AZ Есмь!

ФОЛЬКЛОР MEETZ ГРАФФИТИ

- Имя?
- AZ Crew.
- Да нет, ты че, тупой? Твое имя.
- Меня зовут Grino.
- А этих двух?Чего они молчат-то?
- Вася Pero и Андрей Yarok. Сержант, у меня тут такая вот бумажка завалялась – это не вы случайно обронили?
- Запомни – белорусские менты взяток не берут!

Примерно так должен выглядеть сценарий про невероятные приключения граффитистов из старейшей белорусской банды AZ Crew на просторах родной республики Беларусь в стиле «оптимистическая трагедия». Хотя белорусской – это уже, что называется, поздняк метаться. Костяк творческого коллектива с некоторых пор плотно тусует и рисует в Москве – что называется, утечка талантов в действии. Родина щедро кормила их березовой кашей в виде неподкупных стражей порядка, нереальных цен на расходные материалы и полного информационного вакуума. Московские просторы оказались куда более дружелюбными для творческого освоения – особенно после свинцовых домашних реалий.
С самого начала нарушителей общественного порядка было пятеро – к инициативной тройке примкнули брат Grino по имени Tame и еще один чел, которого звали Urteco. Все эти интересные процессы происходили в небольшом городке Речица на белорусском юге. Понятно, что с такими вещами, как Интернет или специализированные граффити-издания в Речице наблюдалась большая напряженка, обратно пропорциональная рвению тех, кто с этим самым граффити боролся. Как вспоминает Grino, городские граффити закрашивали чуть ли не на следующий день после их нанесения. Что, однако, не мешало AZ проводить адреналиновые арт-акции на различных охраняемых территориях, используя в процессе все доступные подручные материалы – эмаль, водоэмульсионку, газеты, кисти, валики, маркеры… Чуть позже тусовка профхулиганов начала бомбить в крупных городах, таких, как Гомель и Минск. В первом, правда, совершенно легально – на фестивале «Meeting Of Styles». А вот во втором случилась самая капитальная, на данный момент, художественная акция данного творческого объединения – тотальное разрисовывание клубной крыши. Задачу сильно усложняла ночь, зима, холод, ледяная жесть и толпа народа внизу у входа в клуб.
Гомельский «митинг» не прошел для азов бесследно. Появились новые друзья, знакомства, связи, вписки, логины, пароли и явки. По этой подпольной технологии, досконально отработанной белорусами во время Великой Отечественной, в Речицу стала поступать долгожданная инфа о работах забугорных графферов. Некоторые члены AZ Crew вскорости попали за границу лично и увидели там гигантское количество своего любимого стаффа, от чего вступили в еще более глобальный угар. В это же примерно время до Белоруси доехали первые фото Диты фон Тиз, которая была единогласно избрана женским секс-символом команды. Мужским секс-символом коллеги почитают деда Grino, который в годы Второй Мировой активно занимался отработкой передовых партизанских методик на немецких оккупантах.

ДОСЬЕ AZ CREW. ИЗ АРХИВОВ БЕЛОРУССКОЙ МИЛИЦИИ
Любимый художник: Ларс Хенкель, Пабло Бернаскони, Нэйт Уильямс.
Любимый мультипликатор: Кристиан Сегавски, Ян Шванмайер, Иван Максимов.
Любимый писатель: Чак Паланик, Габриэль Гарсиа Маркес, Льюис Кэролл.
Хобби: Съемка самопальных мультфильмов про человечков из картошки, ягод и угольков.
Антигерой: Мэрилин Мэнсон, Хайао Миядзаки, Стимбой.

С этого момента туса начала использовать любой подходящий момент для того, чтобы рисовать на всех доступных поверхностях. Сказать, что в результате ими сильно заинтересовались местные копы – значит, не сказать ничего. Уличных художников неоднократно палили, вязали и принимали, заставляя платить умеренные, по местным расценкам, штрафы. Но после нескольких особо циничных бомбингов в столицах власти подняли планку до трех месяцев в узилище. Что, понятно, для вольных рисовальщиков было совершенно неприемлемо. Поскольку идея перестать рисовать даже не рассматривалась как полный анрил, было принято стратегическое решение перебазироваться в Россию. На родине остались только двое из пятерых – Tame, по причине обучения в художественном училище, и Urteco, который успел обзавестиcь работой по части наружной рекламы. Правда, троица немедленно начала строить зловещие планы по похищению и передислокации оставшихся двух челов на российские граффити-плацдармы – сказываются все-таки партизанские корни.
До тех пор, пока этого не случилось, нам остается только вдумчиво рассматривать произведения AZ Crew на самых разнообразных граффити-фестах. В числе которых уже присутствуют такие авторитетные названия, как Write 4 Gold и Art Of Foam. Козырь AZ – нестандартные приемы для реализации своих творческих идей. Например, белорусский народный фольклор и национальный колорит. Творческие усилия команды не просто радуют глаз стороннего наблюдателя, но и находят поддержку со стороны фестивальных жюри – скажем, на Art Of Foam туса была премирована мощным подгоном в виде чека на покупку одежды в магазине Quiksilver. Что, разумеется, сильно пригодилось московско-белорусским граффитистам в домашнем хозяйстве.
Вот так и живут ребята из AZ Crew – надеемся, что делать это впредь они намереваются долго и счастливо. «Жизнь сурова», – говорит Grino, – «и в ней часто имеет место быть нездоровый хэппи-энд, или вообще не бывает хэппи-энда. Но на этом не стоит запариваться». На наш взгляд, у них пока неплохо получается.

Журнал "Хулиган", октябрь 2007.


Рецензии