Интегральная йога. Христианский взгляд. Гл. 3

Глава III.
Интегральная йога в действии. Письма пострадавших.


В информационном бюллетене, издающимся в ашраме Шри Ауробиндо, в Пондичери, в Индии, под рубрикой «Интегральная йога в бывшем Советским Союзе» публикуются письма, правда, в английском переводе, наших соотечественников, обращающихся непосредственно в ашрам с самыми разными вопросами в надежде получить практические советы или помощь.
Вот некоторые из этих писем:

(Роман Д. пишет о своём друге Максиме Власове из С.Петербурга.)
Из того, что я читал у Шри Ауробиндо, у Матери и у Сатпрема, следует, что Максим в ходе своей садханы [духовной практики] переживает определённые внутренние процессы. Но недостаток или нежелание понимания этих процессов со стороны отца Максима препятствует их полному развитию, и существует опасность, что Максим останется без чьей-либо помощи и поддержки. Все попытки помочь Максиму заканчивались до сих пор неудачей. И теперь Максиму реально грозит изоляция в психиатрической больнице.
Процессы, о которых идёт речь, продолжаются в ходе садханы Максима, причём его проблемы и трудности всё увеличиваются. Насколько я понимаю, поток «шакти» [космической энергии] уже достиг центров Максима [имеются в виду чакры или нервные центры, расположенные вдоль оси позвоночного столба]. Общение с окружающими людьми становится всё сложнее и сложнее для Максима. Поэтому он обращается к вам за помощью.

Январь 1994 г.

[Пишет сам Максим]
Я нахожусь в том же состоянии сознания. Моё сердце говорит мне, что я умер. Я верю во Всевышнего… Я ничего не вижу и не слышу, а моя память полностью отсутствует. Мне очень сложно совершать даже самые обычные действия, и я совсем не могу разговаривать. Прошу вас понять, что через сердце я был выброшен в другое измерение сознания.

[Роман, друг Максима добавляет:]
Хочу ещё кое-что добавить к письму Максима. С лета прошлого года Максим пытался медитировать, используя технику концентрации сознания над головой. Он также пытался полностью предать свой разум в руки Бога. Одно из этих попыток оказалась успешной, и разум Максима полностью оставил его вместе с сознанием зрения. Насколько  я понимаю, он пребывает в состоянии созерцания «пассивного Брахмана». При этом мыслительный процесс полностью отсутствует и всё окружающее он воспринимает только сердцем. Если к нему обращаться на уровне разума, он просто не реагирует. В результате такой перемены, происшедшей в нём, у него возникают конфликты с окружающими. Его близкие уже предпринимали попытки поместить его в психбольницу. Ему ещё только семнадцать лет.
Многое указывает на то, что Максим переживает процесс трансформации. В книгах описываются подобные состояния, особенно в книге Сатпрема «Разум клеток», где даётся описание процессов трансформации материи. Мы все здесь обеспокоены тем, что если это действительно процесс трансформации, то он будет прерван, и ему не дадут завершиться.

Март 1994 г.

[Больше никакой информации о состоянии Максима не поступало].

                *               *              *

[Длинное письмо, написанное по-русски, было получено от Алексея 22 октября 1993 года. Алексей описывал в нём свои опыты во время ночного сна. Письмо было отдано для перевода на английский и потерялось. Мы сообщили об этом Алексею 25 февраля 1994 г. И попросили его повторить своё письмо по-английски. Ниже приводятся отрывки из этого письма:]

Большое спасибо за ваше письмо. Оно придало мне много силы. Под впечатлением от вашего письма я лёг спать и проснулся в шесть часов утра вследствие опыта, аналогичные которому происходят со мной довольно часто. Обычно они предшествуют непосредственно моменту засыпания, происходят во время сна или перед пробуждением. По физическому ощущению это можно сравнить с прохождением через моё тело электрического тока. Однажды у меня заложило уши от стоявшего в них оглушительного свиста, а перед глазами плыли красные круги, как после сильного надавливания на глазные яблоки. Иногда я слышу барабанную дробь или глухие раскаты грома. Сначала мне становилось от этого очень страшно, теперь я уже почти привык к подобным вещам. Во время подобных опытов у меня сильно учащается пульс, после чего меня прошибает холодный пот.

