Где деревня моя? в памяти моей?

Двадцать один год моей жизни связан с милой моему сердцу деревенькой Круглицы. К большому моему огорчению, она попала в так называемый список неперспективных деревень. Круглицы полностью обезлюдели, лишь пустые строения напоминают о том, что недавно здесь еще теплилась жизнь. Еще какое-то время жизнь в Круглицах поддерживалась тем, что там в летний период поля засевались зерновыми культурами, а на лугах и в самой деревне шел сенокос, стадо крупнорогатого скота откармливалось на бывших усадьбах, огородах и садах уехавших селян. Но в последние два-три года и эта "радость" покинула деревушку. Стадо обитает теперь в другом месте, а сенокосные угодья стали невыгодными, потому что далеко расположены от центра товарищества "Зеречье". И сейчас мои родные и дорогие Круглицы остались у меня только в памяти.
Что касается меня, моя душа никогда не покидала деревенских улиц и изб, где я бывал, а сейчас, тоскуя, "бродит" над обломками деревни. До сих пор помню, где и какой дом стоял и кто в нем жил, где именно росли и какие деревья. Не стерлось в памяти Круглицкое озеро, его берега, каждый его поворот и изгиб. В моих снах до сих пор деревенская обстановка. Видимо, мое прошлое "я" так и осталось в Круглицах, "сидит" на берегу озера с удочкой, "бегает" по пыльным песчаным дорогам, "ходит" по окрестным лесам с корзиной и собирает грибы и ягоды, "заглядывает" то в Бор, то на Ястребскую, на Портки, а то в Большое и Малое болото.
Меня всю жизнь волновало и волнует до сих пор объяснение названия деревни, но нигде мне не удалось прочитать об этом. Почему деревня называется Круглицы? Может, потому, что вокруг деревни леса и озера, и с какой стороны ни подойди, отовсюду глядели на окружающую природу окна изб. И ни с какой стороны света нельзя было скрыться от этих всевидящих глаз деревни. Теперь от края до края села можно охватить всю окрестность одним взглядом, из конца в конец которой только леса да распаханное поле.
Между прочим, это была самая отдаленная деревушка от Вязников, всего в двух-трех километрах от границы с Ивановской областью. Ближе всех были Погарицы, еще одна неперспективная деревня, которая "погорела" в дыму жизни значительно раньше Круглиц. Обе деревни удостоились чести попасть в древнюю летопись, где их первое упоминание относится к 1630 году. Если деревня Круглицы не представляет никакой исторической ценности, а ее имя упоминается в краеведческих статьях, значит как-то косвенно она причастна к секретам царского, а вернее сказать, церковного двора. Серапионова пустынь (а в народе пустынка) была церковным приходом и погостом, где находили последний приют жители близлежащей округи, в том числе и прихожане деревни Круглицы. Но в период борьбы с религией это историческое место было изуродовано и осталось лежать в руинах по сегодняшний день. Еще в шестидесятых годах сохранялось еле заметное подобие памятника старины, известного далеко за пределами Владимирщины...
А ведь разрушение деревень, таких как Круглицы, происходило исподволь, незаметно, но довольно спорыми шагами. Принято считать, что селение становится ущербным, когда его начинают покидать люди. Уезжают жители, а какой, собственно, повод, чтоб оставить родное гнездо? Сначала разобрали и увезли клуб. Его посещали, наверное, недостаточно активно, как хотелось содержателям, и, вероятно, он приносил убытки. Потом закрылась школа, где обучались дети до четвертого класса. Какая была просторная, светлая и удобная школа! Когда она осталась без учащихся, еще какое-то время служила гостиницей, где обитали шефы - рабочие Вязниковского льнокомбината. Позднее здание школы было продано. В деревне к этому времени остались жители лишь пенсионного возраста. Да и само время (70-е и 80-е годы) заманивало людей в города, селян насильно вынуждали уезжать из обжитых, родных краев. Даже магазин в деревне "упростили", не было в нем всех необходимых продуктов питания, приходилось ездить в город за многие километры и запасаться впрок. И почта стала приходить от случая к случаю. А в один прекрасный день отключили электроэнергию...
Наша семья в 1976 году переехала из Круглиц в Нововязники, тогда в деревне оставалось не более пяти домов. "Середина" Круглиц давно обезлюдела. А через четыре года деревня полностью опустела. А была она когда-то не такой уж маленькой. Здесь был свой мини-завод по переработке молочной продукции, ферма, телятник, свинарник и конной двор. Можно сказать, моя деревня была цивилизованной, но это не спасло ее от исчезновения. Круглицы не дожили до своего 360-летия (!). Было бы замечательно устраивать встречи с "выходцами" из круглицких просторов. И население, я думаю, набралось бы на приличный городок. И создать бы Круглицкое "братство". Пока жив хоть один выходец этой деревни, Круглицы будут жить, и память о ней - в наших сердцах.


Рецензии