Два письма

Это не моё творчество. Всё, что я сделала, это немного сократила текст и изменила фамилии.
Письмо бабушки и письмо мамы. Любивших своего ненаглядного Рафика, но отдавших его государству, потому что государство сказало, что нужно Родину защищать. Увидят ли они его?

1. Письмо бабушки.
Я обращаюсь к вам с великой просьбой разобраться в деле с моим внуком Тагуловым Рафиком, который служит в П. дивизии контрактником. Во время службы в Москве никаких правонарушений не совершал. Перейдя в П. дивизию учинил драку. Подробности этой драки я не знаю, по-видимому к этому его вынудили, так как это были старослужащие, которым остаётся служить 3 - 4 месяца. За эту драку его и ещё одного мальчика посадили в воинские казематы (по-другому я их не назову).  Что за этим последовало, известно. Их стращали, и непременно били и оскорбляли. Родителями моего внука был нанят адвокат, который добился того, чтобы внук был выпущен на свободу, но этим дело не кончилось, их перевели в другую часть в летнем обмундировании. Это тогда, когда на дворе декабрь. И вот, затратив определённую сумму денег родители моего внука выехали в П.. Там разбираться уже не надо было, всё сделал адвокат, и родители вернулись домой. По возвращению получают слух, что этих мальчиков снова задерживают в тот период, когда они возвращаются в свою часть одеться по-зимнему. И снова, по всей видимости, угрозы, побои, запугивания, оскорбления, что внучок убегает оттуда, где-то прячется, до тех пор, пока его не находят. И повторяется та же расправа с 19-летним пареньком. Ясно, что он становится агрессивным. Даже если он дрался, то это в стенах П. дивизии и сама дивизия в этом виновата, сами старослужащие их на это спровоцировали. Что же они там безнадзорные ходят? Ведь, наверное, есть какое-то начальство. Никогда не поверю, что мой внук без причины подрался. Он всегда был очень трудолюбив, весел, энергичен, ничего не боялся. Во всём помогал дома. А мы живём только тем, что произведём сами (коровка, картошка, курица). А теперь что же нам делать? Родители снова собираются ехать, но, по словам здешних людей, чтобы его оттуда вытащить, нужны большие деньги. Очень большие деньги. А это не получится.
Я вас умоляю, посодействуйте как-то перед дивизией, чтобы не было ещё одного заключённого. Ведь сколько в этих тюрьмах сидит невиновных! Бывало, на Руси дрались, но это ведь не повод, чтобы сажать в тюрьму?! Четвёртый день, как нам стало известно и глаза не высыхают от слёз. Зачем же так обостряются отношения между солдатами? И почему войсковые люди такие жестокие и чёрствые? Ведь нет войны, нет голода, нет катастрофы? Жизнь и так короткая и трудная, а среди солдат проявляется национальная рознь. Где же дружба между нами, между нациями?
Я понимаю, что у вас много работы, но слёзно прошу – посодействуйте, чтобы внука перевели дослуживать поближе к дому. Умоляю! Давайте спасём человеческую душу! Ведь его произвели на свет для того, чтобы он создал нормальную семью, досмотреть стариков, а также вырастить сыновей.
Отправили 18-летнего мальчишку, полного надежд и желания служить, а кого получим из армии? Нет нам, взрослым, прощения! Зачем отправили служить? Почему не откупили? Почему не спрятали?
Поймите меня, как кричит моя душа! Кто же мне закроет глаза? Теперь на него навешают всех собак и, поверьте, найдутся свидетели и в воровстве, и в вымогательстве, и в других неуставных отношениях.
Не знаю, к кому обратиться. Была в военкомате, прокуратуре, они ничем не помогут.
А дома? Слёзы и слёзы. А как говорят, слезами горю не поможешь. Я всё время молюсь Богу, но кроме этого надо ещё что-то делать. Я очень надеюсь, что моя просьба будет вами услышана. Вам, конечно, не видно, но я стану на колени. Помогите спасти моего внука!
Родители внучка моего, если найдут деньги, выедут безусловно. Пусть это будет долговая яма, но мы его обязаны спасти.И непременно с вами. Бог воздаст вам за это. Я христианка, а мой внучек мусульманин, так мы будем вам благодарны за содействие и будем молиться всю жизнь. Простите меня, но не могу сидеть, когда моя кровинка погибает.
Бабушка Рафика Тагулова.

