Коротко О Страшном. Антисекс И Гипернасилие

БРАТЬЯ ЧЕПМЕНЫ. ЕСТЬ ЧТО ОТСОСАТЬ

Британские братья-художники Джейк и Динос Чепмены – одни из самых ужасных возмутителей арт-спокойствия последних лет. Несмотря на то, что большинство их работ, включающих в себя портреты девочек с пенисами вместо носа или жутких мутантов, одетых в костюмы викторианской эпохи, посвящены разнообразным физическим уродствам, в нескольких братских шедеврах было уделено внимание насилию в его первозданном виде. Скульптурная композиция «Ад» детально и натуралистично изображала, как адские чудовища расправляются с фашистскими оккупантами. Несмотря на то, что первый оригинал «Ада» сгорел во время пожара в музее, где он был выставлен, в настоящее время полным ходом идет работа по восстановлению скульптуры – ее детали экспонировались во время выставки работ Чепменов в московской галерее «Триумф» зимой 2008 года. Впрочем, и Джейк, и Динос единогласно уверяют, что к их героям никогда не применялось никакое насилие – они не мутировали, а появились на свет такими, какие они есть, то есть вполне совершенными и красивыми.

AEC+F. НЕДЕТСКИЕ ИГРЫ В ВОЙНУШКУ

Отечественная творческая группа, в которую входят художники Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкис: название образовано первыми буквами фамилий. Творчество группы заставляет усомниться в расхожем постулате об отсутствии домашних пророков: за рубежом они не менее популярны, чем в России. Открытием и скандалом Московской Фотобиеннале 2003 года стал проект AEC+F «Action Half Life», выполненный в технике цифрового коллажа, в котором подростки обоего пола, одетые в белые майки и трусики, были виртуально перенесены в пустыню, обеспечены оружием и поставлены в академичные позы. Как утверждали сами авторы, они пытались изобразить идеальный мир, в котором торжествует «новый героизм» без боли и врагов. Зрители, в свою очередь, усмотрели в изображениях пропаганду милитаризма (дети и гранатометы оказались все-таки слишком шокирующим сочетанием), а полуодетость детей была расценена как заигрывания с педофилическим контекстом. Короче говоря, мало никому не показалось.

МЭТТ БУРЛИНГЕЙМ. КРАСОТА ЧЕРЕЗ РАЗРУШЕНИЕ

Американский художник родом из Мичигана, чье творческое кредо вынесено в название. Надо сказать, воплощает он его весьма прямолинейными методами, хотя и не лишенными чувства юмора. Мэтт ваяет инсталляции из игрушек, кукольных домиков, наборов мультипликационных персонажей, заставляя их таким образом выражать новые, несвойственные для себя идеи. Так, в произведении «Dynamic Trinity» он изобразил, как Супер-Марио разбивает молотком голову зеленой черепахи. Вопрос о том, зачем Марио это делает, при чем тут черепаха, и что, собственно, имелось автором в виду, видимо, составляет самую главную загадку всей инсталляции. Но в целом выглядит вполне в духе ведущих тенденций современного искусства.

www.mattburlingame.com

АДАМ СМИТ. КОЛОКОЛ ЗВОНИТ ПО ТАЙСОНУ

Еще один американский деятель искусств, живущий и здравствующий ныне в Бруклине. Тема прочувствованного насилия над личностью захватила его после прочтения романа Эрнеста Хемингуэя «For Whom The Bell Tolls». Эта же эпохальная книга вдохновила его на идею экспозиции «Смелый, как любовь», состоящей из семидесяти муляжей отрубленных человеческих голов, насаженных на колья. Головы снабжены всеми полагающимися подробностями, вроде выпавших из орбит глаз, высунутых языков и луж крови под кольями. Правда, в отличие от тех же братьев Чепмен, натурализм Адама Смита все-таки гораздо более игровой и безобидный. По словам самого художника, выставка посвящена поискам ответа на вопрос, почему насилие в современном искусстве, политике и кино прославляется и романтизируется. Кстати, среди «голов» присутствуют и портреты исторических персонажей, включая Анну Николь Смит, Джона Кеннеди и Майка Тайсона. Вот уж действительно, «не спрашивай, по ком звонит колокол» – и так понятно.

www.adamparkersmith.com

ROADKILL TOYS. МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК ПОПАЛ ПОД КАТОК

«Мы – дизайнеры-авангардисты. Мы – игрушечные террористы. Мы берем обычные игрушки и начинаем с ними развлекаться. Нам нравятся игрушки, которые не заставляют принимать себя всерьез». Так говорят о себе дизайнеры из группы Roadkill Toys – Адам Арбер, Майк Велкроу и Чарли Брэдшоу, посвятившие свой жизнеутверждающий талант изготовлению игрушек в виде зверей, которых переехал автомобиль. Плюшевые кролики, медвежата, белки и прочая тематическая игрушечная живность подвергается в их умелых руках необходимым дополнениям, включающим в себя лужицы крови изо рта или вываливающиеся из распоротых животов потроха. За анатомической корректностью плюшевых внутренностей тщательно следят; с их изготовлением возникла уйма проблем, поскольку ни одна игрушечная фабрика почему-то не хотела браться за заказ. Модельный ряд некро-игрушек включает в себя позиции «Раздробленный Кролик», «Вывернутая Наизнанку Мышка», «Раздавленный Еж», «Взорванная Белка», зримо напоминающие сериал «Happy Tree Friends», запрещенный цензурой на российском ТВ.

