Семнадцатый век и Россия

  Семнадцатый век в истории России был эпохой грандиозных перемен. Он начался со Смутного времени, изменившего лицо страны, вызвавшего колоссальные перемещения людских масс и изменения социально-экономической ситуации. Необычайный подъем патриотизма и национального самосознания привели к объединению всех сознательных граждан ради независимости и процветания страны. В едином порыве поднялись не только великороссы, но и мордва, башкиры, черемисы, татары, другие инородцы.  Было создано новое государство во главе с новой династией, которой суждено было управлять им триста с лишним лет. Семнадцатый век создал основы того, что потом будет названо Российской империей.
  Это было сильное и эффективное государство, расширившее границы прежней России на запад, юг и восток.  Присоединили Левобережную Украину, остановили набеги Крыма, двинулись на Кавказ. От стрелецких полков и дворянского ополчения стали переходить к профессиональной армии – полкам «нового строя». Развивалась наука и техника, в том числе благодаря приглашенным в Россию иностранцам – «немцам». Экономика стала  более совершенной.  Упростилось продвижение по социальной лестнице –  правительство, заинтересованное в энергичных и талантливых людях, особенно на окраинах страны,  награждало тех, кто показал себя хорошими воинами и управленцами,  землей и деньгами.  Так новой опорой государства стало служилое сословие – дети боярские, жильцы,  городовые казаки. 
  К сожалению,  недостатки  существующей административной системы и  нестабильность внутриполитической обстановки не позволили  планомерно перестроить жизнь страны.  Коррупция, бюрократизм, волюнтаризм, традиция за каждым разрешением обращаться к царю чрезмерно усложняли работу госаппарата.  Угнетение тяглых (податных) сословий вызывало постоянные народные волнения, самым крупным из которых стало восстание под руководством Степана Разина, ставшее серьезной угрозой единству страны. Частые войны и налоги, с ними связанные, разорили многих людей. Деятельность патриарха Никона привела к расколу церкви и общественным конфликтам. Царь Алексей Михайлович был талантливым монархом, однако не смог вовремя оценить и остановить негативные процессы, ведущие к развалу государства.  В конце его жизни, отягченной тяжелой болезнью, бояре, вечно соперничавшие за власть, окончательно расстроили работу госаппарата. 
  Петр Первый, пришедший к власти в конце века,  оказался перед  дилеммой – перестраивать изношенное здание старой России или сломать его и  построить новое. Впечатленный жизнью на западе, он выбрал второе. К несчастью, невинной жертвой такого решения стала русская культура. Представьте себе терем, богато изукрашенный снаружи и изнутри.  Вроде бы все в порядке, но венцы и полы прогнили, крыша дырявая, в стенах щели, и вообще строение того и гляди развалится совсем.  Но люди, живущие в нем, не желают этого замечать.  И вот новый хозяин терема сносит его и на его месте, на старом, но надежном фундаменте, строит новое, но совершенное другое здание. Так вот культура допетровских времен была тем самым украшением терема.  Терем сломали, а жителей заставили строить европейский дом.  Культура, точнее оставшаяся часть, выжила лишь потому, что носителями ее были жители терема. Они построили новый дом, но все равно украсили его по-своему.
  К сожалению,  слишком многие русские люди увязывали следование национальным традициям со старым общественно-политическим устройством, не понимая, что Россия стала стремительно отставать от других стран, уже перестроившихся. Определенную роль в этом сыграла неграмотность большинства населения, с одной стороны, и недопонимание обстановки правящими классами, в том числе церковью, с другой.  Огульное отрицание всех нововведений, без разбора, со стороны российской верхушки и  привели  Петра к необходимости, так сказать, зачистить информационное поле.  Были ли его запреты в области культуры  так уж неизбежными? Отнюдь. Но  упорное противостояние создаваемой им системе  взаимоотношений на основе конкретного культурного базиса не могло не вызвать  у царя желания этот базис разломать.  Мы вправе задать вопрос самим себе – а стоила ли  неэффективная и нестабильная  государственная машина такой жертвы, как культура?  Нет, нет, и еще раз нет.
  Сегодня, когда  мы переживаем очередной период перестройки государства, не стоит ли как следует взглянуть на историю  России семнадцатого века, чтобы  разобраться  - не оттуда ли идут  все предпосылки  несовершенства российского госаппарата? И не пора ли, наконец, избавиться от гнилых бревен, которые Петр I при строительстве  нового дома  забыл выбросить?


Рецензии