2. Письмо мамы.
Здравствуйте, все матери и женщины!
Мы с мамой везде искали этот комитет, но его как у нас, так и в П., нет. Я туда писала, но ответа нет. Писать подробно я не буду.
Я, мама Рафика Тагулова. Я понимаю всё-всё; да, мой сын виноват в том, что он подрался и набил, но что изначально - не видит никто. Следователя там поменяли и дали другого, но, как говорится, ворон ворону глаз не выклюет. А дело в том, что их офицеры били, держали в наручниках двадцать с лишним часов, привязанных друг к другу под столом. Держали без сна и еды, а главное, без туалета. Лейтенант П. оскорблял адвоката и усомнился в его работе. Мне лично по телефону П. сказал: «Плохой ваш адвокат, он прислал парня и сообщил Рафику такие слова: « Я, Рафик, тебе ничем помочь не могу. Беги. Тебе 10 лет строгача дают».
А ночью, после слов ещё одного офицера: - Ну что, Рафик, выйдешь из тюрьмы, твои предки совсем согнутся! Кстати, не сдохли они ещё там? - не выдержав всего, он ушёл.
Он понимает, что натворил и не боится дисбата, но если ему, рядовому, неуставные отношения приписываются, то почему тогда офицеры не арестованы? Они тоже предприняли неуставные отношения против рядового. В прокуратуре следователь смеётся: «Пишите хоть Богу, хоть комитету солдатских матерей, всё едино. Мы здесь цари и Боги, и чихать нам на всех!»
Заявите и разгромите не за Рафика, а за всех оставшихся.
По коридору прокуратуры сколько сидит ребят, и все за драку. А ни один не спросит, кто виноват. А может терпения нет, выдержки нет, объединяются и бьют. А у них так : набил – виновен, на провокацию идти не надо. Тебя набили – иди скажи старшему, их накажут. А за последствия никто не думает. Их же за стукачество ещё больше набьют. Вот и молчат, боятся. А когда терпение уходит, вот и бьют. А там так: поймался, вот ты уже и их. Будешь подписывать всё – ты молодец, нет, так ещё раз дадут, но уже не старослужащие, а уже сами офицеры.
Звёздочку на погоны, повыше зарплата, а свидетелей хоть тыщу, но найдём. Вот и с моим сыном – куда ни кинь, всюду клин. Следователь нам сказал: «У нас 100 % свидетелей, а адвокат вам не поможет».
После побега его нашли. Полтора дня его искали, но по телефону вычислили, когда он мне позвонил. Я его ругала, а он просит прощения: «Мама, я поем, отосплюсь, позвоню адвокату и вернусь. Я не трус. Если бы боялся, не делал бы этого».
Когда его П. и следователь Щ. нашли, поймали, не в часть отвезли, а на речку. Набили, хорошо набили, правда, следов нет. А если бы убили, в речку кинули бы и сообщили бы так: « При попытке бегства лёд треснул, и он утонул!»
Это точно было бы так. Навешали ему и свидетели есть, а стараюсь так, чтобы статья была похуже и наказание построже, и звезда побольше.
Спасибо за всех матерей, солдат, вообще, за всё.


Рецензии
Я ненавижу садистов. Будь они в погонах или в цивильном - всё равно. Как не считаю офицерами тех, кто, зная о фактах насилия, в какой бы форме это не выражалось, ничего не делают, чтобы это прекратить. И не просто прекратить, но и сделать всё возможное, чтобы этого не было даже и в принципе. Тем более, что это можно сделать. Это вопрос лишь воли и желания. Но офицер,- настоящий офицер, это и есть, в первую очередь- сильная воля.

Однако, я достаточно скептически отношусь к словам тех, кто пишет о всех этих ужасах, подчас, искажая картину происходящего. Вообще, в таких случаях следует придерживаться объективной оценки ситуации и лиц, в ней находящихся.

Ну вот даже по написанному бабушкой и матерью солдата, можно ли судить объективно о происходящем? Боюсь, что нет.
О том, что родственники по определению не могут быть объективными, это понятно и так. Но не это главное. Главное- факты. Только они и ничто другое не может говорить и оценивать правильно обстановку.

