Семнадцатый век и Россия
Это было сильное и эффективное государство, расширившее границы прежней России на запад, юг и восток. Присоединили Левобережную Украину, остановили набеги Крыма, двинулись на Кавказ. От стрелецких полков и дворянского ополчения стали переходить к профессиональной армии – полкам «нового строя». Развивалась наука и техника, в том числе благодаря приглашенным в Россию иностранцам – «немцам». Экономика стала более совершенной. Упростилось продвижение по социальной лестнице – правительство, заинтересованное в энергичных и талантливых людях, особенно на окраинах страны, награждало тех, кто показал себя хорошими воинами и управленцами, землей и деньгами. Так новой опорой государства стало служилое сословие – дети боярские, жильцы, городовые казаки.
К сожалению, недостатки существующей административной системы и нестабильность внутриполитической обстановки не позволили планомерно перестроить жизнь страны. Коррупция, бюрократизм, волюнтаризм, традиция за каждым разрешением обращаться к царю чрезмерно усложняли работу госаппарата. Угнетение тяглых (податных) сословий вызывало постоянные народные волнения, самым крупным из которых стало восстание под руководством Степана Разина, ставшее серьезной угрозой единству страны. Частые войны и налоги, с ними связанные, разорили многих людей. Деятельность патриарха Никона привела к расколу церкви и общественным конфликтам. Царь Алексей Михайлович был талантливым монархом, однако не смог вовремя оценить и остановить негативные процессы, ведущие к развалу государства. В конце его жизни, отягченной тяжелой болезнью, бояре, вечно соперничавшие за власть, окончательно расстроили работу госаппарата.
Петр Первый, пришедший к власти в конце века, оказался перед дилеммой – перестраивать изношенное здание старой России или сломать его и построить новое. Впечатленный жизнью на западе, он выбрал второе. К несчастью, невинной жертвой такого решения стала русская культура. Представьте себе терем, богато изукрашенный снаружи и изнутри. Вроде бы все в порядке, но венцы и полы прогнили, крыша дырявая, в стенах щели, и вообще строение того и гляди развалится совсем. Но люди, живущие в нем, не желают этого замечать. И вот новый хозяин терема сносит его и на его месте, на старом, но надежном фундаменте, строит новое, но совершенное другое здание. Так вот культура допетровских времен была тем самым украшением терема. Терем сломали, а жителей заставили строить европейский дом. Культура, точнее оставшаяся часть, выжила лишь потому, что носителями ее были жители терема. Они построили новый дом, но все равно украсили его по-своему.
К сожалению, слишком многие русские люди увязывали следование национальным традициям со старым общественно-политическим устройством, не понимая, что Россия стала стремительно отставать от других стран, уже перестроившихся. Определенную роль в этом сыграла неграмотность большинства населения, с одной стороны, и недопонимание обстановки правящими классами, в том числе церковью, с другой. Огульное отрицание всех нововведений, без разбора, со стороны российской верхушки и привели Петра к необходимости, так сказать, зачистить информационное поле. Были ли его запреты в области культуры так уж неизбежными? Отнюдь. Но упорное противостояние создаваемой им системе взаимоотношений на основе конкретного культурного базиса не могло не вызвать у царя желания этот базис разломать. Мы вправе задать вопрос самим себе – а стоила ли неэффективная и нестабильная государственная машина такой жертвы, как культура? Нет, нет, и еще раз нет.
Сегодня, когда мы переживаем очередной период перестройки государства, не стоит ли как следует взглянуть на историю России семнадцатого века, чтобы разобраться - не оттуда ли идут все предпосылки несовершенства российского госаппарата? И не пора ли, наконец, избавиться от гнилых бревен, которые Петр I при строительстве нового дома забыл выбросить?
Свидетельство о публикации №209032800755