Кому оценка ученику или учителю?

Поцарапка КОМУ ОЦЕНКА: УЧЕНИКУ ИЛИ УЧИТЕЛЮ?

Ещё один «продукт» моей игры в журналистку. Правда, в этом случае я поступила как папарацци без стыда и совести.
К маме пришла подруга поплакаться в жилетку. Я наглым образом стала подслушивать, и не просто подслушивать, а записывать на диктофон. Потом, прослушав запись, вырезала мамины поддакивания, а также матерные слова тёти Кати, и ещё кое-что…
В итоге у меня получился вот такой довольно складный монолог.


-Дочка пришла из школы в слезах. Первая мысль: кто-то обидел. Расспросы привели её в истерику, по лицу пошли пятна. Бросилась на диван, заколотила кулачками:
 -Ненавижу! Ненавижу!..
Заснула, утомлённая рыданиями. Звоню её подружке, чтобы выяснить, что же случилось. Оказалось: по математике у них была контрольная. Моя Лерка вообще-то не блистает по этому предмету, но твёрдая четвёрка стабильно в четверти. Должна быть и в этой, третьей четверти. И вдруг - двойка за контрольную, двойка, которая изменит всю картину. Незаслуженная, несправедливая двойка. Потому что не за знания, а…

Дело было так: во время решения своего варианта задачи, Лера глянула в тетрадь соседа (Хороший думающий мальчик, Лера втайне симпатизировала ему) и увидела, что он неправильно начал решение. Разумеется, не могла она это проигнорировать. Оставив свою задачу, на листочке указала ошибки соседа и передала ему. Учительница увидела, подошла и забрала листок, а «нарушителям» тотчас вынесла вердикт: двойки за контрольную.
Всё это мне охотно выложила подружка дочки, а закончила так:
- Вы хотите к Елене Фёдоровне пойти? Не надо, хуже будет. Она русского языка не понимает…
Я действительно была настроена идти к Елене Фёдоровне разбираться, но после слов девочки призадумалась. Согласись, ужасно слышать такую характеристику учителю из уст ученицы. Иными словами, оценку учителю. В данном случае ученица ставит своей учительнице жирную единицу…

Я впервые серьёзно задумалась: что же это такое школьные отметки? Оценка знаний, поведения - это согласно словарю. А в жизни? Для умного, мудрого учителя оценка-инструмент воспитания. Но много ли у нас в школе умных и мудрых? Достаточно послушать самих детей…Ты можешь возразить: детская оценка необъективна. Так ли? Не обижаем ли мы заочно детей, думая так?

Мы родители сталкиваемся с учителями наших детей от случая к случаю, а дети годами, изо дня в день, по 6-8 часов общаются с ними. Имеем ли мы право сомневаться в их объективности? И потом, не забывай про мудрость: устами младенца глаголет истина. Не для красного словца сие сказано.
Вот приходишь на родительское собрание, беседуешь, допустим, с той же Еленой Фёдоровной. Всё правильно, всё верно говорит, видишь умного педагога, а от детей слышишь:
- Она русского языка не понимает…
О чём я родительница должна думать? Что учительница умная только со мной? А с моим ребёнком иная? Может просто нахамить, оскорбить, унизить? Тогда получается, что отметки в её руках уже не инструмент воспитания, а розги? И хлестает ими не по телу, а по обнажённым детским душам. А это, как известно, во сто крат больнее.
Представляешь: как додумалась до этого, страшно стало, не передать словами… Тут невольно задаёшься вопросом: только ли русского языка не понимают «еленыфёдоровны»?

В юности я в какой-то книжке прочитала, что каждый учитель должен к отметкам относиться так: четвёрка-пятёрка-это оценка ученику, а все остальные - тройка, двойка, единица - учителю. Тогда помнится, я просто посмеялась и забыла, а сейчас вспомнила. Согласись, мудрейшая мысль!
Если я как учитель толково объяснила урок, а главное заинтересовала ученика темой, если он отлично (хорошо) усвоил - давай дневник и получай заслуженную награду. Если же ученик плохо понял, не заинтересовался, не изъявил желания выучить - вина моя. Ведь так? Тогда зачем же наказывать ребёнка? Причём дважды! В классе я, как учитель, огрела его розгами:
-Садись, бездарь, два!
Приходит он домой с саднящим рубцом и уже от родителей получает добавку. А здесь, как правило, не церемонятся, бьют уверено, порой изощрёно. Старая истина: родные бьют больнее.
За что?!?
А так легче отмахнуться от собственной вины. Нам, взрослым. И учителям и родителям. Кто ж добровольно признает, что не соответствует? Проще свалить собственную вину на ребёнка: и ленивый он, и бестолковый, и бессовестный, и тэдэ и тэпэ…
Вот спроси у любого учителя: » Вы любите детей?» - убеждена, все ответят: » Если бы не любили, в школе не работали бы».
А родители? Разве что какие-нибудь выродки скажут: нет.
Что же получается? Любим и бьём? Бьём, потому что любим? Дикость, маразм какой-то…

