Одно письмо по мотивам Два письма В. Орловой...

Здравствуй Саня!
Читал твоё последнее письмо. Ну что тут говорить, даже не знаю. О том, что мать теперь сама не своя, я уж не говорю. Она уже написала тебе, я читал и полностью согласен с ней. Санёк, ты не обижайся, если тебе кажутся где-то наши слова несправедливыми, но они от сердца и потом, жизненный опыт всё-таки большое дело. Тебе твоё состояние кажется трагедией, но пройдёт пара-тройка лет и будешь, даже с некоторым смущением, вспоминать, - неужели так и было? Неужели по сути из ничего выросла проблема? Я понимаю, что тебе сейчас трудно понять, может быть, нас - вы, мол, со своей колокольни судите, а поставьте себя на моё место.
Ладно, матери, ещё можно вроде бы попенять - не служила, мол, не знает, но я-то в курсе этих дел. Уж поверь на слово, Сань, мне служилось тяжелее. Начиная от жратвы (судя по письмам), кончая тем, что первые полгода из нарядов и сортиров почти не вылезал. Тяжело было по - первачку. Мне и в драках пришлось побывать, вплоть до того, что уже заточил напильник под пику и уже выбирал удачный момент, чтобы расквитаться с тремя потенциальными трупами. Слава богу, до этого не дошло! А если бы не остановился? Сломал бы себе жизнь с самого начала. О побеге из части, правда всерьёз никогда не думал, хотя мысль на время смотаться домой была. Но понимал, что дезертирство это - дисбат.
Санёк, я уверен, что твоё состояние проходное, в принципе его никто не минует и вопрос только в том, чтобы не было бы особых потерь, главное, не наделать глупостей. Что же касается трудностей, может тебе пригодится мой пример. На зоне, как вновь прибывшего, загнали на раскладушки - собирать их полностью от нуля. А там эта работа была на износ, обычно туда направляли на исправление и вновь прибывших (на время). От и до без перекура. В сортир отойти целая проблема. План постоянно, каждый день, рос. Когда я оттуда перешёл на обслугу по станочному парку он уже вырос на 300 с лишним процентов. Первые две недели, доползая до барака, валился на шконку и продрав глаза, на следующий день, убедившись, что раскладушки мне не приснились, шёл снова и снова на эту трудповинность. С обречённостью приговорённого, понимал, что я этого скорее всего не выдержу и чёрт знает чем всё это кончится. Не буду скрывать, были мысли о самоубийстве. И даже не потому, что работа непомерно тяжела. А от безысходности, от беспросветности, от того, что конца этому не было видно, хотя, понятно, срок был совершенно определённый - полтора года. Дальше самое интересное: хочешь верь, хочешь не верь, даже не помню в точности, как всё это вышло, но в меньшей мере втянулся в ритм как-то, а в большей - поставил себе своеобразную установку: "хорошо, что работа тяжёлая- развиваются мускулы и характер, и чем она будет тяжелее, тем лучше." Не сразу, где-то через несколько дней, вот не вру, Сань, чем хочешь поклянусь, стал ходить на работу не просто с интересом, но даже, где-то, с радостью! Парадокс! Но парадокс, для меня, теперь, объяснимый. Попытаюсь объяснить, не знаю, поймёшь - нет? Есть у спортсменов такое понятие: второе дыхание, так вот здесь, как раз такой случай. Очень редко, но у меня так бывало, в том числе и в армии: таскаешь тяжеленные двух-трёхметровые брёвна в мокром снегу по колено от темна до темна (на дальних точках готовили места под антенные поля - вырубали лес и складировали его), падаешь, сверху на тебя - бревно, мокрый (форма в казарме не просыхала), злой, слёзы на глазах, да-да, земляк, и так было, думаешь всё, - не встанешь, - конец. Встаёшь, и дальше: таскать, валить, рубить. С температурой под 40 лежал - мокрый ведь, на ветру. И опять-таки оклемался как-то незаметно, втянулся, появилось это второе дыхание! Даже, представь себе, впоследствии бригадиром там поставили, хотя были ребята, кто больше меня служил, правда, бригадирствовал недолго, но это уже я потом проштрафился. А главное, самоуважение появилось, а это, поверь, дорогого стоит, а почему? Да потому, что заработано потом и кровью.
Пойми, Санёк, не можем мы, не имеем права, бросать всё и бежать. Не хотелось бы всуе громкие слова произносить, но разговор такой, что без них никак не выйдет. Мне, в своё время, а тебе, вот сейчас, доверили Родину защищать. Ладно, у меня лопата и кайло, но тебе оружие доверили. Пусть козлы всякие, эта продажная и перекупленная голубая рать изгаляется над этими понятиями, но они, эти слова, эти понятия, в общем-то уже и не слова, а то, за что кровью заплатили наши деды, и твой дед - в их числе. Что, наплюём и забудем, так что-ли? Давайте все разбежимся а страну будут бабы защищать. Вон Настю пошлём, дадим ей дулю и вперёд на рубежи, а мы на печку кости греть. Нельзя так, грех это, стыдно! И тебе будет стыдно впоследствии, если не стыдно сейчас. Мне, например, за многое в своей жизни стыдно, теперь вот ещё и за тебя. Одно успокаивает - это пройдёт, не может не пройти и у меня примерно так было. Саша, мы тебя все любим и ждём, вернись из армии, но вернись Человеком. Не думай, что два года задаром пройдут, нет - все трудности, все невзгоды, всё идёт в плюс, это опыт, это характер, это, наконец,  то, за что будешь уважать себя и никому не позволишь - унижать.
Ну что, Сань, хочу надеяться, очень этого хочу, что не пройдут мимо тебя ни материны слова, ни мои. Хочу, как и прежде, когда у меня спрашивают, как у тебя дела идут, говорить прямо и открыто, и глаза не прятать, а пока, что ж, будем отделываться общими фразами, надеюсь, - ненадолго.