Что я уяснил из написанного? Да, собственно, ничего такого, о чём мог бы сказать достаточно определённо. Я не могу говорить, что Рафик абсолютно ни в чём невиновен и так же абсолютно виновны, даже неизвестно точно, кто именно. Конкретно. То ли это командир роты, то ли следователь, то ли ещё кто...

Вот даже по тексту постараюсь более-менее аргументированно пояснить своё понимание.

Тот же лейтенант П. Не знаю кто он по должности, но судя по всему, или командир роты или- взвода. Впрочем, это неважно. Так вот, так ли уж он плох, этот лейтенант, если по телефону сообщает матери о
том,что адвокат никуда не годится? Если слова адвоката:

« Я, Рафик, тебе ничем помочь не могу. Беги. Тебе 10 лет строгача дают»,-

правда, то какой же это адвокат? И лейтенант здесь даже в чём-то помог родителям.
Дальше, вот пишет мать:

"после слов ещё одного офицера: - Ну что, Рафик, выйдешь из тюрьмы, твои предки совсем согнутся! Кстати, не сдохли они ещё там? - не выдержав всего, он ушёл."

И что, подобные слова (ещё большой вопрос- "был ли мальчик"?) служат достаточным основанием для оправдания побега из части, по сути- дезертирства?

Мать сама признаёт, хотя бы и отчасти, вину сына-

"Я понимаю всё-всё; да, мой сын виноват в том, что он подрался и набил"

Так вот, мы не знаем всех подробностей этого дела. Кто и что- "набил". А не зная, можем ли мы судить кого либо? Думаю- нет.

И ещё. Меня смутили следующие слова в письме матери:

"Он понимает, что натворил и не боится дисбата, но если ему, рядовому, неуставные отношения приписываются, то почему тогда офицеры не арестованы?"

Выходит, что он и сам понимает, что виноват. Более того, возможно, что виноват именно в "неуставных отношениях, которые ему, как следует из письма матери- "приписываются". А если они не приписываются? Если они имели место быть? И, таким образом он и был привлечён к отвественности за это? А, испугавшись её, убежал из части?...

Словом, резюмируя, я могу лишь сказать, давайте всё же не будем давать безответственных оценок, не зная толком сути происходившего и происходящего.
Все виновные в насилии, разумеется, должны быть наказаны. И строго наказаны. Насильники в погонах, если выяснится, что таковые есть, должны быть наказаны ещё более строго. Чтоб неповадно было.

Но никто, я считаю это правильным, не имеет права нарушать присягу и приказы. Ничто не даёт права нарушать присягу. Я в этом убеждён. Даже если предположить самое страшное, что солдату грозила смертельная опасность и он был вынужден спасая себе жизнь убежать из части, то даже тогда это не снимает с него вины за, по сути дела,- дезертирство. В этом случае, убежав, он просто был обязан немедленно явиться в военную прокуратуру, военкомат и т.д. В противном случае, он- дезертир.

Я помню, как отправлял в часть своего сына. Чтобы у него не создавалось излишних иллюзий я заявил ему тогда ещё сразу, что никаких отмазок, отписок, "откашивания", давания в лапу вонкому денег и пр. не будет. Он обязан служить и будет служить. Служил. Пограничником в Карелии. Были и слёзные письма на первом году службы, не скрою. Но я сказал и его матери и написал ему в письме, что он мужик, и обязан им быть.

Виктор Коротаев   28.03.2009 18:57     Заявить о нарушении
Вить! Я по этим письмам и спорить даже не буду. По ним хорошо видно, что всё неоднозначно. Но... из текста письма ясно можно понять, что до драки его довели старослужащие. Они получили отпор, после чего всё и завертелось.
По поводу твоих слов "Были и слёзные письма на первом году службы, не скрою. Но я сказал и его матери и написал ему в письме, что он мужик, и обязан им быть" я напишу отдельно, у меня уже есть история для этого. Постараюсь на этой неделе. Но тема настолько глубокая, что мне больше ничем нельзя заниматься, а только писать, писать, писать...

