С. Пронь Джаз-это тяга к свету
Джаз-это тяга к свету.
ПРОНЬ-это, как звук трубы резкий, короткий, звучный.
Все гармонически связано.
- Как в твоей жизни появился джаз?
Вначале я играл в школьном ансамбле на альте. Мне нравился оркестр Силантьева, там было много сольных партий на трубе. Потом пошел в армию. Нас построили и спросили: кто умеет играть на музыкальных инструментах? Выбор был такой: или на дальнюю точку в ракетных войсках дежурить в шахте или в оркестр. Мне дали полгода на изучение репертуара. Я накупил книг, засел за гитару и все выучил. Играл от армейских маршей до Дип Перпл. Возвращаться в политехнический институт не хотелсь. Пришел прямо в шинели в музучилище. Там встретился с Борисом Золотаревым. Он попросил: сыграй что нибудь. Послушал и заключил -тебе на гитаре учиться не надо и так все знаешь. Нам в ансамбль нужен трубач, подумай. Я стал учиться играть на трубе. Первой пьесой была композиция Фредди Хаббарда. Так получилось, что прошло много лет и на портале Джаз Ру, где я веду рубрику о трубачах, я писал о Фредди Хаббарде. В то время в Саратове царила особая атмосфера, город был намагничен именами : Николай Левиновский, Андрей Песков. Были такие музыканты, которые на слух, через шум приемников снимали сложнейшие оркестровки с американских оркестров. Борис Золотарев -это труженик, энтузиаст, он собирал талантливую молодежь. Тогда проводилось много фестивалей, приглашали различные ансамбли.
Вместе с нами выступал Иван Звягильский, замечательный саксофонист, вокалистка Майя Сафарян. Репертуар - джазовая классика, из современных - Майкл Брейкер. Потом мне это стало надоедать. Просто Брейкер-это американец, другой менталитет, другая страна. Захотелось совершенно иной музыки. Мы были на фестивале в Прибалтике, джаз там активно развивался. Присутствовало множество интересных музыкантов. Раймонд Паулс не был еще так известен, играл в клубах, выступал на фестивале. И ансамбль Бориса Золотарева вполне соответствовал этому уровню.
Потом поступил в консерваторию. Играл современную классическую музыку. О джазе временно забыл.
Затем любовь, я уехал в Екатиринбург -оттуда родом была девушка- и сразу создал квартет, начал исполнять авторскую музыку. Борис Золотарев часто приезжал к нам. Мы продолжали выступать совместно, до его отъезда в Америку. После этого стал руководить государственным джазовым оркестром. И так было 7 лет. С одной стороны губернатор Екатеринбурга Россель любит джаз, он учредил специальную премию за развитие музыкального искусства, создал эстрадный театр. С другой - надоело в тысячный раз играть для правительства "Серенаду солнечной долины".
Я встретился с Михаилом Альпериным, приехавшим из Молдавии. Мы создали трио-Альперин, Шилклопер, Пронь. В основе была народная музыка- и молдавская, и еврейская. Михаил Альперин очень интересный музыкант, все было построено на импровизациях, фри джаз. Известность росла. Мы стали выездными. Представляешь-в те годы-и сразу тридцать концертов только в Норвегии! Франция, Германия. Мы никогда не играли стандарты. Только свои композиции. Часто пересекались с американскими авангардными музыкантами. Сейчас Альперин живет в Норвегии, а Шилклопер в Германии.
-Как складывалась композиторская деятельность?
Я написал более 300 джазовых тем, только небольшая часть из них исполнялась или была записана на диски. Первый успех -это компакт диск, записанный с Аркадием Шилклопером в 1998 году. Он назывался "Заговор медных". Там 4 моих композиции.
Он был признан лучшим джазовым альбомом года. В том числе в Америке.
Потом Шилклопер предложил: сделаем совместный проект "Джаз Рог". Идея в том, чтобы исполнять джаз все на альпийском роге. Пришлось освоить этот инструмент. Последняя запись - компакт диск "Вальс для механической куклы", которому критики дали определение-креативный мейн стрим. Готовлю новый альбом. Сейчас больше предпочитают записи с концертов, а не выхолощенные студийные записи. Пусть даже с какими-то шумами, зато все живое.
-Как происходит подготовка и запись альбома?
Меня всегда больше интересует драматургия, выстроенность музыки. Диск должен быть единой композицией. Одно дополнять другое. Качество записи имеет значение, но важнее звукооператор. Настоящих, именно джазовых операторов, очень мало. Причем техническое оснащение самое современное есть и в Екатеринбурге, но профессионалы - только в Москве. Поэтому и запись будет там. У меня сейчас 2 состава музыкантов в Москве и Екатеринбурге.
-Изменилась публика за последнее время?
Изменилась ее информированность. Слушатели имеют больше возможностей- прочитать, послушать. Во многих странах джаз стал престижным видом искусства.
И официальным -посмотри, на всех крупных событиях исполняют джаз. Попса оттуда исчезла. Джаз-это хороший тон. У нас произошел перелом благодаря Игорю Бутману.
Он стал привозить известных музыкантов в Россию. Много лет в "Ле клубе" выступали звезды первой величины. Затем их стали слушать и в провинции. Люди привыкли к этому. Джаз в Москве очень востребован. Клубов много, а на самом деле их все равно не хватает. Мы выступали в Москве 3 дня подряд в клубе Игоря Бутмана при полном зале. Появилась, как ее называют, креативная молодежь. Это молодое поколение знает и хорошо разбирается в джазе. Есть города, где джаз очень любят –Томск, Новосибирск. Там интеллект населения виден сразу. Саратов всегда был уважаемым городом у джазовых музыкантов. У нас очень давние музыкальные традиции. Многое зависит от конкретных людей- будут ли они продвигать музыку в своем городе.
