Первая любовь

 
      Жила девочка в селе, училась в третьем классе сельской семилетки. Это было так давно..1950 год. В те, послевоенные годы, села в Украине были ещё очень бедными. Селяне работали с утра до ночи за трудодни, денег плотили мизер за эти трудодни и их умели возвратить назад в госказну налогообложением на все, что можно было придумать.За корову, телёнка, свинью и страховки на постройку, налог на деревья. А также обязательный выкуп облигаций на воссановление страны. А ещё были штрафы за "невыработанный минимум трудодней, т.е. 280 дней в году. Транспорт: лошади с бричками и 1 грузовик, ну ещё трактора. Даже электричество ещё не провели. Отопление печное. и в школе тоже.

    На девчёнку дома ложилась работа по хозяйству: днем надо было покормить корову, свинью,теленка, собаку и курей. А также успеть сварить что-нибудь, к приходу отца и матери на обед. В то время сестра, старше её на 9лет, уже завербовалась работать в городе, а брат,на 6 лет моложе, ничего не помогал по дому. Кстати, он в семье считался ребёнком аж до 14 лет, пока девки, в отсуствие родителей, начали бегать к нему домой. Из-за такого тяжёлого детства, росла девочка худая, некрасивая и часто болела. Ласки тоже не знала. Мама всегда уставшая и сердитая, часто давала трёпки, отец в воспитание детей не вмешивался. Воспитывали нас сельские учителя. Да не только нас, но и родителей тоже.

 Это в селе была вторая власть, после Головы и Правления колхоза. Они были умные, богатые
 (потому что, работали за деньги) и очень культурные. Пользовались особыми привилегиями; колхоз обеспечивал их жильем:квартира у хорошей хозяйки или отремонтированный брошенный дом, а также топливом и продуктами по дешёвой цене. В то время по распределению работали
у нас много учителей, но мало, кто из них остался, после отработки 3-х летнего стажа.

     К нам тогда приехал учитель математик около 30 лет, еще не женат и очень красивый.  Русая шевелюра волос, голубые глаза, высокий, плечистый, культурный и умный. Его все полюбили, за его характер. Но надо сказать, что он вел себя несколько отстраненно от женщин. За это его шепотом звали "монах", а мы ученики - Маяковским. Он своей статурой напоминал нам его, увиденного в кино. Вообщим мы все его очень уважали и любили детской любовью. Он жалел нас, сельских оборванцев, и проявлял о нас заботу. Кого дома сильно били,то он и другие учителя вызывали родителей на педсовет и стыдили. В лице педагогов мы видели не только воспитателей, но заступников. А родители побаивались их, кому нужен позор в селе?  Все дорожили своей репутацией.
 
     В то время учеников привлекали к срочным работам в колхозе. Уборка свеклы, качанов кукурузы, а также овощей - это мы воспринимали на ура! Учиться всё-таки надоедало. Ну а третий класс позвали весной выливать сусликов из нор.  3-4-5 клас доставили на поле на бричках и бортовой машине(кого привезли на машине, горланили песни). Она приехала на бричке, чуть печёнки не выскочили, пока дотарабанили. Выцарапаться на борт грузовика не дали пацаны, как-то оттеснили. Надзор над этой шумной и веселой компанией был со стороны учителя и 2-ух учительниц. В бочках подвозили воду. Мы носили ведрами её к норкам, лили туда, а оттуда выскакивал толстый жирный суслик.. Его надо было или схватить за холку, или стукнуть по башке дощечкой. Оглушенную тушку бросали в мешок. Вся эта "смертьврагам" проходила шумно и весело. Потом тушки куда-то отвозили, сдирали шкурки и шили шубы.

     Так как наша девочка не очень могла убивать суслика по голове, а хватать за шейку боялась, чтобы не грызнул, то она взялась носить воду. Да так усердствовала, что через час чуть с ног не падала. Это сразу заметил наш учитель, и заставил носить только по пол-
ведра. Наверное увидел, что это худое, тщедушное существо не выдержит до конца смены, ну а его слово было закон для всех. Еще через час он поменял местами. воду сказал носить старшим ребятам, а девочкам поменьше собирать тушки, ей же поручил держать мешок и также следить, чтобы оживший зверек не выскочил.

     Она с такой преданностью и восхищением смотрела на учителя, что он невольно на неё поглядывал с нежной улыбкой, как спаситель своей маленькой ученицы. Вообще-то она была отличница, потому и раньше в стенах школы улитель смотрел, чтобы её не обижали.Но самое интересное произошло после окончания работы. Все уже были на порядок уставшие, и не так хохочущие. Кто хотел, садились на брички и уезжали. Остальные ждали грузовик.Она тоже осталась ждать. Учитель был на велосипеде( а это в то время - редкость) Он подошёл и спросил; "Устала?" -"Ну да". -"И кушать хочешь?" В ответ молчание, и тоска в голодных глазах. "Сейчас отвезу тебя домой". 
   Что это было... Зависть в глазах стоявших рядом пацанов; её повезут великом! Взгляды старших девочек, безнадёжно влюбленных в учителя и раскрытые рты недоброжелателей.

