Эндрю Чэпмен. Фотограф Одиноких Сердец

Есть символ, понятный каждому человеку на Земле – независимо от места проживания, цвета кожи и названия любимой футбольной команды. Сердце. Эмблема наших представлений о жизненной силе, жизни, любви и взаимном притяжении.

Англичанин Эндрю Чэпмен вдумчиво анализирует языковые метафоры, с пугающим реализмом переводя их на язык фотографии – буквально. «Раненое сердце», «золотое сердце», «бессердечность», «сердечный человек», «от всего сердца» – похожие выражения наверняка найдутся в лексиконе всех народов мира, но мало кто представляет себе, на что это похоже. Ну что ж, добро пожаловать в «рай, ад и все, что между ними», как выразился сам автор, представлявший свой проект «Hearts».
За первые тридцать лет своего существования Эндрю уже успел как следует распылиться. По его собственным словам, он пробовал себя в графическом дизайне, керамике, скульптуре, изящном искусстве, музыке, участвовал в спектаклях, снимал любительское кино. Помимо того, что всерьез собирался стать морским биологом, ради чего исправно посещал Плимутский университет. Тем не менее, в один примечательный день ветер переменился еще раз, и будущий биолог решил, что заниматься столькими видами искусств зараз несерьезно. Поэтому выбрал для себя важнейшее – фотографию, пустив заодно побоку и морскую биологию. Новыми работодателями молодого фрилансера стали модные и музыкальные журналы. «Хотя», – не без иронии замечает Чэпмен, – «это не та отрасль фотоискусства, в которой легко преуспеть, и к тому же не самая денежная». Но тут же добавляет, что заниматься съемкой он собрался всерьез и надолго, вплоть до тех пор, пока банк не опишет его оборудование за долги. Наверное, шутит так.
Короче говоря, длинной биографии Эндрю пока себе не нажил. Зато нажил массу интересных идей – как концептуальных, так и сугубо деловых. К первым относится уже упоминавшийся проект «Сердца», вдохновленный иллюзорными фантазиями Дали, Магритта и Эрнста и точно вымеренной перспективой мастеров Возрождения. В поисках тонких аллегорий Эндрю пришлось препарировать не один ни в чем не повинный свиной и овечий орган, а студию для съемок смонтировать у себя в гостиной, которая тут же пропиталась ароматами несвежего мяса. О чем вряд ли можно догадаться, наблюдая конечный результат – изящное и шокирующее повествование о нашем внутреннем мире. Кстати, вот еще одна метафора, которую многие начинают понимать в совершенно ином ключе после знакомства с «Сердцами».
Что же касается бизнеса, то своеобразный талант художника здесь проявился круче всего в процессе рекламной съемки для магазина «Electric Gypsy», торгующего одеждой в стиле ретро-фанк а-ля «привет из Вудстока». Для фотосессии, выдержанной в эстетике винтажного «Плейбоя» Эндрю пригласил не профессиональных моделей, а людей с улицы в буквальном смысле. Для чего обошел с расклейкой почти весь город и отправил массу электронных писем в местные школы, колледжи, университеты и художественные общества – пытаясь вовлечь в это как можно большее количество народа. Как ни странно, но желающих поучаствовать оказалось гораздо больше, чем креативщики могли себе вообразить, так что без кастинга на этот раз не обошлось. Вместо этого обошлось без умопомрачительных модельных гонораров: двенадцатичасовая съемка и постпродакшн потянули на смешную сумму в сто фунтов – или какие у них там в Англии сейчас денежные единицы?
Хотя, конечно, все затевалось не ради денег. «Смысл нашей постановки заключался в том, что мода – это не какие-то бешено красивые люди, одетые в недосягаемо дорогие одежды», – объясняет Эндрю. – «Я хотел, чтобы люди увидели своих соседей, носящих такую же одежду, и, самое главное – способных быть красивыми и привлекательными».
Сердечный человек, не правда ли?

Журнал "Хулиган", октябрь 2007.


Рецензии