Желаю тебе скорейшего выздоровления
Отец.


Рецензии
Витя! Если бы твоё письмо писалось человеку, перед которым стоит действительно высокая миссия - страну защищать от супостатов, всё было бы правильно. И второе дыхание прекрасная штука. И работать можно себе в радость. Тяжело работать. Я это по себе знаю. Чисто из спортивного интереса проходить в одиночку две борозды картошки, когда другие по двое за это время одну еле-еле и с огрехами.
Но... Ты судишь по той армии, которая была лет тридцать тому назад. Приезжай - я покажу тебе анкеты, которые заполняют родители и сами солдаты.
От кого сейчас защищают? Я опрашиваю появляющихся у нас ребят. В основном они занимаются хозяйственными работами внутри части. Или участвуют в бизнесе офицеров - строят кому-то дачи, ремонтируют машины. Веселят дедов, устраивая им примитивные спектакли. Если они пришли защищать Родину, то почему их сначала унижают и бьют? А потом заставляют унижать других? Неужели именно в унижении закаляется характер?
Неужели надо рисковать здоровьем в мирное время и жизнью, когда на тебя валится бревно? А где техника безопасности и офицер, который обязан за этим проследить? Зачем без особой необходимости замерзать в мокрой форме?
Наши дети государству не нужны. Ему плевать, тысячью меньше, тысячью больше. К нам ежемесячно приходит несколько матерей, похоронивших своих сыновей. А мы не владеем полностью ситуацией даже по Северо-Западу. Ты им можешь объяснить, зачем они погибли? Ради каких высоких идеалов? Несколько дней назад нам звонили из Липецка. Часть не может привезти родителям тело сына, денег у них на это нет. Занимайте у кого хотите, приезжайте, забирайте и хороните сами за свой счёт! Представляешь, какой цинизм? Отобрали жизнь и ещё издеваются!
Вспомни, лет тридцать тому назад было понятие, что от армии надо "отмазываться" взяткой? Я думаю, тогда такие случаи были единичными.
Сейчас я выложу в Армию малюсенькую вещь, формулу, которая всё объясняет.
Витя! Ты сам золотой человек, и других по себе меришь. И не хочешь верить, что кто-то создаёт систему, убивающую наших сыновей и сам дух патриотизма.

