Остаются афоризмы Ф. Бегбедер Романтический эгоист

«Романтический эгоист» Фредерика Бегбедера расширяет жанровые рамки романа. Когда-то Шодерло де Лакло написал роман в письмах. Бегбедер написал роман-дневник. Читаешь ежедневные записки и не всегда понимаешь сам ли Бегбедер говорит с читателем или его alter ego Оскар Дюфрен.
Оскар Дюфрен – модный французский писатель, модный богемный тусовшик. Одна из газет предлагает ему вести постоянную рубрику, содержание которой и составляет дневник.
Оскар Дюфрен и Октав Паранго (главный герой романа «99 франков») – близнецы-братья. Кто белее матери-истории ценен? Да оба одинаково. Это ребята в среднем возрасте, испытывающие пресловутый кризис. Несколько инфантильные, поскольку не могут брать на себя ответственность за кого-либо. Они слишком любят себя. При этом ищут любви, ищут смысл существования. Собственно, этот характер и описан названием романа «Романтический эгоист».
Если задаться такой целью и разделить все дневниковые записи, составляющие роман на группы, получится три составляющие.
Первая – это как раз история расставания с одной женщиной, поиски, встреча и влюбленность в другую и, наконец, потеря этой другой, поменявшей писателя на женщину же. Мы оставляем Дюфрена разочарованным: «Если мы все ничьи, тогда никто ни о ком и не заботится и каждый будет сам за себя, во веки веков. Вот я и снова один; я поднимаю черное стекло и закрываю лицо руками, сидя на заднем сиденье безмолвного лимузина, который катит вперед, к моей кончине». Неизбежный выход для всего нашего общества, выбравшего ту систему ценностей, которая воспитывает лишь эгоизм, систему, разрушающую близкие человеческие, и прежде всего, семейные отношения. Но что делать, если человек уже не способен к другой жизни?
Вторая часть записей характеризует времяпрепровождение Дюфрена. Череда тусовок, алкоголь, наркотики, девушки. Столицы разных стран мелькают, как в калейдоскопе, но они ничем не отличаются одна от другой. «Дискотекизация» мира, о которой говорит Дюфрен, стирает границы.
Таким же калейдоскопом мелькают лица французских звезд кино, литературы, журналистики, рекламы, телевидения. По этим именам, в значительной части частью незнакомым, взгляд скользит, не останавливаясь. Подумал, если б здесь были имена российских звезд, было бы любопытнее? Нет, поскольку мне все равно, где «зажигают» бесконечные ксюши собчак, тимати, димы биланы, маши малиновские, жанны фриске…
В бесконечном «празднике» Дюфрен пытается утопить тоску одиночества. Безуспешно, конечно. Желание настоящих чувств проявляется в таких мыслях: «Было бы неплохо для развития киноискусства снять порнофильм, где актеры занимались бы любовью, повторяя друг другу «я тебя люблю» вместо «что, потекла, сучка поганая?». Говорят, в жизни такое бывает».
И третья группа записей, ради которой роман можно бесконечно перечитывать. Это афоризмы Бегбедера. Может быть, когда-нибудь выйдет книга этого популярного эпатажного писателя, содержащая только афоризмы. Немалая их часть будет взята из «Романтического эгоиста».
«Все мои признания в любви происходят либо раньше времени, либо слишком поздно. Потому что я говорю «я тебя люблю», только чтобы склеить или утешить».
«Успех могут вынести лишь крайне претенциозные люди. Ибо они считают, что он в порядке вещей».
«Сложность не в том, чтобы ответить на вопрос: «Зачем мы живем?», а в том, чтобы не задавать его себе».
«В ту минуту, когда я начал писать эту фразу, я искренне думал, что смогу сказать что-то интересное, и вот к чему это привело».
И т.д.


Рецензии