Орлова Валерия   29.03.2009 14:21   Заявить о нарушении
Конечно же, неоднозначно! Именно поэтому я бы не стал сразу же утверждать о том,- "что до драки его довели старослужащие. Они получили отпор, после чего всё и завертелось". Не стоит торопиться, можно дров наломать. Единственно, надо обязательно добиться наказания виновных. Всех.
И вообще, мне иногда деятельность правозащитников, в широком смысле этого слова, напоминает деятельность суда присяжных. Когда виновные в тяжелейших преступлениях уходят от ответственности. А в результате имеем очередное тяжкое преступление. Таких ведь фактов достаточно много. Помните, Лера, как в одном из уничтоженных боевиков, захвативших Бесланскую школу узнали одного такого, отпущенного присяжными. А ведь это не единичный случай. Я считаю, что у нас нет необходимой ответственности судей. Любых. Точно так же, как и нет настоящей ответственности воинских начальников за преступления в их хозяйстве. Словом,- везде и всюду у нас полнейшая безответственность! И отсюда, считаю, все беды. Большинство из них.

Это я отвлёкся, извини, Лера.
Ясный перец, что у тебя со временем напряжёнка. Однако, читатели ждут твоих вещей. Если не ошибаюсь, А. Артёмов тебе даже заметил, что твоя страничка притихла... Но это временное явление, он-то должен понимать. Словом, ждём! Материала и желания у тебя достаточно, дело за временем. Дерзай!

Виктор Коротаев   29.03.2009 17:12   Заявить о нарушении
Спасибо, Витя!
Материала навалом. Вчера сюжет для романа сформировался по материалу. Естественно, с придуманной интригой, но фактура будет с натуры. А ещё лекции надо в публицистику.

Орлова Валерия   29.03.2009 21:50   Заявить о нарушении
Вить, глянь эту ссылочку, только что накопала в интернете совершенно случайно - http://stopcrime.ru/news/1053.html. Из этого института к нам постоянно приходят.
Это к тому, надо ли быть настоящим мужиком.

Орлова Валерия   29.03.2009 23:55   Заявить о нарушении
Александр Михайлович! Впредь Вас со своей буйной и гадкой фантазией я попрошу на моих страницах не появляться. Вы подлец, Александр Михайлович. гнусный подлец.

Орлова Валерия   31.03.2009 01:21   Заявить о нарушении
Лера!

Я полностью согласен с этим:

"Потому что у нас в стране принято считать, что такие истории «задевают честь мундира» и «наносят удар по престижу армии». Под этими бредовыми предлогами закрываются уголовные дела и прекращаются проверки. Нет, конечно, придумываются вполне объективные причины для того, чтобы ничего не делать, но поводы - именно такие. Чтобы сор из избы не выносить…"

Более того! Я читая статью как раз и не видел должной оценки именно командованию части, её офицерам, если их ещё можно так назвать. Поскольку, сам факт того, что этот сволочизм есть не единичная случайность, а вполне "устаканившаяся" садистская традиция неуставных отнощений в их самой позорной форме, то и ясно, что из себя представляет это самое командование! Я убеждён, будь на их месте люди честные и ответственные, этого бы не случилось.

В конце-концов, В первую очередь, следует спрашивать с нашего главкома. Именно он отвечает за всё! Именно от него зависит кто и как служит своей Родине. Если он смотрит сквозь пальцы, на то, во что его постоянно тычут, то главкома, столь херового, прости Господи, надо срочно менять.

И я очень понимаю родителей замученных солдат, которые требуют справедливости.
Лера, мне также безумно жаль, когда приходиться сталкиваться с подобным. Вы, правозащитники, хоть как-то можете повлиять на ситуацию, за что Вам наша огромная благодарность. Но что, с твоей точки зрения можно и,главное, нужно сделать, чтобы этого не происходило? Что? Только это должно быть реально-действующим. Болтология, честно говоря, надоела! Нужно просто действовать. В данном случае, я думаю, нужно элементарно добиваться наказания конкретных командиров. А то,как всегда, посадят мелких исполнителей-садистов и всё...

Виктор Коротаев   31.03.2009 02:31   Заявить о нарушении
Я тебе ответила под ссылками. Не очень развёрнуто, но это как-нибудь позже, в статье. А сейчас у меня отчёт горит.

Орлова Валерия   31.03.2009 11:46   Заявить о нарушении
Александру Михайловичу.
Как-то странно у Вас расставлены акценты... Создается впечатление, что Вы согласны с этим групповым давлением на несформированную еще, практически, подростковую личность. По Вашему тексту априори выходит, что мальчишка само-собой должен выдержать пытки утюгом...
Скорей всего, Вы так не считаете, но создается такое впечатление.

