Главный герой

Использование законов развития систем и приемов фантазирования для построения образа героя-посредника при разработке курса развития творческого воображения (РТВ) в начальных классах.

«Не сотвори себе кумира!»
Древние

Для начала каждый может выбрать своего любимого сказочного героя (Колобка, Незнайку, Буратино, Змея-Горыныча, Иванушку-дурачка), либо - за отсутствием такового - придумать его самому или вместе с детьми (Сибирячок, Дробилка, Тризенок и др.). Какая, в сущности, разница? Главное: чтобы ваш герой стал мил и близок  детям, любим ими, чтобы им не надоело с ним играть.
А для того, чтобы стать таким, ваш герой должен меняться [1], причем, гораздо быстрее, чем играющие с ним дети ("Чтобы оставаться на месте, нужно очень быстро бежать" Л. Кэрролл. «Алиса в стране чудес»).
Узнавание всякий раз нового о герое [2] делает его живым, загадочным, непредсказуемым и милым сердцу.
«Так вот ты какой, цветочек аленький!»… (Аксаков).
Мы выбрали героем наших занятий придуманного мной гномика по имени Дробилка. Правда, оговорюсь, что я не претендую на приоритет в области имен гномиков, - я использовала имена, уже известные по разработкам Лосевой И. В.(она придумала для работы с детьми в начальной школе несколько сказок о гномах-приемах), - но что касается внешнего облика, то его оригинальность мог бы оспорить разве что Дисней, но и ему до нас не добраться, а нам тоже не заявку на патент писать…
Вернемся же к нашим баранам, то бишь, к Дробилке. Этот пресловутый Дробилка каждый раз преподносит нам сюрпризы.
В день первого знакомства он спел нам песенку-загадку*, по которой мы должны были догадаться, что он умеет делать. Но этот хитрюга не раскрывает в песенке все свои секреты, как потом вскрывается.
В следующий раз Кирилл, придя в класс, поражает всех сенсационной новостью: оказывается, Дробилка - известный киноактер,- он снялся в нескольких диафильмах, которые, по счастливой случайности, есть у Кирилла дома. Все мы хором просим Кирилла принести диафильм на следующее занятие, а я обещаю диапроектор, чтобы с его помощью «осветить темные стороны» Дробилкиной жизни.
Когда нам кажется, что мы уже все узнали о Дробилке, вдруг выясняется, что колпак у него- волшебный [3]: если перевернуть его задом-наперед, то станешь невидимым. Вот здорово! Конечно, хотя у нас и не сразу получилось, мы тоже нашили себе таких колпаков: теперь мы можем попасть в любую сказку [4] и выручить из беды хороших и добрых, наказать злых и жестоких,- и никто нас не заметит. А еще мы научились находить в сказках Дробилкины следы, как он ни старался быть невидимым! Мы теперь умеем его «вычислять» по его делам (ведь мы знаем, что он умеет делать!) [5]. Потом мы придумываем самый секретный сверхновый шифр, и составляем очень засекреченное сообщение [6] о проделках Дробилки для Архива Гномов [7].
      Да, оказывается, есть такой очень секретный Архив, в котором хранятся совершенно секретные дела всех-всех гномов на свете! Вот бы там побывать! Я говорю ребятам, что когда-нибудь (но до этого еще, конечно, далеко) [8] мы обязательно найдем этот тайный Архив и раскроем, если не все, то хотя бы некоторые тайны гномов.
Вдруг, Дробилка пропал: не пришел на урок. Конечно, все его друзья сразу же всполошились, засыпали меня вопросами, куда девался Дробилка? Что с ним случилось?- А он просто остался дома, так как следующие пять- шесть занятий я наметила посвятить изучению простых плоских геометрических форм по трафарету, Дробилка мог отдохнуть, но ребятам этого говорить нельзя. Я решила им сказать, что Дробилка срочно уехал в длительную командировку на Крайний Север по вызову братьев-гномов.- А зачем? - Не знаю (и действительно, не имею ни малейшего понятия!), когда он вернется, наверное, он сам вам все расскажет.- А когда он вернется?
- Сказал, что, примерно, через месяц,- У- у- у, как долго!
- Давайте, напишем ему письмо, чтобы скорее приезжал!
- Давайте, только не одно письмо. А каждый, кто хочет написать Дробилке, пусть пишет свое письмо.
- А мы адреса не знаем, куда писать?
- Это не беда, пишите на мой адрес, а я переправлю письма по специальной гномской почте.
- А мы еще не умеем писать письма!
- Ничего, научитесь. Приносите на следующее занятие чистые конверты, мы вместе их подпишем так, как нужно, а само письмо каждый пишет, как ему нравится. Есть только два правила: в начале письма нужно поздороваться с тем, кому пишешь, а в конце что?- Верно, в конце- попрощаться. Ну, а теперь поиграем в «Угадайку». Посмотрите, что я вам принесла сегодня! (Так мы начали тему «Трафарет». Плоские формы»).
      После каникул Дробилка (наконец-то!) вернулся из своей командировки, да не один!- С ним приехал Забияка, Дробилкин брат и лучший друг. Забияка познакомился с ребятами и тоже спел им свою песенку-загадку**. А потом гномики рассказали нам, что они делали на Севере.
… Их братья, гномы, нашли в Крайних Северных горах богатое месторождение (А вы знаете, что такое «месторождение»?)меди, представляете?- чистая медь, и лежит почти на поверхности (кстати, вы знаете, что такое «медь»? А для чего она нужна, знаете? А что из нее делают?), только спряталась в гранитную глыбищу, как в скорлупу. Скорлупка эта, хоть и гранитная, оказалась совсем тоненькой: стукнешь по ней молоточком, - она и отлетит, и тогда любой увидит медь! Гномы решили спрятать медь поглубже в гору, пока ее геологи не обнаружили, - их там много по горам ходит: все ищут чего-то, ищут… (А вы знаете, что могут искать геологи в горах, и кто они такие?). Огромная «скорлупа» (не скорлупа, а яйцо с медным желтком!) закрывала вход в глубо-о-окую пещеру. Вот так: ( на доске появился рисунок) Нарисуем это "яичко" в своих тетрадках.