Во, вспомнилось: кажется, Герцен в своё время сказал…счас, вспомню поточнее…Да, вспомнила:
» Уж не оттого ли люди истязают детей, что их так трудно воспитывать, а сечь так легко? Не мстим ли мы наказанием за нашу неспособность?»
Представляешь: на дворе 21 век, а слова актуальны, как и в 19-ом…
Я просто не знаю, что уже и думать, рехнуться можно от этих дум…

А задумывался кто-нибудь, каково ребёнку прожить день? Чудовищно тяжело!
Я уверена на все сто, что поставь нас, взрослых, в подобные условия, через пару дней взвыли бы благим матом. Не веришь? Давай сравним.

Утро. Общий подъём, завтрак. Допустим, что в этот период ребёнка не дёргали, не читали нотаций, проще говоря, не «воспитывали».
Выходим из дома. Мы взрослые, как правило, налегке, а ребёнок тащит тяжеленный портфель. Я специально взвесила безменом собранный на завтра портфель дочери-4,7кг., плюс сменка в пакете. Моя, как ты знаешь, в 7классе, у старшеклассников, наверное, портфель тяжелее. Этот груз ребёнок будет перетаскивать из кабинета в кабинет через каждые 40 минут.
Идём дальше. Мы, прибыв на рабочее место, как правило, оказываемся в благоприятной обстановке: друзья, подруги, привычная, почти механически выполняемая работа. В любое время можем поболтать, посплетничать, обсудить новости, фильм, книгу, выйти покурить. Есть такие работы, где просто сидят и вяжут, часами чаи гоняют или на компьютере пасьянсы раскладывают…
А ребёнок переступив порог школы попадает в стрессовую ситуацию: в любой момент его могут одёрнуть - быстро ходишь, громко говоришь или смеёшься, любой старшеклассник, походя, может обидеть ( вроде армейской дедовщины),да и между собой, что греха таить, отношения далеки от идеала, ибо социальное неравенство плюс разные вкусы и пристрастия: один фанатеет от Ранеток, а другой от Дома-2. В детстве все эти различия более обнажены и острее. Далее: в туалетах накурено, в столовой невкусно готовят. Плюс постоянный страх, что спросят, а урок не выучен, плюс 40 минут - мучительных сорок минут, если не нравится предмет  и нелюбим учитель,- сидеть как приклеенный…
Улавливаешь разницу?

Сам ребёнок, конечно, этого не осознаёт. Но мы-то взрослые-учителя в первую очередь - ОБЯЗАНЫ сознавать!
В среднем у 7 класса ежедневно 6-7 уроков. Грубо говоря, наш ребёнок в стрессовом состоянии РАБОТАЕТ СЕМЬ ЧАСОВ! Считать перемены отдыхом просто смешно…
А у нас у взрослых? Обеденный перерыв - час. Далее: в основном мы прекращаем работать за час до положенного времени, а за полчаса раньше начинаем собираться домой.
А ребёнок? Он пашет от звонка до звонка. А если дежурный?
Дальше. Возвращаемся домой. Ребёнок опять тащит свои почти пять кэгэ, которые, уверена, для него уже весят все семь. А мы? Даже если заскочили в магазин купить продукты, то вес их будет намного меньше. Мужики те вообще пустые возвращаются.
И вот мы дома. Хорошо если мы в хорошем настроении, а то ведь захочется на ком-то отыграться. А на ком лучше всего, не опасаясь получить сдачи? На слабом, тоесть на ребёнке. Почти каждому знакомы эти «старые песни о главном»:я пришла с работы, устала как лошадь, а ты бессовестный, уткнулся в ящик, не помыл посуду, не вынес мусор, не…не…не…
ГОСПОДИ! А ВЕДЬ И ОН НЕ НА РОМАШКОВОЙ ПОЛЯНКЕ ГУЛЯЛ! ОН ТОЖЕ РАБОТАЛ И ТОЖЕ УСТАЛ! И в отличие от нас, ему ещё и на дом дали РАБОТУ. Минимум по пяти предметам домашнее задание: читать, писать, учить, чертить…
И как назло задают помногу.
Господи, почему, за что мы так не любим детей?!

Не помню, кто сказал: взрослые - это испорченные дети.
А с чего им не быть испорченными, если взрослые - учителя и родители - пряча свою педагогическую некомпетентность, щеголяют своим превосходством: я взрослый! я учитель! я твой родитель! Не сметь своё суждение иметь! Делай, как сказано! Слушайся, подчиняйся, мы лучше знаем, что тебе надо! Не согласен - вот тебе «двойка», вот тебе оплеуха, »а где мой ремень?»
Ребёнок терпит, страдает, не понимая, за что ему такое наказание. Что он может сделать? Поставить нам «двойку» и страстно желать поскорее повзрослеть. И стать ещё одним испорченным дитём?..


Рецензии