Орлова Валерия   02.05.2009 01:48     Заявить о нарушении
"И не хочешь верить, что кто-то создаёт систему, убивающую наших сыновей и сам дух патриотизма."

Видишь ли, я привык к конкретным вещам. К обвинениям или, напротив, реабилитации конкретных лиц. К конкретным фактам и событиям. "кто-то создаёт..." Кто? Кто конкретно создаёт? Или вкладывает свою лепту в создание "системы, убивающей наших сыновей и сам дух патриотизма"?
По этой конкретной ситуации были названы фамилии? Где они прозвучали? В какой газете или телепередаче? Более того, я считаю, что вашей организацией необходимо высказать свою позицию в адрес вышестоящих инстанций. Вплоть до президента. В конце концов, он главком и полностью несёт за это ответственность. И потребовать ответа, а не успокоиться на информировании.
Именно вам, как организации. Ты же знаешь, что индивидуальные обращения не имеют должного эффекта. За редким исключением, в случае, например, если обращение исходит от лица общеизвестного и в обществе высокоавторитетного. Да и то не всегда. А так, что толку? Ну, повозмущаемся мы... и что? Завтра это повторится в другом месте.

А так, я с тобой, практически, во всём согласен. Я и сам об этом говорил. Говорил о том, что ненавижу насилия и унижений.

"Я опрашиваю появляющихся у нас ребят. В основном они занимаются хозяйственными работами внутри части. Или участвуют в бизнесе офицеров..."- пишешь ты.

Так, естественно, что вы имеете дело именно с негативом. Ведь к вам под защиту и идут обиженные и угнетённые. Если бы вы опрашивали всех, а не только жертв насилия, то и картина была бы не столь мрачной. А это значит, что надо отделять зёрна от плевел. И не валить в одну кучу сволочей и порядочных людей, настоящих офицеров.

Разумеется,- "рисковать здоровьем в мирное время и жизнью, когда на тебя валится бревно..."- нежелательно. И, если такая возможность есть, то её надо не упускать. Разве я против? Или я против соблюдения элементарных правил ТБ и личной гигиены?
Ведь даже вот в новостном сайте
http://www.point.ru/news/stories/19019/
пишет автор:
"Теперь дошло уже до того, что сержант срочной службы уходит на вражескую территорию помыться. Просто потому, что у него в части нет бани."

Так в любой работе есть трудности, сложности и недочёты, надо лишь своевременно и методично их устранять. И именно в этом я и вижу главную задачу. В том числе и для вашей организации. Как бы это не странно звучало. Иначе, вы лишь так и будете констатировать случаи насилий и помогать... помогать... помогать... За что, конечно же, вам большое спасибо! Но, не важнее ли делать то, чтобы устранять причины?

А так, я во всём, повторяю, почти согласен.
Ну, разве что, не могу согласиться с твоим определением меня лично. Увы... Крылышек за спиной у меня не было, нет, и не будет.

Виктор Коротаев   02.05.2009 20:05   Заявить о нарушении
Ты мало смотришь телевизор. Наш председатель Полякова Элла Михайловна часто появляется на телевидении, участвует в круглых столах, в том числе и с представителями армии и власти.
Да и другие сотрудники тоже.
Поданы жалобы в Конституционный суд и в суд по правам человека.
Так что мы делаем очень много для того штата, который можем себе позволить.
Цитата по поводу Глухова взята из российской прессы? А теперь подумай, что там ещё могут написать. Выхватили одну фразу, и выставили его дураком. А я разговаривала с мальчишкой из того же полка, что и Глухов. Парень жизнь свою спасал. И выхода у него никакого не было, потому что местное население нашими солдатами там пользуется как рабами (платят офицерам), а за территорией части и прирезать могут. Такая вот дружественная любовь.

