Погр. одиссея. ч. 2 гл. 1 Представляюсь по случаю

   
Начало: http://proza.ru/2009/01/11/115

   «Он нашел свой дворик в городке у моря
   И без всяких видимых причин,
   Растревожив память, начал тихо плакать
   Человек, влюбленный в Сахалин»
   Игорь Николаев.
      
      Это было в то время, когда на охрану морских границ у государства, Советского Союза, было достаточно средств, чтобы не думать об этом. Корабли ходили в море, занимались боевой подготовкой, стояли в дежурстве и ремонте, все проходило без шума и ажиотажа. У руководства хватало ума проводить   профилактику технике и людям, предупреждать поломки и аварии кораблей, не загоняя людей и корабли до коматозного состояния.
      Не надо было думать про топливо для кораблей, про питание для матросов и про деньги для ремонта. Снабжение кораблей морских частей погранвойск всем необходимым осуществляло ХозУ КГБ при Совете Министров СССР.
      Это было в то время, когда  охрана границы была важнее,  шумихи и разговоров о ней, когда начиналась борьба за 200 мильную экономическую зону.
      Это было время, когда, если чего-то не хватало,   то только не силы духа. Была твердая уверенность в правоте своего дела, выбранного пути и успехов в личной жизни и в карьере. О будущем не думали, решали насущные проблемы.
     В аэропорту Краснодара, за стоящими столиками, уставленными бутылками с Новороссийским  пивом,  прощались лейтенанты. Прощались после переподготовки в учебном центре специалистов морских частей погранвойск. В простонародье Анапы в  моршколе. Самолеты уходили друг за другом по всем направлениям: Ленинград, Киев, Калининград, Баку, Владивосток. Лейтенанты  расставались  спокойно, за два месяца переподготовки из них улетучилось курсантское легкомыслие. Седые капитаны 2 и 1 ранга  с зеленым кантом быстро сбили флотскую бесшабашность и «удаль». Лейтенанты стали серьезными, они  улетали за женами, собирать и отправлять багаж, чтобы со всем скарбом улететь к новому месту службы. В предписаниях были указаны города, где находились пограничные округа, туда и надо было прибыть.
       Большая часть всех лейтенантов улетало во Владивосток, в далекий неизведанный край. Он тянул к себе охотой к перемене мест, романтикой будущей службы, тайной непознанных  просторов.
     Ил-18 долго крутил  своими 4-мя винтами, гудел,  вздрагивал и,  наконец, стремительно побежал по взлетной полосе, вдавив пассажиров в спинки кресел. Через минуту оторвался от земли, немного провалившись, взял  курс на Восток.
     —Уважаемые пассажиры. Экипаж от имени аэрофлота приветствует Вас  на борту Ил-18, совершающего рейс по маршруту Ленинград—Тюмень—Красноярск—Чита—Владивосток…,—прозвучало в динамиках.
      Вот и взлетели, что ждет впереди. В груди, как перед экзаменом волнение, первая самостоятельная должность. Как тебя встретят? Что и говорить, пять лет учили, еще два месяца переучивали, а все равно какой-то страх. Как в бильярде или в шахматах, боязнь ошибиться при легком, но решающем ударе, или сделать неверный ход. Боязнь, которая как раз и приводит к такой ошибке. Счастливые люди, у которых нет такого мандража. А может таких людей не бывает?
      Да решающая встреча. Как там? Так, дается месяц на сдачу зачетов к самостоятельному исполнению обязанностей службы. А если не сдам, дается еще месяц, а если еще не сдам. Так не бывает, не уволят же, отправят «Ванькой» взводным в пехоту. Нет, лучше пусть увольняют. Что за чушь лезет в голову. Вот Сережа Березин, не грамма не волнуется или вида не подает. Но он постарше, мотористом на Метеоре работал, а там такие же двигатели как на 205-П, ему учеба собственно и не нужна была, двигателя он и так знал. Как не нужна, а философия, высшая математика, технология металлов.
    —Сережа, а ты не боишься?
    —Чего?
    —Быть командиром БЧ-5.
    —А чего бояться?  Моряков, это мы их быстро построим. Командира? Не волнуйся, начнут требовать, быстро освоишься. Это мощный тотализатор, погранцы командиры это умеют делать. Посмотришь.
    —А техника?
    —Что техника?
    —Если сломается.