Ариша Эшта-Вово   31.03.2009 12:30   Заявить о нарушении
Почитала всю полемику.
Интересно.
Единственное , что покоробило, это личное оскорбление.

Валерия.
Понимаю, что у Вас горячее сердце и Вы очень остро воспринимаете ситуацию, но поверьте, "подлец" - тяжелое оскорбление.
Не увидела в словах Александра Михайловича подлости, уж простите.
Вы погорячились, имхо.
И это немного снижает уровень беседы.
Во всяком случае, думаю, может испугать кого-то высказывать отличное от Вашего мнение.
а если в споре мнение говорить будет только одна сторона, а вторая должна соглашаться, чтоб не нарваться на оскорбление вряд ли можно будет истину найти.

Тем не менее -тема волнующая. Обсуждение интересное. спасибо Вам.

Стеша   31.03.2009 18:16   Заявить о нарушении
Постараюсь как можно мягче, деликатнее...
Конечно же, Валерия, не сдержалась... И я её очень понимаю. Согласитесь, тема нешуточная, крайне болезненная. Речь идёт о смерти человека. Реальной смерти. Реального человека. Ещё совсем жизни не знающего толком. Которому жить бы, да жить. И теперь представьте, каково, скажем, родителям этого паренька слышать измышления про своего сына, ни на чём реально необоснованные. Ведь никто ещё не знает существа дела. А предполагать, придумывать здесь, по-моему, просто излишне. При любом раскладе следует прислушаться к народной мудрости: "о мёртвых или ничего или хорошо". Я думаю, что Валерия ожидала услышать здесь никак не личные оценки погибшего паренька, а своё отношение к тому, что творится у нас в армии. Ожидались, может, какие либо выводы, советы, мнения, помощь, наконец. Элементарная моральная, хотя бы,- помощь...
И, думаю, что эмоциональное, столь горячее отношение Валерии к этой тяжёлой для всех нас теме, очень похвально. Сейчас не так много людей, кто может по-настоящему сочувствовать и сопереживать за униженных и оскорблённых. Век такой, время такое... рынок... Я ей говорю большое спасибо! Она делает то, что не каждый из нас сможет сделать.
Я думаю, что Александ Михайлович правильно поймёт, о чём здесь на эту тему говорилось. Поймёт и разделит нашу боль. За всех тех, кто уже пострадал и кто, увы... ещё пострадает.

Виктор Коротаев   31.03.2009 21:35   Заявить о нарушении
Виктор!
похвально назвать человека гнусным подлецом, только потому что он попробовал предположить иную версию происходящего?

Ал.Мих. не давал и не мог дать оценки "пареньку" хотя бы потому что его не знал. он оценивал только ситуацию.
и пытался посмотреть на проблему с другой стороны.
как наверняка будут рассматривать следователи, которые ведут (или будут) вести это дело.
Рассмотрено должно быть все.
а оскорблять кого бы то ни было - не похвально, даже при очень горячем сердце.

Валерия.
Прошу Вас, не обижайтесь.
Понимаю, что Вы вспылили. Понимаю, что рядом с Вами много горя.
Но ....
Но лучше взять эти слова назад. ИМХО.
Потому что словом тоже можно ранить.
Никто не может знать "как наше слово отзовется" .


Стеша   31.03.2009 22:05   Заявить о нарушении
Стеша, Вы не знаете многого другого. Моё терпение было слишком долгим. АМ доставал меня своими гнусными измышлениями и я долго терпела его выходки. Поверьте, если я позволяю себе сказать такое в адрес человека, то он того заслуживает.
АМ высказывает не мнение, он просто пытается поупражняться в гнусностях с единственной целью позлить меня. Я впервые задействовала чёрный список, больше ноги его у меня в рецензиях не будет. Жалко потерянного на полемику с ним времени. Я не вспылила. Через неделю и через год я скажу то же самое. Что он гадкий подлец. Возможно, он именно этого и добивался своим извращённым умом. Жалко, психиатрам я не могу дать почитать его рецензий на мои произведения, всё удалилось с внесением АМ в чёрный список.
Давайте будем о чём-нибудь другом разговаривать. Он вычеркнут.

Орлова Валерия   01.04.2009 03:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.