        Как же гномам затащить медь на самое дно?
Ребята, давайте подумаем, что могли сделать гномы и почему им понадобились способности Дробилки и Забияки? Зачем они их вызвали? (Конечно, задача была простая, и ребята решили ее очень быстро, но этим дело не кончилось).
       Гномы вовремя спрятали медь в пещеру, - на следующий день около пещеры появились геологи.
- Эге! – Говорят они, - сколько раз тут проходили, а этого провала не видели, наверное, была подвижка (А что такое «подвижка»?) почвы, и появилась трещина в скале. Пошли, посмотрим, что там такое…
       И они пошли, то есть, обвязались веревкой и стали осторожно спускаться в пещеру, а когда достигли дна, включили свои фонарики и стали оглядывать стены пещеры. Как вдруг…
(Что случилось?) ну, конечно, в пещере, при свете фонарика геологи не могли точно определить, что это за металл. Им пришлось выбираться наверх, чтобы провести анализ металла! – Ура! – закричали обрадованные геологи, когда сделали анализ, - Ура! Медь! Чистая медь! Чистейшая медь! Чище не бывает! Какая удача! Какое счастье! – счастье-то, счастье, - да как ее достать с такой глубины? Там же, похоже, монолит! (А что такое «монолит»?).
Сначала гномы испугались, что геологи заберут медь, которую они с таким трудом спрятали, но, увидев, что геологи не знают, как ее достать из глубины пещеры, успокоились: значит, не зря потрудились Дробилка с Забиякой. Дробилке же стало жалко геологов, и он решил им помочь (как?).
Ну, да! Он решил разделить медное «яичко» на 4 части (потому что геологов было четверо), вот так: (я рисую на доске нечто, похожее на поделенный на 4 дольки апельсин)

На что это похоже?
Правда! На апельсин, поделенный на дольки.
Дробилка был горд, что помог геологам, думал, что они обрадуются, удивятся : кто же это сделал? Вот здорово! Какой молодец!
Но геологи, спустившись на другой день в пещеру, сказали совсем не то, что ожидал услышать Дробилка. Они, правда, удивились, но не обрадовались, а расстроились.
- Ну, вот! Натворил кто-то дел! – сказал Самый Старший Геолог, - теперь совсем не подступиться к меди!
 Ох, и рассердился Дробилка! – ногами затопал, кулаками замахал:
- Все, - кричит, - в порошок сотру, раз так! ( И, ведь, так и сделал! Вот до чего разозлился).
В третий раз геологи даже не смогли спуститься в пещеру: чуть не утонули в «пылевом» море! Ушли они в город за подмогой.
- Теперь они никогда не смогут нашу медь достать! – сказал братьям Дробилка. (А вы как думаете, ребята? Может быть, вы можете помочь геологам, подсказать им, как достать медь?).

*ПЕСЕНКА ДРОБИЛКИ
(Приемы дробления – объединения)

Я беру большой пирог –
Съесть его никто не мог!
Я делю пирог на части,
Части пирога – на части,
Истолку совсем в муку, -
И опять пирог спеку!
Можно кремом верх покрыть
И опять начать делить:
Верх – отдельно,
Низ – отдельно, -
В животе соединить…
Вот, как много Я могу!
Всем вам, братцы, помогу!
Коль Дробилку позовете,
Всем вам дам по пирогу!!!!!

**ПЕСЕНКА ЗАБИЯКИ
(прием вынесения)

Забияка знает, кто кому мешает:
Всех, кто вам мешает, -
За дверь он выставляет.
А тех, кто помогает, -
работать заставляет!
Забияка – молодец!
Без него вам всем конец!

Сноски:
1- динамизация образа;
2- увеличение функциональной нагрузки, а следовательно, повышение идеальности образа;
3- изменение свойства подсистемы позволяет получить новое полезное качество системе (образу);
4- выход в надсистему: объекта(образа) нет, а его функции выполняются;
5- возможность выхода на альтернативную систему, с помощью которой получается тот  же результат;
6- функциональный анализ образа;
7- информационный фонд приемов разрешения противоречий;
8- не раньше, чем лет через пять…

Конечно, это только начало работы, но, возможно, кому-то это начало поможет найти дорогу дальше.


Рецензии