Учитель подошёл к своим коллегам, что-то сказал им, потом усадил ее на раму велосипеда. Она ещё возразила; "Я на багажнике" -"Нет, садись здесь, чтобы не упала". До села было ехать километра 3, да ещё по селу с километр. Дорога грунтовая с камешками и выбоинами. В ягодицы врезалась рама. Худые её руки уцепились в руль, чтобы не упасть. И было как-то не по-себе от этого внезапного внимания и заботы, что щёки горели огнём.Страх прошел через несколько метров пути, но она наверное ёрзалась на раме, что учитель спросил;"Что давит в попу? Давай мешок подложу, вон сзади на багажнике" -"Не..не надо". Конечно мешок был нужен, но ей стало так стыдно, что он спросил о "попе", которой твёрдо сидеть, что она, ошеломленная такой заботой, готова была сидеть до посинения на голой раме, чем признаться в  неудобствах.
 -"Ну как хочешь" Он понял её смущение и не стал настаивать. Зато приказал;" Держись хорошо и притулись ко мне, чтобы не упасть". Его руки крепко держали руль и её худенькое тело, плотно прижатое к его груди. Грудь была горячая, слышны были удары сердца, его руки
поддерживали её с обеих сторон и они летели на велосипеде, двое счастливых человека, он от своего мужества и возможности помочь маленькой ученице, а она от любви и нежности к
Нему, такому хорошему и заботливому, вся горела, как лучинка в костре.

  Под ногами неслась полоса серой земли. Он очень умело объезжал выбоины и кочки, крепче прижимая её к себе, вытянутыми к рулю руками, иногда предупреждая: " Не бойся.. Держись"
 Голос был нежный, может почти отеческий, но от отца она не видела ласки. Это непонятное
чувство теплоты, доверия к взрослому мужчине, благодарности к нему было как молния, пронзившая её сердечко, ещё детское, но всё-таки уже подрастающей девушки. До самого седьмого класса она тайно любила его. Ревниво следила, за кем он попытался ухаживать, и не женился ещё много лет.Учительница немецкого языка, потом лаборантка с молокосборного пункта, да и ее сестра-красавица были не равнодушны к нему. Сестра его зацепила поговорить, когда мол жениться собираешься. На что он сразу ответил, "ты же не вернёшься в село жить" А Лаборантка стала встречаться с молодым гинекологом, что приехал в отпуск к матери в село. Учительница-немка тоже в селе жить не планировала.

   Вот так и ходил наш учитель холостым долгие годы. Девочка любила его ещё четыре года, как идеал мужчины. А потом стала влюбляться в своих ровестников, которых всегда сравнивала со своим УЧИТЕЛЕМ и находила, что они менее достойны.

 Село стало расцветать. Проложили асфальтную дорогу. Провели газ. Стал курсировать автобус. Учителю построили дом от колхоза в кредит. Построили новую красивую школу и он был назначен там директором. А чуть раньше открылся его секрет, почему он долго не женился. Когда уже был построен дом ему - он привёз свою больную старую маму, ходила она на костылях, а потом передвигалась в инвалидной коляске.

   Женился он в 38 лет первый раз. Его мама сказала , что он Все эти годы мечтал забрать её к себе, чтобы обеспечить ей нормальную старость.  До того она жила в семье своей старшей дочки, где ей было плохо. Вот и невесту он искал, чтобы согласилась опекать маму-инвалида. Его женой стала, приехавшая из райцентра в село работать главным бухгалтером женщина на  год старше его, не очень красивая, но тоже добрая характером и порядочная. Она в молодости перенесла неудачный брак и потом оставалась долгие годы одинокой. И он оказался не "негодный монах" , а вполне нормальный. Она рискнула к сорока годам выносить и родить ребенка-Сына. 

 Однажды через многие годы был в сельской школе вечер встречи выпускников. Школа уже была десятилетка. Девочка уже замужняя женщина с 2-я детьми, приезжая в село к своей старенькой матери, узнала об этом и решила приехать в следующий выходной, чтобы ещё раз увидеть своего старого учителя, тем более, что приглашали все прошлые выпуски учеников.На
вечере она подошла к учителю, то есть к директору школы, уже старому и седому, и сказала,
что когда-то в школьные годы тайно любила его. На это он ответил; "Я знаю... Да меня многие любили, Ну ты была ребёнок ещё.. А подруги мои за меня замуж не хотели. Пугала их сельская жизнь, со своим укладом и своими законами
    Вот не встретил бы супругу, так и остался бы холостяком". И засмеялся, как может смеяться пожилой, но счастливый человек. А она смотрела на него и думала , какой большой души ОН, этот ЧЕЛОВЕК, посвятивший свою жизнь воспитанию хороших людей в этой ЖИЗНИ.

 
 


Рецензии
Тамара, все что написали - это биография страны и душ людей того времени. Я родился в Ивановской области и застал точно таких же людей, те же условия жизни, и те же чуткие отношения людей, которых сейчас днем с огнем не сыщешь! Виталий.

Виталий Кондратьев   18.05.2009 15:09     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виталий! Ваши миниатюры и рассказы мне очень понравились.
Сама себе удивляюсь, созвучны моему голосу совести.
Спасибо!

Тамара Безуглая   18.05.2009 21:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.