    —Не волнуйся. Главное выкрутить все пробки после остановки дизеля, чтобы все  масло стекло из дизеля.  Потом провернуть перед пуском и завернуть, все обратно, чтобы гидроудара не было. Все остальное не твоя вина, она, если и  есть, то не  всегда доказуема.
      С Сережей сидим через проход, рядом с нами жены. Ольга и Лена. Вот у кого не заметно проблем, одни восторги. Они уже успели подружиться. Это хорошо. В самолете еще Юра Литвинов с женой и сыном.
      Во Владивосток прилетели  без задержек. Тот, кто прилетел первым, получил преимущество в выборе места службы. Мы были  первыми, не считая,  холостяков и тех кто, по каким-то причинам прибыл без жен. В Корсаков  было три места, туда мы попали с Березином и еще Петя Козлов с третьего класса.
      Управление погранвойск находилось на улице Ленинской, 67. В то время центральные улицы в городах назывались именно так, впрочем, и наше училище тоже носило имя Ленина. В полном названии оно упоминалось дважды: Ленинградское училище им. Ленина. Был еще Ленинградский метрополитен им. Ленина.
       Владивосток вначале  не произвел  восторга, как например Ленинград. Неброские здания в беспорядочном расположении вокруг бухты. В центре города развернуто строительство здания Крайкома КПСС. Большие расстояния, город разбросан вокруг сопок. Транспорт ходит отвратительно. Поселились в гостинице «Молодежная»,  на 2-й речке.  Все  три семьи, как и прилетели. Позже переехали в гостиницу  Золотой Рог,  знаменитую  тем, что в ней останавливался А.П. Чехов, возвращаясь с Сахалина.
      После Ленинграда Владивосток проигрывал во всем. В то время в Ленинграде был коммунизм. В магазинах было все и по низким ценам. Было много мест, где можно быстро и  вкусно поесть. Легко можно добраться в любое место. Главное в Ленинграде  всегда имелась возможность выпить кружку хорошего свежего пива. Во Владивостоке было все прямо противоположно. Поесть было негде в буквальном смысле слова. Кое-где торговали чебуреками, но они оказались рыбные. Оставались рестораны с высокими ценами и меню  с непривычным и невкусным выбором блюд.  Вместо пива вьетнамская бурда с содой. Впервые я почувствовал, что не все в порядке с нашим государством.  Любопытно то, что через 4 года я приехал во Владивосток и посчитал, что попал в рай, это после 4-х прожитых лет в Корсакове на Сахалине. Все познается в сравнении. Сейчас роднее Владивостока нет для меня города.
      Поначалу ежедневно приезжали в Управление на 4 троллейбусе, далее спускались на фуникулере*. Фуникулер—это было в диковинку. До Владивостока с ним не встречались. Когда жили в гостинице "Золотой Рог" ходили пешком, по Ленинской улице. Это самый центр города.
     Оптимист даже на кладбище видит не кресты, а плюсы. Мы были молодые, полные оптимизма. Стояла золотая приморская осень,  середина октября 1977 года. Было тепло, скромные бульвары и скверики Владивостока покрывались опавшей листвой. Повсюду слышалась песня «Листья желтые над городом кружатся». Настроение было хорошее, можно сказать романтическое. К лейтенантам в Управлении КТПО** относились по отечески заботливо,  внимательно выслушивая все пожелания,  предлагая части с вакантными должностями. Спустя много лет, когда сам служил в Управлении, при беседе с лейтенантами, прибывшими с училища, я всегда помнил, как обращались в свое время с нами. Можно сказать, что в Управлении КТПО сохранилась данная традиция и в настоящее время. Более того, мне известно, что регулярно проводятся сборы молодых офицеров с женами со всей границы Тихого океана  и Приморья. Морская граница Краснознаменного Тихоокеанского пограничного округа в то время  простиралась  от  Приморья до Чукотки.
     В морских частях  погранвойск Тихоокеанского пограничного управления был в то время своеобразный кадровый голод. Только инженер механиков прибыло более тридцати, а еще подъехали штурмана с Баку, Калининграда и местного им. Макарова. Были еще местные связисты, артиллеристы с Калининграда и замполиты недоучки, потому что учились в Киевском политическом 4 года.  Мы еще не думали о том, что через месяц они будут командовать нами. В этом согласитесь, была несправедливость. У них считалось, что образование высшее, а учатся 4 года и идут служить сразу заместителем командира корабля. Квартиры они тоже получали первыми. Мне повезло и с командиром и замполитом. Они были уже достаточно опытными, что позволило мне  перенимать опыт работы с личным составом.