-Какие музыканты тебе интересны?
Один из наиболее интересных для меня- Дэйв Дуглас. По опросам журнала "Даун бит" это лучший трубач современности. Он играл с Джоном Зорном. Дуглас создал визуальную музыку которая называлась "немое кино- живая музыка". Я принимал участие в Екатеринбурге в фестивале авангардного джаза, где было соединение разных видов искусств. Дэйв Дуглас приезжал на этот фестиваль. Он объединил фри джаз и кинематограф. Рой Хардгруви хорошо играет необоп. Ерик Труфаз - больше коммерчески успешный музыкант, местами он очень интересен. Совершенно неиссякаемый музыкант Ганелин, сгусток энергии, комок нервов. Я видел его выступление на концерте Скрябина, когда он втором рояле дополнял автора в джазовой интерпретации. Это великолепно.
-Какой проект был наиболее интересным для тебя?
-Наверное, музыка к авангардному 40 минутному фильму Рутмана. Я получил кассету начал смотреть-а там сплошной монтаж-настенные часы превращаются в турбины. Аллегорическая история Берлина, город утром, днем вечером. Я понял, что музыкальной дорожкой может быть только свободная музыкальная импровизация.
-Одним из самых великих трубачей был Майлз Дэвис…
-Майзл Дэвис для меня-новатор. Он вначале играл боп. Потом 5 лет молчал и создал джаз-рок. Он сделал музыку очень энергичной, добавил различные эффекты. Приблизил ее к слушателю, был мастером паузы-мог тянуть интригу.Но он и коммерциализировал джаз.
-Сейчас говорят о том, что джаз перестал развиваться.
-Нет конечно. Это дух противоречия. Есть понятие-мэйн -стрим основное течение. Все красиво, чистенько. Сплошное благополучие. Если ты начнешь изображать на сцене человека с 52 авеню, а на самом деле живешь на улице имени Крупской, тебе не поверят. Та музыка американская, мы другие. В нас заложено гораздо больше.
Мы долго жили в инкубаторе. Нам объясняли, что современный фольклор –песни Людмилы Зыкиной. А настоящий фольклор, этнический, не нужен. Потом развал страны. Кончилась идеология, но люди остались прежними. Сейчас нужна другая музыка. Нужно прикладывать усилия, тогда что-то изменится. Мы с Игорем Пращуком –саксофонистом, играем дуэтом полтора часа сложной музыки. В Испании на наш концерт съезжалась публика из других городов. Есть тяга с новому. Концертные записи нашего дуэта разошлись по всему миру. Они стали таким событием, что на музыкальные темы художники из разных стран сделали картины, презентация выставки была в Лондоне.
-Чем отличается джаз американский от российского.
Русским исполнителям какое-то время не хватало профессионализма. В Америке нужно иметь большой запас музыкальных тем. Например, уметь играть 500 тем, очень хорошие музыканты знают -1000 тем. Это твоя работа. Заранее в клубе никто не обсуждает, что будут играть. У нас развивался любительский джаз. В Америке все иначе. По настоящему можно играть если этому отдаешь все время, всю жизнь. Только так можно достичь успеха.
-Сейчас появились большие технические возможности для музыкантов. Твое отношение к
использованию компьютерных программ обработки звука.
-Я никогда не гнался за техническими новинками. Звук нельзя до бесконечности улучшать. Многие джазовые записи были не лучшего качества, зато чувствовалась такая атмосфера!Как-то обсуждали с двумя критиками Дмитрием Уховым и Геннадием Сахаровым гастроли Майкла Брейкера в Москве. На концерте он стал показывать чудеса запредельной техники: скорость, мастерство, звук безупречный. Цена билетов -тоже запредельная. Несмотря на это зал переполнен –такая величина, самый выдающийся саксофонист. Но через некоторое время слушатели заскучали и стали перебираться поближе к буфету. Стерильное исполнение, никакой интриги, все предсказуемо, все безупречно, все как и много лет назад. Брейкер доказа, что технически переиграть его невозможно. А во время джем-сейшена на сцену вышел Давид Голощекин. Он исполнил композицию, которой уже 40 лет, кто ее только не играл, да только сделал он это от души. Сумел зажечь народ. И джаз этот был совсем не американский, а в его Голощекина, интерпретации.
-Какие есть увлечения кроме музыки?
На даче я делаю мебель собственными руками. Вначале я ее придумываю, а потом изготавливаю. Могу строгать целый день. У меня много столярных инструментов.Мне нравится запах дерева. Может быть потому, что моя бабушка работала на мебельной
фабрике на улице Вольской. Совсем маленьким и я приходил туда выступать как музыкант.
-Есть ли любимая фраза, лозунг, которому ты следуешь?
-Любимой фразы нет. Все зависит от времени и места. В этом и заключается творческая уникальность. Также как и неповторимость каждого концерта в том, что люди со своей аурой никогда не соберуться второй раз. Исполнение музыки меняется в зависимости от состава и настроения публики. Это и есть импровизация.
-Напоследок, одной фразой. Джаз-это….
-Тяга к свету.
Свидетельство о публикации №209032900541