Однажды в библиотеке или интересный экслибрис

      Однажды в библиотеке, получая очередной комплект заказанных книг, я решил взглянуть на издание, которое лежало на столике у библиотекаря. Я спросил сотрудника, можно ли мне посмотреть ещё и эту книгу. Получив утвердительный ответ,  я положил тяжёлый томик (почти 1000 страниц!) сверху на прочие книги и направился к свободному местечку у стены.
 
      Издание, которое привлекло моё внимание, было посвящено книжным знакам (ex libris). Я не могу назвать себя библиофилом, но некоторый интерес к книжной культуре и периодически проявляется в лабиринтах моего сознания. В тот день времени у меня было немного (да и пришел я в библиотеку не за тем, чтобы экслибрисами любоваться), я мог уделить заинтересовавшей меня книге лишь несколько минут. Прочитав быстро введение и бегло пробежавшись по толстому кодексу, я отметил для себя несколько оригинальных экслибрисов (хотя и многие из изображений мне были известны ранее, когда по этой теме я искал информацию в Интернете). Об одном из таких экслибрисов я и хочу рассказать. Изображение привлекло моё внимание не сложностью графических построений, а довольно оригинальным текстом. Этот  книжный знак принадлежал некоему Чужмиру Ю.Б. Текст привожу почти дословно (произвёл лишь некоторые замены устаревших букв на новые).
«Книжные 10 заповедей:
1. Не дотрагивайся до моих страниц нечистыми руками, дабы не загрязнить их.
2. Не пиши и не рисуй на моих полях ни карандашом, ни пером, ибо это придает мне неопрятный вид.
3. Не клади меня в раскрытом виде страницами вниз и не опирайся на  меня локтями, чтобы не трепать моих листов.
4. Не клади меня внутри меня ни карандаша, ни линейки, ни перочинного ножа, ничего толстого, дабы не портить переплет.
5. Не загибай углов у моих страниц, для этого есть закладка.
6. Перелистывая страницы,  не смачивай пальцев слюной, а бережно отгибай листы сверху.
7. Не перегибай меня наружными сторонами внутрь.
8. Не свертывай меня в трубку, если я без переплета.
9. Не носи меня в кармане, не читай за едой и чаем.
10. НЕ ЗАЧИТЫВАЙ МЕНЯ, т.е. взявши меня помни, что должен отдать обратно».

      Лично я не разделяю идею о восхвалении любого издания и возведении любой книжонки на пьедестал культурного достояния. Ценность книги прежде всего в её содержании. Для меня, например, особенное значение помимо содержания имеет структурированность текста издания и его проработка для лучшего понимания содержания (стиль, объяснение сложной лексики и прочее).

      Конечно, сейчас читают всё чаще с экрана монитора и книжные собрания в традиционном виде уже не столь актуальны, но тем не менее и в наш век информационного бума существуют издания, достойные не только печатания и бережного отношения, но и украшения книжным знаком её владельца.

Источник: Богомолов С.И. Российский книжный знак. 1700-1918 г. / С.И. Богомолов. – М., 2004. – 958с.


Рецензии