Картинка с выставки

 artemov_a.artnow.ru/
               
  Наша машина вынырнула с обезумевшей в этот час парижской окружной  на умиротворенную проселочную дорогу. И вдруг как-то сразу, словно перевернули страницу книги,изчезли куда-то налившиеся свинцом облака и косые оранжевые лучи заходящего осеннего солнца брызнули на лоскутное одеяло, окружающих дорогу полей,оставляя на них длиннющие ультрамариновые тени от стоящих то там, то здесь одиноких деревьев.
  Этим абсолютно вангоговским пейзажем нас и встретил за следующим поворотом небольшой средневековый городок под названием Прован.
Здесь проходил ежегодный Салон Художественного творчества,куда нас пригласили на вернисаж.
  Припарковав машину в нижнем городе,мы буквально вскарабкались по крутой булыжной улочке на холм, к замку бывшего местного вельможи,видимо очень важного,так как  выше его замка были только птицы и сам Господь Бог. Отдышавшись и оглянувшись,мы обнаружили ,что стоим на маленькой базарной площади ,с обязательным фонтанчиком  в центре, как водится и в окружении покосившихся,покрытых почерневшей от времени черепицей ,невысоких,но очень взаправдашних домиков,с их лавочками, винными погребками,местными деликатесами на  лотках и множеством цветов на почерневших подоконниках.
Казалось, мы попали на съемочную площадку какого-то фильма,где все  актеры ушли пить кофе.Только одинокие туристы группками передвигаясь дальше вверх по улочке к чудом уцелевшей за 900 лет гордой крепости, мешали полностью поверить  в то,что  это не декорации и что всего-то каких-то 80 км от Парижа.
  Наконец-то мы отыскали где находится выставка. А расположилась она тоже в очень достопримечательном месте.В бывшем Доме Милосердия,построенным все тем же добрым господином этих мест для своих верных подданных аж в 12 веке.Вот и верь потом,что все богатые -нехорошие люди. Сразу при входе- бывший приемный покой и запертая дверь налево,над ней барельеф- Дева Мария,оказалась бывшая мертвецкая...мы не стали ее осматривать...
Устроители выставки, позже, на праздничным ужине по поводу вернисажа утверждали,что им было совсем не одиноко , во время подготовки экспозиции, кто-то  все время ходил ночью,то в одном конце коридора,то в другом, где-то стонали,где-то плакал ребенок, и все при абсолютно закрытых дверях. Храбрые люди-наши устроители,ну да чего не сделаешь ради искусства!
   Много интересного  и разнообразного было выставлено в нижнем зале. Местные любители старины и родного края-с любовью восстановили кольчуги и оружие,может просто с чердака достали от прапрапрапрадедов,не знаю,но очень достоверные вещи,я попыталась поднять один такой меч,он с меня ростом,но покрутить им в воздухе  мне не удалось,а очень хотелось,я даже  щлем примерила для полного погружения в эпоху.
  Были тут  и абстрактная живопись и скульптура  на африканскую тему, хотя тема выставки этого года-Средневековье.Французкое естественно Правда, много было местных пейзажей, интересная графика и забавный часовой дизайн.
  А вот на втором этаже нам  сказали- выставляются русские художники.Еще с лестницы,прямо напротив входа- в глаза бросился большой продолговатый « пейзажный» холст,с обнаженкой.Написанный в хорошей уплощенно-стилизованной манере, в немного аскетичной сдерженной гамме,он явно отличался от ярморочной-на продажу- броскости  других полотен.Направившись прямиком к этому холсту, я с удивлением прочла ее название- « Грешница »,и с не менее большим удивлением-обнаружила-фамилию автора.
  Артемов Александр.г.Протвино, Московской области.Да, сомнений не было,это был мой давний знакомый,первый учитель живописи моей теперь уже взрослой дочери.Этот человек мне запомнился сразу.Огненно- рыжий,детско-встревоженные голубые в поллица глаза,лик сошедший с иконы.Он как-то воспламенялся сразу,когда начинал вдохновенно рассказывать детям о живописи,и они сидели тихонечко, глядя на него во все глаза ...
  ...Запомнились Сашины пейзажи.Своим пронзительно- тонким, почти левитановским  чутьем ,проносит он в своих картинах, сквозь хаос современных живописных течений и лиризм русской природы и любовь к родному пейзажу, к родной земле.И трагичную свою несовременность,неумение соорентироваться в происходящем.Он одинок,он родился не в то время, так бывает одинок Настоящий Художник,он один на один с самим собой.
 Схватив свой этюдник и очередной холст убегает он в поле,словно спасаясь бегством,и только там он дышит ,там он счастлив,он свободен.Широким размашистым мазком покрывает он холст,торопясь остановить навсегда  последний луч солнца на макушке дальней рощицы и движение воды в речке Протве,и ветер,в движущихся от его порывов трав,и хлебный отсвет на  коробельных стволах  протвинских сосен.
 И как в продолжении  этого свидания с природой, в его  котельной « мастерской » продолжают жить в его натюрмортах бесконечные веточки любимой им сирени,нанесенные его быстрой взволнованной кистью, оставляя  навсегда и  свежесть влажных после  дождя цветов и  запах весны.
А когда непогода и нельзя на пленер рождаются здесь совсем другие образы-размышления.В них внутренний монолог ,попытка понять самого себя и свое место в этой жизни.Затеренный в своих религиозных противоречиях между телом и душой,он пытается понять женщину на холсте,как он не может ее распознать в реальной жизни.
 ... « Грешница ». С холста,где среди привычному в каждой мастерской натюрморта-бутылок, расбросанных предметов: зловеще-синее,надкушенное яблоко...  и устремившая в бездонное небо, к Богу,   потерянный вне времени незрячий взгляд,в сложном ракурсе,открытая всем-готовая, словно Жанна Д'Арк- к сожжению на костре,предстала глазу красивая женщина,В ней не было той циничной откровенности тела, той показушной « красивости »некоторых обнаженок.Бестелесное тело .И только вопрос,извечный женский вопрос - 
«  Имею ли я право?...На любовь? » кричал с холста.За окном,на другом берегу реки-маленькая   церквушка...
 Ей можно дать тысячи имен этой женщине- Ева, Магдалина, Анна Каренина ,Бессприданница...
Но хочется добавить только вопросительный знак в конце названия- « ГРЕШНИЦА ?»
 И сразу стал уместен и вангоговский пейзаж при въезде,и  эта картина- здесь ,в этом средневековом ,очень французском  городишке ,среди этих стен и арок ,веками пропитанных болью и состраданием ...
Потому что у вечных вопросов нет -ни границ ни национальностей,ни срока
 И вот теперь здесь,  спустя почти 20 лет после нашей последней встречи я открыла для себя другого Сашу Артемового.Не просто пейзажиста, но Художника с Большой буквы.


Рецензии