иван Григорьевич: «Вот Галя хорошая девочка, она помогает Васю смотреть, а вы бессовестные...". Короче и такие и сякие Нинка и Лёлька, естественно, и чуть ли из дому их не выгонял.


 Надо знать, что значили эти слова для маленькой Гали, которая, попадая к Будякам, не знала как себя вести, при встрече с дядькой Ванькой, то ли говорить ему «Здрасте», то ли прошмыгнуть незамеченной? Иван Григорьевич в упор не видел никогда соседскую девчонку. Он не обращал на неё никакого внимания, словно она была невидимой. И вдруг заметил да вдобавок похвалил – это дорогого стоило! Поэтому она сделает всё, чтоб ни в коем разе не разочаровать близкого соседа.


А Васька не дурак – повертел, покрутил игрушечку в руках, да бросил на землю и опять ревака даёт! Галя тут же с готовностью, с чувством полной ответственности за досуг единственного сыны Ивана Григорьевича, поднимает побрякушку, и подаёт мальчику. Тот берёт в руки, и уже не рассматривая, пуляет из манежа. Котя кидает, а Галя подаёт и так много раз. Это уже начинает няньке не нравиться, но похвала обязывает. Запасаясь терпением, изображая на лице полную приятность, девочка добросовестно гнёт спину.


Сёстры здесь же, в сторонке недобрыми взглядами следят за происходящим, чувствуют, наверное, перемену в Галином поведении. Этот Васька кого хочешь, утомит. Но по глазам видно, что подружке нисколько не сочувствуют, а наоборот, злорадствуют. Это тебе не мэд кушать, так тебе и надо!


Господи! Да что же это такое, до чего противный этот Котя, издевается он, что ли? А Иван Григорьевич, ходит по двору, дела делает, а сам промежду прочим всё похваливает соседку. Дескать, какая Галя умница, так им помогает, а его дочери пусть идут куда хотят...


Галя с завистью оглядывалась на своих подруг. Смотреть Ваську по всем писанным и неписанным законам должны были они, его родные сёстры. Во имя чего она сейчас мучится с этим паршивым ребёнком? Ах, да, во имя похвалы. Но, замаявшись настолько, что к Ваське клокотала одна ненависть, девочка вдруг осознала, что похвала дядьки Ваньки совсем её не радует. Что ей совершенно до лампочки, что он о ней будет думать: хороший Галя человек или плохой.


 Она с тоской смотрела на родную хату и не чаяла туда скорей попасть. Младший Будяк не замолкал ни на минуту, он разбросал все, что было под рукой и настойчиво, с криком резаного поросёнка просился на руки кого-нибудь из взрослых. На няньку ему было наплевать. Казалось ещё один вопль и девочка не выдержит: даст по морде сопливому Коте, а там будь, что будет – побежит домой и спрячется.

 Но Бог миловал, до мордобоя дело не дошло. Подошла бабуня, Васька заткнулся, а Галя, дай Господи, ноги! Только пыль оседала на дороге. В освобождение не верилось.

В хате было тихо и прохладно. Зачем она пошла к Будякам? И хвалить её не надо, и Котю паршивца не надо!


Рецензии
Глядя на Вас милый Галченок хочется жить. Я это говорил, но готов повторять, повторять и повторять. Доброго дня Вам, доброго вечера, доброй ночи, доброго рассвета и доброй жизни. Я-Юрка.

Юрий Давыдов 2   10.07.2019 21:32     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрочка! Вы растрогали меня до слез, что не говори, а добрые слова согревают нам душу и все кажется не так уж и плохо. И Вам, Юрчело,(так я называла своего брата)добра и света, тепла и сбывшихся надежд! С почитанием и уважением, Галина.

Галина Чиликиди   11.07.2019 21:37   Заявить о нарушении
Ну, что сказать, одно лишь я могу сказать-спасибо, большое спасибо Вам Галченок! Я-Юрка!

Юрий Давыдов 2   11.07.2019 23:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.