      В управлении с нами занимались флагманские специалисты. Проходили беседы, инструктажи, напутствия. Направили всех членов семьи на медкомиссию, для определения годности к прохождению службы в районах, приравненных к крайнему Северу.
     Сильное впечатление произвел на меня флагманский механик Морского отдела КТПО  капитан 2 ранга Некрасов А.П..  Это был спокойный, серьезный офицер. Его манера излагать свои мысли поразила. Я уже встречал таких офицеров, в училище и на практике, но от него исходила уверенность, которая передавалась собеседнику. Через 8 месяцев я с ним встретился уже на Курилах. Он проводил проверку кораблей, после чего я еще больше проникся к нему с уважением. Я уже знал требования к БЧ-5 кораблей, исходящие от флагмана. Жалко, что он не задержался в округе и перевелся на Запад в Лиепая на завод. Вот уж этот Запад, сколько хороших людей переманил.
      И так Сахалин. 9 ОБПСКР***. Лейтенанты, получившие направление на Сахалин взяли билеты на теплоход «Мария Савина». Это было вполне комфортабельное пассажирское судно польской постройки с удобными каютами,  баром и рестораном. В то время на Дальнем Востоке существовало полновесное  пассажирское сообщение с вполне сносными ценами. Суда курсировали по всем направлениям. Камчадалы убыли тоже на пассажирском судне. Было и авиа сообщение. Пройдет двадцать лет и все будет разрушено.  Прошу заметить уважаемый читатель, что в 1890 году Чехов прибыл во Владивосток с Сахалина на пароходе «Петербург».
      Как только «Мария» оторвалась от причала, пассажиры высыпали на шкафут  любоваться  ночным Владивостоком. Это было чудо.
      Владивосток напоминал гигантский морской пассажирский лайнер с миллионами включенных огней. Они длинными бликами отражаются в бухте и сливаются с огнями стоящих у причала судов. Вдалеке видны огни дальних микрорайонов, напоминающих ленту перфоратора ЭВМ первого поколения.
     —Господи, красота-то, какая, смотри Володя,—расплылся впечатлительный Березин.
     —Согласен, такого я еще не видел. Где наши женщины, зря их нет.
     —Пойду, позову.
     «Мария» вышла в Японское море, огни Владивостока оставались все дальше и дальше. Когда еще вернемся сюда и вернемся ли. Теплоход начало покачивать, жены покинули палубу шкафута. Мужики еще постояли, покурили, подумали. Они как-то не заметно оказались в родной стихии. Уходить в каюту не хотелось. Обстановка настроила на лирический лад. «Мария» начала увеличивать обороты, свежий ветер заставил покинуть палубу и спустится в каюты. Оля, Лена были в койках, на лицах все признаки морской болезни. От ужина  естественно  отказались. 
       В ресторане полно свободных мест. За соседним столом гуляют холостяки калинградцы: Яговкин и Шевченко и другие. За время учебы уже успели примелькаться друг к другу. Сосед по столику коренной житель с Южно-Сахалинска. Он с удовольствием рассказывает про островную жизнь.
     —Мужики, вам повезло, что попали на Сахалин. Корсаков вообще чудо. У меня там друг на БМРТ ходит. Я вот себе машину с Владивостока везу. У меня мотоцикл с коляской был, теперь Жигули вот взял, 4 - ую модель. С машиной на Сахалине: охота, рыбалка, места красивейшие, по Долинской трассе. А что без жен-то сидите?
     —Да вот укачались жены.
     —Это хорошо, крепче любить будут. Попробуют по  чем фунт лиха. Пусть знают условия работы мужей. Мужики! А какое классное пиво в Южно-Сахалинске, после свадьбы утром кружечку опрокинешь, потом, не  спеша, повторишь, состояние, как будто ангел душу посетил.
     Утром к пришвартованному у пирса  Корсаковского Северного порта теплоходу подъехал автобус с военным номером. Всех прибывших офицеров с женами, среди которых некоторые были в положении, погрузили в автобус и отвезли в часть. Такой  заботой как оказалось, мы обязаны Николаю Свиридову, штурману из ТОВМУ, который прибыл в Корсаков с женой и маленьким ребенком. Его встречал старший брат, командир корабля, капитан-лейтенант с Курил. Его корабль стоял в ремонте в Корсакове. С Колей позже подружились. Он с Березином Сережей оказался на одном корабле. Хороший был штурман, но была у него слабость, бесконтрольная тяга к спиртному. В то время больше внимания уделяли на командирские и деловые качества, но все же  возлияния были под контролем у начпо.