С мая 1993 года я начал читать книги Шри Ауробиндо и Матери.
Примерно пять лет назад, когда мне было 14 лет я прочитал книгу «Открытие третьего глаза». Я не относился тогда к этому серьёзно, но всё же начал делать некоторые из описанных там упражнений. Однажды во время бессонной ночи, в 3 часа утра я заметил, что в темноте вырисовывался силуэт лица, которое, казалось, наблюдало за мной. Испытывая чувство недоверия, я спросил его: «Ты можешь открыть свой третий глаз?» И тогда третий глаз стал постепенно открываться [Из письма не ясно следует, чей третий глаз]. Лучистая энергия пронизала всё мое тело и оно перестало меня слушаться. Я не мог даже закричать. Вибрирующая энергия с силой придавила меня к кровати, и в ушах у меня звучала барабанная дробь. Я как будто проваливался куда-то в пустоту. Через какое-то время я увидел с потолка своей комнаты своё собственное тело, лежащее на кровати. Затем всё прекратилось. Я снова очутился в постели. Но «глаз» начал снова открываться. Я не хотел повторения этого опыта, встал и зажёг в комнате свет. Я был весь в холодном поту и меня бил озноб. Это продолжалось около 15 минут. Такой опыт приключился со мной впервые.

Аналогичный опыт я пережил 22 октября 1993 года. [В день получения первого письма Алексея в ашраме]. Я спал, когда почувствовал, что тело моё разрастается во все стороны и становится огромным, но чувствовал я себя при этом хорошо. Затем это пространство начало проникать в моё тело. [Из текста письма не совсем ясно, что же именно происходило, очевидно, имеется в виду выход из тела]. На большой скорости я влетел в своё тело через грудную клетку. В этот момент я проснулся. В безмолвии я летал к малым звёздам. Это было похоже на звёздное небо, но звёзды были, как будто упакованы в коробки. Я не долго пребывал в этом состоянии и был из него выведен. Я попытался проникнуть в своё тело, но мне это не удалось. Меня как будто что-то вытесняло оттуда. Я попытался ещё раз и снова безуспешно. Я просто лежал на кровати, ощущая определённую силу в ногах.

Не подумайте, что я сумасшедший или что-то в этом роде. Хочу добавить, что иногда ощущаю дрожь во всём теле во время сна. Свет, Покой и Единство, все эти три переживания согревают моё сердце.

14 марта 1994 г. Алексей Кобякин, г.Владимир, Россия

                *        *       *

Справедливости ради надо сказать, что среди писем, поступающих в ашрам с территории бывшего СССР, много и восторженно-хвалебной корреспонденции следующего содержания:
«Хотим поделиться с вами нашей общей радостью по поводу того, что учение Шри Ауробиндо находит своих последователей и в России, озаряя своим светом наши сердца. Это Благодать, ниспосланная нам свыше. В результате долгого и трудного пути мы, наконец, пришли к Шри Ауробиндо, который даёт нам возможность осознания высшей Истины. Земля ещё не видела равных ему учителей.
До нас доходят лишь крупицы учения Интегральной Йоги, которые мы пытаемся применять на практике…»   

Ольга Вдовина (31 год), Марта (33года), Василий (31 год), пос. Советский, Россия.

                *                *                *

Что это за «высшая истина» и как она порой познаётся, мы видели из приведённых выше писем, настораживающих или просто страшных, страшных для каждого нормального человека не только тем, что в них сквозит явная бесовская одержимость авторов, но даже, пожалуй, гораздо больше пугающих нас тем, что все эти несчастные люди, угодившие в сети дьявола, очень далеки от понимания того, что с ними происходит на самом деле. Хотя, конечно, эффект от познания таких «высших истин» далеко не всегда имеет столь ярко выраженный оккультно-потусторонний характер сатанинской одержимости, но может проявляться и как будто в обыденных и совсем незаметных вещах и обстоятельствах, имея при этот один и тот же неизбежный результат: сломанные жизни, загубленные души, ожесточённые сердца, непомерная гордыня, самообман, который рано или поздно становится очевидным. И нередко осознание загубленной жизни и напрасно потраченного времени ведёт к надлому психики, нервным срывам и, в конечном итоге, к трагическому исходу.

