Последний рассказ и все, Этгар Кэрет

                Этгар Кэрет
               
Той ночью, когда черт пришел забрать у него талант, он не спорил, не скулил и не устраивал базар. “Чему быть - того не миновать, - сказал он и предложил черту шоколадный шарик “Моцарт” и стакан лимонада. - Было приятно, было сладко, я был на пиру. Но теперь пришло время, и вот ты здесь, и это твоя работа. Я не собираюсь создавать тебе проблему. Только, если можно, прежде чем ты заберешь у меня талант, я хотел бы написать еще один маленький рассказ. Последний рассказ и все. Так, чтобы у меня осталось что-то вроде привкуса во рту.” Черт посмотрел на золоченую обертку шоколадки и понял, что допустил ошибку, согласившись взять конфету. Эти обходительные люди всегда так: они доставляют тебе больше всего хлопот. С отвратительными типами у него не было проблем ни разу. Приходишь, вынимаешь душу, сдираешь с нее скотч, вытаскиваешь талант и конец. Человек может кричать и ругаться до завтра. Он, черт, уже может поставить на бланке маленькую галочку и перейти к следующему имени в списке. А эти обходительные? Все они с вежливыми разговорами, сладостями и лимонадами - и что ты уже можешь им сказать?
- Хорошо, - вздохнул черт, - один, последний, но чтоб был короткий, ясно? Уже почти три часа, а мне нужно успеть сегодня вскрыть еще двоих из списка.
- Короткий, - парень устало улыбнулся, - даже коротенький. Самое большее на три странички. Ты тем временем можешь посмотреть телевизор.

После того, как черт прикончил еще два “Моцарта”, он растянулся на диване и начал переключать пульт. Между тем, как в другой комнате он мог бы услышать, как парень, что принес ему шоколадки, стучит в постоянном и нескончаемом ритме по клавиатуре, подобно человеку, набирающему в банкомате некий секретный код из миллиона цифр. “Хоть бы у него вышло что-то действительно стоящее, - подумал про себя черт и подивился муравью, который ползал на экране в фильме о природе по восьмому каналу. - Что-нибудь вроде этого, с множеством деревьев и девочкой, ищущей своих родителей. Нечто, захватывающее тебя с самого начала, а конец настолько надрывный, что люди просто начнут плакать.” Он в самом деле был приятным человеком, этот парень. Не просто приятным - одним из достойных признания, и черт надеялся, что тот уже вот-вот закончит. Было уже начало пятого, и через двадцать минут, в крайнем случае через полчаса, неважно, кончит - не кончит, он должен будет вскрыть скотч у человека, вынуть товар и смыться оттуда. Иначе после этого там, на складе, он нахлебается такого дерьма, что ему и думать об этом не хотелось.
Лишь бы парень действительно оказался на высоте. И через пять минут тот вышел из другой комнаты, вспотевший, с тремя напечатанными страницами в руке. Рассказ, который он написал, был в самом деле замечательным. Не о девочке и не захватывающий, но волнующий своим исступлением. Когда черт сказал ему об этом, парень не скрывал, что ужасно обрадовался. Улыбка на его лице осталась и после того, как черт вынул у него талант, аккуратно сложил его до малюсенького размера и поместил в специальную коробочку с пенопластом. И все это время человек даже ни разу не изобразил из себя мученика, только принес ему еще сладостей.
- Передай своим боссам спасибо, - сказал он черту. - Скажи им, что я на самом деле получил удовольствие, от таланта и от всего. Не забудь.
И черт обещал ему и подумал про себя, что, если бы он был не чертом, а тоже человеком или просто они познакомились бы при других обстоятельствах, они могли бы стать друзьями.
- Ты знаешь, чем ты будешь теперь заниматься? - спросил черт озабоченно, когда стоял уже в дверях.
- Сказать по правде, нет. Наверняка, мне захочется пойти к морю, повидаться с друзьями, что-нибудь вроде этого. А ты?
- Работа, - сказал черт и поправил ящик на спине. - Кроме работы у меня нет ничего в голове, поверь мне.
- Скажи, просто любопытно, что делают в конце концов со всеми этими талантами? - спросил парень.
- Точно я не знаю, - признался черт, - я просто приношу их на склад, там их у меня пересчитывают, расписываются на накладной и все. Что с ними происходит потом, я, в сущности, не имею понятия.
- Если при подсчете у тебя выйдет один лишний, я всегда буду рад получить его назад, - рассмеялся парень и хлопнул по ящику. И черт тоже рассмеялся, но каким-то деланным смехом, и все четыре этажа вниз думал только о рассказе, что тот написал, и об этой работе по изъятию, которая раньше казалась ему как раз удачной.

                Перевод Р.Черной


Рецензии