Орлова Валерия   03.05.2009 01:37   Заявить о нарушении
Да, я маловато его смотрю, увы…
Фамилия Поляковой мне знакома. На слуху. Но, видимо, выступления были так редки, что я не наткнулся ни на одно из них. Теперь, если вдруг увижу предварительно анонс, то непременно посмотрю…
Наверное, ты права, вы делаете всё возможное… Да и мне ли вас в чём либо обвинять? И за что, собственно? Впрочем, у меня и в мыслях этого не было.
Наверное ты права в том, в том что само понятие правозащиты на первое место ставит именно защиту солдата. Устранению же причин, приводящих к преступлениям, задача не ваша. Наверное, так. Только, в этом случае, как-то всё безнадёжно получается… Конвейер какой-то: к вам потоком идут жертвы преступления, а вы, по мере сил их защищаете… Всё! Далее, как говорится, - по списку. И это печально.
Глухов, извини уж, может я и не знаю чего, для меня не показатель. Впрочем, я не могу здесь говорить определённо, не зная всех обстоятельств дела. Могу только сказать, что словами- «я жизнь свою спасал» можно ведь и многое оправдать. Однако, повторяю, не мне судить.

Виктор Коротаев   03.05.2009 23:28   Заявить о нарушении
Вот, кстати, по Глухову:

"Жизненные обстоятельства, очень тяжелые, могут вынудить солдата дезертировать, но только предательство способно побудить к тому, чтобы пересечь фактическую линию фронта, перейти к явному и очевидному врагу и аппетитно похрустывая несвежей булкой рассказывать об агрессивных «планах кремля». И в вопросе о причинах предательства никакой двусмысленности неясности нет. Она связана с упадком, фактически смертью, морально-политической подготовки в современной российской армии."

http://actualcomment.ru/news/1307.html

Виктор Коротаев   04.05.2009 00:36   Заявить о нарушении
По поводу Глухова рекомендую поднабрать информации и просеять её через собственное сито. Получится другая картина.
А наша основная задача - обучение людей способам защиты своих прав. Законных. И мы это делаем. У нас пять дней в неделю занятия.
школа прав человека, семинар по альтернативной службе, практические занятия, медицина (читаю я). Любо

Орлова Валерия   04.05.2009 02:04   Заявить о нарушении
Любой желающий может прийти,всё бесплатно. Можем и в другие города выехать, если пригласят.

Орлова Валерия   04.05.2009 02:07   Заявить о нарушении
Вить, сейчас вчиталась в твои слова. Искоренение причин как раз и входит в наши задачи в первую очередь. Да, начиналось с защиты прав военнослужащих, потом стали защищать призывников. Но самое главное, что мы делаем - объясняем людям, что они не бессловесная скотина, что слуги народа должны служить народу, что за свои права надо бороться, а не вкалывать ради взяток тем, кого перед этим они "выбрали".
Наша полемика с тобой - это тоже разъяснение наших позиций, это тоже, в какой-то мере, моя работа. Кто-то прочитает, и задумается. На нашу школу прав человека надо бы прийти каждому, даже если армия его не касается. Знаешь, как крышу срывает у народа? Никто и не подозревает, что все наши права нарушаются на каждом шагу.
И 15 человек штата не могут сами всё за всех, за всю Россию сделать, а вот научить других защищать свои права мы можем. И делаем это.

Орлова Валерия   06.05.2009 03:01   Заявить о нарушении
Что ж... Я, собственно, ничего не имею против.
Спасибо, что я ещё могу сказать?

Виктор Коротаев   06.05.2009 23:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.