      Выяснилось что, нас в бригаде уже давно ждали, все уже было приготовлено к встрече. Сразу же началось распределение по кораблям. В кабинет командира бригады вызывают по одному. Жен собрал начпо* в классе службы.
     —Товарищ капитан 2 ранга! Представляюсь по случаю прибытия к новому месту службы.- доложил я командиру бригады и сразу стало спокойно на душе.
     —Присаживайтесь. Взыскания за время учебы были?—спросил почему-то командир бригады.
     —Были, с командиром роты не было взаимопонимания.
     —Что?! Может и здесь, будете искать понимание. Вы это об этом забудьте,— далее уже спокойным тоном обращаясь к седому капитану 2 ранга,—Стас, куда направите этого непонятливого.
     —Пусть идет на 673,—сразу ответил  кавтораг, как впоследствии оказалось, это был начальник электромеханической службы Кобылинский Станислав Владимирович.
     —Начальник КЭС! Куда будете селить лейтенанта?
     —42 дом, квартира 77,—ответил старший лейтенант.
     —Сегодня расселить всех, обеспечить всем необходимым. Завтра на службу, на подъем флага. Вы свободны, пригласите следующего,—закончил командир бригады.
      Сразу за мной из кабинета комбрига вышел начальник КЭС. В  прихожей он потянул руку
     —Королев, будем знакомы.
      У двери  меня встретил моложавый капитан-лейтенант, приятной внешности. На лице отобразилась улыбка:
      —Командир ПСКР-673 Попов Евгений Арсеньевич! Пойдем со мной. Наверно деньги нужны?— услышал я от него и обрадовался, так все деньги были потратрачены на  теплоходе.
    —Так точно.
    —Вот бумага ручка, пиши рапорт  на аванс, подпишу. После обеда получишь.
    Я быстро написал рапорт, отдал командиру корабля и  убыл с начальником КЭС. Он пригласил меня, Ольгу в автобус. Заехали на склад. Взяли, две армейские кровати, матрасы одеяла, комплект простыней. И поехали  занимать жилье.
      Автобус вырулил за КПП, повернул налево, пересек железную дорогу и выехал на дорогу по обе стороны, которой тянулись невзрачные постройки барачного типа.
     —Куда мы попали, боже мой?
     —Да уж не пять углов в Питере.
     —У нас тоже есть пять углов,—обронил Королев, —После вас я повезу в тот район механика,   рыжий такой.
     —Березина, ха-ха,—развеселилась Ольга.
     —Вот и приехали, выходи.
     Автобус остановился около последнего подъезда панельной пятиэтажки. Прямо перед глазами замелькали сопки покрытые лесом, справа подпорная стена, за ней вдалеке опять деревянные постройки барачного типа.
Два моряка дружно без команды вынесли кровати, матрасы и прочее из автобуса.
     Начальник КЭС нажал на звонок квартиры на первом этаже №77. Дверь открыла приятная молодая женщина нашего возраста и растаяла в улыбке.
     —Здравствуйте, проходите, проходите. Меня зовут Лена Корабейникова, мой муж служит на 680 механиком. Я с Ленинграда, вернее с Колпино. А вы штурман?..
     —Я тоже механик. Давай  на ты, соседи будем.
     —Механик? Не похоже от Юры соляркой пахнет.
     —А это Оля. Она с Ленинграда.
     —Ой, правда,—обрадовалась Лена, и лицо ее не скрывало этой радости.
      Пока матросы устанавливали кровати, ленинградки защебетали. Я заметил, как обрадовалась Ольга. Я её больше не интересовал.
     —В квартире еще проживает мичман с женой. Володя и Ольга Большагины. Вот их комната.  Он на службе, а Оля на работе.
      Я мысленно отметил про себя, что жена мичмана работает, а офицера нет.
     —Оля! Ты тут устраивайся, а я пойду в часть. Денежки получу. На корабль схожу, вечером буду.
      —Проваливай!— весело ответила Ольга. Это было в ее стиле. Надо заняться воспитанием.
      В часть приехал с Королевым. У штаба  подошел веселый лейтенант.
      —Приветствую, я Сережа Валов. Зам начпо по комсомольской работе. Ты же комсомолец.
      —Конечно. Что за корабль 673.