www.roadkilltoys.com

ЛАУРА ПАРНС. БОЛИВАР НЕ ВЫНЕСЕТ ДВОИХ

Уже упоминавшийся ранее Бруклин почему-то богат на художников, повествующих о различных аспектах насилия. Не исключено, что виной всему некие флюиды, передающиеся из прошлого в будущее воздушно-капельным путем. Как бы то ни было, Лаура Парнс, живущая и работающая в указанном районе Нью-Йорка, около года тому назад создала драматическую видеоинсталляцию на трех экранах под названием «Only One Left», в которой творчески переосмыслила следующее высказывание Джорджа W. Буша: «Может статься, что мы будем единственными выжившими. Со мной все в порядке. Мы – это Америка». Довольно сложно угадать, что конкретно имел в виду докладчик, но усилиями Лауры цитата была превращена в развернутую кинометафору с участием популярного актера Джима Флетчера в роли «крестного отца мафии», убивающего члена собственной «семьи» в соответствии с мафиозным кодеком чести. Если даже отвлечься от художественных достоинств работы, по крайней мере, таким необычным образом W. еще никто вроде бы не критиковал.

www.lauraparnes.com

ДЖЕЙСОН ФРИНИ. НАДУВНАЯ АНАТОМИЯ

В отличие от большинства упомянутых здесь мастеров культуры, миссия Джейсона Фрини, скорее, просветительская. Кишки, мозги, кости и прочий богатый внутренний мир живых существ интересуют его в необычном аспекте. Скажем, одна из его работ представляет собой анатомический атлас собачки, связанной из длинного воздушного шарика, выполненный в лучших традициях наглядной агитации в районной поликлинике. Точно в таких же подробностях был подвергнут диссекции и виниловый зайчик. А вот Микки-Маусу повезло значительно меньше (или больше, как посмотреть) – его просто размазали по стене, потом повесили, потом разрезали пополам мышеловкой. В общем, сделали все для того, чтобы дать понять зрителям, что автору творчество Диснея глубоко антипатично. Впрочем, внимания заслуживает не только быстро приедающийся анатомический натурализм, но и виртуозные лабиринты орнаментов, составленные переплетающимися языками, щупальцами, лианами, заставляющие вспомнить о гравюрах Морица Эшера.

www.web.mac.com/moistproduction

CARIOCA. О ШЛЮХАХ И ЗОЛОТЫХ СВИНЬЯХ

Румынская студия Carioca, базирующаяся в Бухаресте – предприятие двуличное, и не в смысле двойной бухгалтерии. В одной ипостаси студия специализируется на создании профессиональной фоторекламы для крупных рекламных агентств и солидной клиентуры наподобие Nestle, Craft Foods, Danone, Toyota, Renault, Sony, Vodafone и иже с ними. В другой – занимается чистым креативом по типу «искусства ради искусства». Как свидетельствуют изображения, получаемые на выходе, искусство в понимании Carioca – это гиперреальный постановочный фотоавангард с сильнодействующими образами и метафорами. Например, фотоистория о том, как условные «шлюхи» охмурили и зарезали условную «капиталистическую свинью» – золотого цвета и с гигантским долларом на шее. Или философская притча о непростых взаимоотношениях живого и мертвого, красного и белого под названием «Кровавая история». С одной стороны, это, несомненно, жестокие и насильственные образы, с другой – румынские креативщики довольно далеко ушли по дороге, ведущей из нарочитого lowbrow в Настоящее Большое Искусство.

www.carioca.ro

LOS DISNEYS. ГОЛОВА ПРОФЕССОРА ДИСНЕЯ

В 2015 году вконец обнищавшее правительство Соединенных Штатов Америки продает компании Disney весь Флоридский полуостров. На котором образуется мегакорпоративное, развлекательное по своей букве и фашистское по духу государство Los Disneys. Как положено в подобных случаях, вся мистическая сила, которой подпитывается мощь диснеевского рейха, заключена в замороженной голове основателя, Уолта Элиаса Диснея. Которую обязательно надо найти и уничтожить, чтобы избавить от страшной опасности все прогрессивное человечество. Примерно в таком разрезе видят наше ближайшее будущее создатели компьютерной игры «Los Disneys», которую можно совершенно бесплатно скачать с их сайта www.losdisneys.com. Игрушка в лучших традициях 3D-шутеров стала культовой около десяти лет тому назад, но была написана для Mac-платформы, поэтому всенародной любовью воспользовались ее писишные конкуренты «Wolf 3D» и «Doom». Зато сегодня «Los Disneys» существует не только в PC-, но и в Linux-версии. Позволяющей на сравнительно долгое время с головой окунуться в романтический ретро-мир трехмерных шутеров от первого лица.

www.losdisneys.com

Журнал "Хулиган", май 2008.


Рецензии