Причём вероятность трагического исхода в результате увлечения оккультными фокусами признаётся и Матерью, и Ауробиндо. В частности, Мать рассказывает в назидание своим ученикам следующую историю: «Очень давно, когда я жила во Франции, я знала человека, который …вошёл в контакт с витальной сущность. [Попросту говоря, с дьявольским существом]. Он увлекался азартными играми и большую часть времени проводил за игрой в рулетку. Несколько месяцев в году он жил в Монте-Карло, где играл в рулетку, а остальное время проводил на юге Франции и играл там на фондовой бирже, спекулируя ценными бумагами. Надо сказать, что этот человек постоянно использовался какой-то сущностью, и делалось это при помощи автоматического письма. На протяжении многих лет он получал точные указания относительного того, как ему надлежало действовать в тех или иных игорных махинациях. Если это касалось игры в рулетку, то он получал указание, на какой именно номер делать ставку, после чего непременно следовал выигрыш. Естественно, что человек, о котором идёт речь, преклонялся перед этим «духом», который выступал для него безценным источником откровений. На фондовой бирже заботы «духа» также не оставляли его, и он неизменно бывал в выигрыше. В конце концов, он баснословно разбогател и стал хвастаться перед своими друзьями, рассказывая, как ему удалось достичь этого.
Среди друзей нашёлся один человек, который предостерёг его от чрезмерной доверчивости к «духу», подчеркнув, что «дух» этот совсем не выглядел добропорядочным. Но тот не послушал дружеского совета. И вот, спустя несколько дней в Монте-Карло… Привыкнув к выигрышам, он всегда делал высокие ставки и срывал весь банк, вызывая при этом страх у всех присутствовавших. «Дух» шепнул ему: ‘Ставь всё, что у тебя есть, на такой-то номер, всё, что есть…’ Он так и сделал и тут же всё проиграл! Но у него ещё оставались какие-то деньги от биржевых махинаций. Про себя он подумал, что это было всего лишь невезение. Опять он получил чёткое указание от «духа» и опять послушался его, и опять всё проиграл. Теперь он был полностью разорён. И вот «дух»-руководитель. Решив поставить точку в затянувшейся игре, шепнул ему на ухо: ‘А теперь ты покончишь с собой и застрелишься’. Влияние «духа» было столь сильным, что человек не посмел ослушаться… Так закончилась эта история, за подлинность которой я ручаюсь».  (“Glimpses of the Mother’s Life”).

Письма, направленные в ашрам с просьбой о помощи, остаются, конечно, без ответа. Так, попавшие в беду люди, оказываются предоставленными самим себе и остаются один на один с демоническими силами. Показательно, как сам Ауробиндо описывает в книге “On Himself”  свою собственную реакцию на обращение к нему тех, у кого возникли проблемы в ходе занятий его интегральной йогой:
«Один человек (не относящийся к разряду учеников, у меня в ту пору их не было), спросил меня, как заниматься йогой. Я ответил ему: ‘Сначала заставь замолчать свой ум’. Он так и сделал, и его ум стал безмолвным и пустым. Тогда он прибежал ко мне с криком отчаяния: ‘В моём мозгу нет ни одной мысли. Я не в силах думать, я становлюсь идиотом’. Бедняга, он даже не дал себе труда проанализировать, откуда приходят мысли, которые он выражает словами! И не понял, что тот, кто уже является идиотом, не может им стать’».

Здесь на память приходит один как будто бы невинный анекдотец о врождённой глупости и идиотизме, рассказанный Матерью своим ученикам:
«Вы знаете, что Иисус Христос исцелял больных, возвращал слепым зрение, глухим – слух и даже воскрешал мёртвых. Узнав обо всех этих чудесах, один человек подошёл к Иисусу Христу и сказал, обращаясь к Нему: ‘У меня есть очень интересный для Тебя случай… мой сын нуждается в исцелении от глупости!’ Иисус посмотрел на человека широко раскрытыми глазами и смущённо ретировался. Это было единственное, чего Он не мог сделать, исцелить от глупости! Это, конечно, шутка, но задача действительно очень сложная, хотя и не безнадёжная».  (“Glimpses of the Mother’s Life”, pp.89-90).

Так, прибегая к образу невинной, казалось бы, шутки, и как бы невзначай, Мать исподволь внушает своим ученикам, слушателям и читателям сомнение во всемогуществе Христа Спасителя. Более того, она противопоставляет Ему, – опять как бы в шутку, - своё собственное «всесилие» и «всеведение». Спасительному учению Христа, таким образом, противопоставляется оккультное, демоническое учение йоги, которое, якобы, способно решить абсолютно все человеческие проблемы. Плачевные, ужасающие результаты применения этого «всесильного» йогического учения на практике прекрасно иллюстрируются вышеприведёнными письмами тех несчастных, кто поверил этому учению.