      —Хороший корабль, Витя Ермоленко там помощник командира, мой однокашник. Попов командир, фрунзак**. В общем, хороший корабль. Самый старый из 205П. Мичман там Кравец В.Я., сильный мичман, БЧ-5 отличная, повезло тебе. Лучший фотограф части. Пойдем, я как раз на стоянку.
       27 октября 1977 года я впервые вступил на борт ПСКР-673, так как шестерка была во всех номерах, то в обиходе было  просто 73-й, 80-й, 83-й, 87-й, 90-й. Эти две цифры были отбиты на кормовой части надстройки.
     —Ну мех, давай знакомиться. Помощник командира корабля Ермоленко Виктор. ТОВМУ 76. Правда, помощником всего лишь две недели. Сегодня на корабле выходной. Мы недавно вернулись со службы. Были в Де-Кастри целый месяц. Раз пришел, то сводишь моряка к  переговорному пункту в город. Пришла телеграмма, а сводить некому. Потом свободен, комбриг приказал, что у всех лейтенантов сегодня день на размещение,—проговорил не спеша невысокого роста лейтенант с моложавым лицом. Голова немного наклонена  вправо,  при разговоре левый глаз щурится, если бы не погоны, то его можно было принять за школьника.
       К остановке медленно подошел автобус, скрипя, отворилась дверь, в проеме окна посередине  деревянная  табличка. На ней: Кольцевой 1.
Автобус пополз по пыльной улице. После первого посещения корабля чувствуется прилив сил. Настроение хорошее, в голове радостные мысли. Я почувствовал, что все у меня получится. В центре вышли из автобуса, пересекли центральную площадь и вышли в переговорному пункту. Зашли и стали ждать. Город Корсаков почему-то не производит гнетущего впечатления, небольшой городишко, вполне пригодный для жизни.
      —Омск, пройдите в 5-ю кабину.
      Матрос встал и пошел разговаривать с родителями. Я начал прогуливаться по залу. Остановился у того места, где сидел мой матрос, ожидавший переговоры. На бланке телеграммы я увидел запись: «Уж очень вы серьезный, ваше благородие».  Это был артэлектрик, подчиненный Ермоленко. Матрос Скаков видимо посчитал, что я должен его развлекать. Это нисколько не уменьшило моего хорошего настроения. Наоборот, доселе незнакомое чувство при встрече с незнакомым городом, людьми и их отношениями обуяло  и разволновало меня. Ах, вот ты какой остров Сахалин. Ну, здравствуй. Представляюсь по случаю прибытия.
_______________________________________________________
*Фуникулер—Рельсовое транспортное средство с канатной тягой для перевозки людей или грузов на небольшое расстояние по крутой трассе.
**КТПО—Краснознаменный Тихоокеанской пограничный округ.
***ОБПСКР—Отдельная бригада пограничных сторожевых кораблей 
*Начпо—Начальник политотдела
**Фрунзак—Окончил ВВМУ им Фрунзе в Ленинграде.

Продолжение: http://proza.ru/2009/04/25/125


Рецензии
Здравствуйте, Владимир!
С интересом продолжаю чтение вашей "Пограничной одиссеи".
Нравится то, что вы пишете просто, подробно и честно!
Восклицаю: вот это да! " рейс по маршруту Ленинград—Тюмень—Красноярск—Чита—Владивосток…" - солидный такой маршрутик! Через всю страну!
А сейчас Владивосток, конечно, намного красивее и благоустроеннее!)))
Место назначения - Сахалин:"—Вот и приехали, выходи.
Автобус остановился около последнего подъезда панельной пятиэтажки. Прямо перед глазами замелькали сопки покрытые лесом, справа подпорная стена, за ней вдалеке опять деревянные постройки барачного типа".
Да, - комментирую с улыбкой, - это вам не Ленинград!")))
Ключевая фраза:"27 октября 1977 года я впервые вступил на борт ПСКР-673!"
С чем и поздравляю!Хоть и с опозданием, но всё же)))
С улыбкой.

Элла Лякишева   14.10.2020 15:54     Заявить о нарушении
Спасибо Элла за такую теплую развернутую рецензию.Владивосток мало изменился. Но появились мосты. Один низко-водный и два высоких вантовых. Это чудо архитектуры. Один мост на остров Русский, второй через бухту Золотой Рог. Он поменяли облик города. Владивосток красивый несомненно.

Владимир Сысун   15.10.2020 07:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.