Свой богохульный анекдот Мать приводит в заключение рассуждений о том, что природная, врождённая глупость и идиотизм поддаются излечению в результате контакта глупца с его психическим существом. «Есть такой способ (чтобы избавиться от глупости). Это не просто, но в принципе достижимо. Я знала людей, отличавшихся чрезвычайной глупостью, по-настоящему тупых. И эти люди смогли избавиться от глупости с помощью внутренней устремлённости, которую они не могли, правда, сформулировать, у них и способности такой не было, формулировать что-то словами. Тем не менее, они могли войти в контакт со своим психическим существом. Это не был постоянный контакт, а лишь мимолётный, мгновенный. Но в момент контакта со своим психическим они становились необычайно умны и говорили замечательные вещи. Я знала одну девицу, очень глупую, у неё не было никакого образования, совершенно ничего; люди говорили, что это был безнадёжный случай. Так вот, когда она входила в контакт со своим психическим существом, она приобретала способность понимать сложнейшие вещи и делала при этом глубокие замечания. Но как только контакт с психическим прекращался, она снова возвращалась в своё обычное состоянием. Её врождённая глупость и тупость проходила только в момент контакта с психическим. Поэтому метод избавления от тупости довольно сложен, вы должны научиться постоянно поддерживать контакт со своим психическим существом». (“Glimpses of the Mother’s Life”, p.89).

Конечно, согласно логике известной оккультистки, Христос Спаситель не знал, да и не мог ничего знать о психическом существе, поскольку скрытое присутствие этого существа в человеке открыл только Ауробиндо, живое воплощение «божественного» на земле, почти двумя тысячелетиями позже. Оттого-то Спаситель в кощунственной интерпретации Миры-Матери и стушевался перед «непосильной» для Него задачи исцеления человеческой глупости. А вот интегральная йога предлагает себя на все случаи жизни в качестве прямо-таки панацеи от всех бед. «…В йоге всё становится возможным», - настойчиво уверяет нас неоведантистский «пророк» Ауробиндо. (“On Himself”).   

Что касается самого Ауробиндо, то он вообще ставил Иисуса Христа в один ряд с Цезарем, Наполеоном, Чингиз-Ханом и другими историческими личностями подобного масштаба, называя их «вибхути», что по его собственному определению означает следующее: «…облачённое в ментальную форму живое существо, в котором получает своё выражение и выполняет определённую работу сила Божественного».
При этом и Мать, и Ауробиндо отводили себе значительно более высокую роль «аватаров». «…Аватар это тот, кто осознаёт в себе присутствие и силу  Божества, воплотившегося в нём, Божества, управляющего изнутри его волей, жизнью и действиями». (Собр.соч., Шри Ауробиндо, СПБ, 1998, Глоссарий терминов, стр. 376).

А вот как «великий индийский пророк» объясняет, что за чудодейственная сила. Преобразующая окружающий мiр, действует в нём и через него: «Что такое сила Шри Ауробиндо? Это не частная собственность его тела или ума. Это Высшая сила, используемая мною или действующая через меня. Конечно, это божественная сила, поскольку это единственная действующая в мiре сила, но действует она в соответствии с природой своего орудия. Йогическая Сила отличается от других, так как это особая энергия духовного сознания». (Из письма от 6.02.1935, “On Himself”).

После такого навешивания аватаром Ауробиндо подобных ярлыков на исторических личностей, на Богочеловека Иисуса Христа и на самого себя создаётся впечатление, что он, по меньшей мере, никогда в глаза не видел Нового Завета, хотя это совершенно исключено, ибо Ауробиндо до 21 года рос и воспитывался в Англии, как-никак стране христианской, и получил там очень хорошее образование. А раз так, то в лице Ауробиндо мы явно имеем дело с сознательно-воинствующим язычником-неоведантистом, задача которого сводится к утверждению своего йогического, открыто антихристианского учения.

Конец главы 3. (Продолжение следует)
(С переводом стихов Ауробиндо Гхоша можно ознакомиться на моей странице)


Рецензии